Урок Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции ( по произведениям русской литературы)
«Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции»
(по произведениям русской литературы. )Для обучающихся в 8- 10 классах.
Разделы: Преподавание литературы. Учитель русского языка и литературы Шевченко Л.Е.
ГБОУ ЦО № 133 Невского района г. Санкт –Петербурга.
«Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги.Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища».
А. Франс
Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.
Появившийся в педагогике в последние годы новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.
Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.
Мастерская — это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое. Главное условие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке. .В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.
Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление.
Этапы мастерской:
Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой). С этой целью было использовано музыкальное сопровождение, эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание «вокруг» слова «Счастье», причём неожиданное и личностное. Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.
Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «деконструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, подбирали пословицы по теме урока, а также выявили связь песни и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.
Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, выяснили особенности изображения грозы разных авторов, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.
Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: Что стало причиной нравственного разложения чиновников и общества в целом в произведениях русских писателей.
Работа с текстами. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.
Афиширование – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.
Рефлексия – Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение к собственным способам действий.
Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.
На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:
Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
Создание личностной мотивации;
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
Чередование индивидуальной и коллективной работы;
Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
Вышеперечисленные ценности инновационной технологии, феномен которой в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с людьми, понимания главных условий, помогают в разработке и внедрении новых оригинальных мастерских.
Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь общества, свой внутренний мир и задуматься над тем, что мы должны заронить в души юного поколения. Это определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их творческих способностей.
Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ
Методы: проблемно-поисковый, диалогический.
Цели урока:
- учить анализировать тексты произведений;
- способствовать формированию знаний учащихся о коррупции, её причинах, основных направлениях борьбы с ней;
- формировать антикоррупционное мировоззрение,
- воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней.
Наглядные материалы и оборудование:
- плакаты по теме;
- презентация по теме;
- произведения Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и других писателей о коррупции чиновников.
Оформление: Запись на доске.
Были б добрые в силе, а злые слабы –
Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!
Если б в мире законом была справедливость –
Не роптали бы мы на превратность судьбы.
Омар Хайям.
Презентация к уроку;
Карточки с заданиями, дополнительный, справочный материал,
Средства обучения: мультимедийная система, ПК.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Сегодня мы вновь встретимся с героями знаменитых произведений, в которых ставится проблема коррупции. Рассмотрим причины взяточничества и чинопочитания.
2. Индукция. Постановка задач урока. Осмысление темы.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока «Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции..» Нам необходимо:
формировать знания о коррупции, её причинах и направлениях борьбы с ней;
- формировать антикоррупционное мировоззрение,
- воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней.
Вопрос: -Какие произведения вы знаете, в которых раскрывается тема коррупции?
А) А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». - 8 клБ) Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». - 8 клВ)А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». - 9 -10 клГ) Н.В. Гоголь. Роман «Мёртвые души». - 9 -10 клД) Г.Р. Державин. Оды.
Задание: В современном обществе все чаще звучит слово «коррупция». Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое коррупция. Напишите о них. (Индивидуальная работа).
3. Самоконструкция (Учащиеся называют:).Объяснение слова «коррупция», исторические корни коррупции в России.
Значение понятия «коррупция».
Обучающиеся дают различные определения этого понятия.
Коррупция– это …
Чтобы выяснить правильное значение этого термина, мы обращаемся к словарям.
Работа со словарями:
Группа № 1: толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:
Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Группа № 2: советский энциклопедический словарь:
Коррупция – это:
А) Продажность чиновников.
Б) Поборы.
В) Преступление.
Г) Взяточничество и подкуп.
4. Социоконструкция1. Итак, Коррупция – преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
Выступление учащихся с сообщениями об исторических корнях коррупции в России:
- Мздоимство на Руси.
- Борьба с коррупцией в эпоху Петра I.
- Коррупция в наши дни. Выскажите своё мнение.
Коррупция - это взяточничество, хищение, моральное разложение общества.
Дискуссия на тему: «Коррупция в современном обществе».
А) Причины коррупции:
Экономические трудности.
Несовершенство законодательства.
Низкий уровень заработной платы.
Б) Факторы коррупции:
- корысть, стремление жить лучше;
– экономическая целесообразность;
– бездуховность членов общества.
2. Учитель: Почему в наши дни уделяют большое внимание борьбе с коррупцией?
Рост коррумпированности чиновников.
Моральное разложение общества.
Примечание: Коррупция - это проблема; это боль общества, это моральное разложение общества, поэтому надо её искоренить.
3. Проблемы коррупции в произведениях литературы русских писателей.
Ваш долг есть: сохранять законы.
На лица сильных не взирать.
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять. (Г.Р. Державин).
Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
- Какова основная мысль произведения?
- К кому обращается автор?
- О чём просит Державин и «властителей», и «судей»?
5. Социализация (Учащиеся работают с текстами произведений)
1) Слово учителя:
– Давайте посмотрим, как показал Д.И. Фонвизин нравственную деградацию помещиков в комедии «Недоросль»
А) Чтение отрывка из комедии «Недоросль».
(Действие 1, явление 1 - 3)
- Какой предстаёт помещица Простакова перед читателями?
- Какие идеалы помещицы вызывают осуждение? (материальноеобогащение любыми способами).
- Как была наказана помещица и за что? (Действие 5, явление 1).
Б) Чтение отрывка из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
(Действие 2, явление 2; диалог Фамусова и Чацкого).
- Как вы понимаете фразу Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
- Что имеет в виду герой?
- Каковы идеалы Фамусова?
- А что это, если не нравственная деградация ?- Какой характеристики заслуживает Скалозуб ?
- Что сделало его таким ? ( Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» ( Обучающиеся отвечают, цитируя произведение.)
Ученики делают вывод:
Чиновники, которых обличает А.С. Грибоедов устами Чацкого, морально разлагаются . Такие, как Максим Максимыч, ставшие для скалозубов и фамусовых идеалом, стали законодателями аморальных правил жизни общества.
В) Чтение отрывка и беседа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:
(Действие 2, явление 9; городничий даёт взятку мнимому «ревизору»)
- О чём идёт речь в данной комедии?
- Какие пороки общества высмеивает писатель?
- Почему чиновники дают взятки «ревизору»?
- Как себя ведёт ревизор и почему?
Ученики делают вывод:
Да, эта болезнь заразительна. Теперь берет взятки и сам Хлестаков. Ему это нравится. Он доволен собой.
Учитель: Что стало причиной морального разложения чиновников?
Ученики: Продажность чиновников. Поборы. Преступления.
Взяточничество и подкуп………. Одним словом, коррупция.
Д) Чтение отрывков и беседа по роману Н.В. Гоголя «Мёртвые души»:
- Какова главная тема романа?
- Какие пороки человека и общества раскрывает писатель?
- Почему Чичиков решается на подкуп и помещиков, и чиновников?
- Какую роль сыграло воспитание героя, наказы его отца в том, что Чичиков
стал взяточником и обманщиком?
- Как выдумаете, почему чиновники города и губернские помещики
откликаются на просьбы Чичикова, идут на должностные преступления:
берут взятки, подписывают бумаги?
Ученики делают вывод:
Чиновники, которых обличает Н.В. Гоголь, морально разлагаются вследствие прямого использования прав, связанных с должностью каждого из них в целях личного обогащения.
Е) Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» и работа с текстом:
- Почему полицейский надзиратель Очумелов конфисковал крыжовник?
(всё позволено, так как он должностное лицо).
- Почему Очумелов то и дело меняет своё мнение, когда окружающие
гадают – чья собака?
Ученики: он лицемер, пресмыкается перед вышестоящим начальником.
Итог урока:
- Почему русские писатели и поэты обращались к теме коррупции?
- Почему в современном обществе так трудно искоренить это явление?
- Какими способами необходимо бороться с коррупцией?
Учитель: Бюрократия в «государственном аппарате» неистребима. Взяточничество, «своелюдие», мелкая и крупная коррупция, подлог — это обязательные составляющие любой государственной' «машины». Когда через восемьдесят лет после написания «Мертвых душ» и «Ревизора» первые советские руководители создавали первый социалистический чиновничий «аппарат», они, прежде всего, указывали на то, что этот аппарат не должен быть многочисленным. Их надежды не оправдались: чиновников становилось все больше, а желанного порядка и ясности в делах все меньше.
Несмотря на смену времен, и эпох, люди по своей сути не меняются и пороки чиновников: корысть, зависть, стремление к собственной выгоде, наушничество, зубоскальство — есть в них сейчас точно так же, как они были в чиновниках гоголевский эпохи. Именно с такими качествами в своей общей массе и предстает перед нами чиновничество в поэме «Мертвые души» и пьесе «Ревизор». Нужно сказать, что изображение чиновников в обоих произведениях различно, и каждое выполняет свою особую задачу, связанную с замыслами обоих произведений.
5. Домашнее задание:
8 класс – перечитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
9 класс – дочитать роман Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
10 класс – прочитать пьесу А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся».
6. Афиширование
Учащиеся показывают результаты работы в группах.
Излагают свои представления о причинах разложения общества;
Излагают свое отношение к коррупции и мнение о том, как с ней бороться;
7. Рефлексия
- Каково ваше мнение о нашей работе на уроке?
- Какие чувства испытали вы, анализируя поступки героев литературных произведений?
- Ваши мысли о проблеме, рассматриваемой на уроке…
- А ваша собственная работа дома при подготовке и на уроке была полезна для вас?
Подвожу итоги: озвучиваю результаты труда уч-ся и выставляю оценки.