Разработка урока «Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы»


МОУ гимназия № 20 им.Станчева п. Каменоломни

Разработка проекта по теме:
«Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы»
7-й класс
разработанный
учителем истории
Е.Н.Сапелкиной"Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы"
Цель: Знакомство с особенностями дворянского быта и обычаев, посещение дворянской усадьбы N
Задачи:
получение знаний о дворянской усадьбе, питании, моде мужской и женской, развлечениях дворянства XVIII в.;
научить поиску информации в Интернете;
развивать умение выделять в потоке информации главные мысли, важные факты;
развитие навыков у учащихся презентации собственных знаний;
развитие творческих способностей учащихся;
приобщать учащихся к культурным ценностям нашей страны;
побуждать интерес к посещению музеев – усадьб и других государственных музеев (Оружейная палата, Третьяковская галерея и др.);
овладение компьютерными технологиями составления презентации в программе Power Point;
научить оформлению готовых проектных работ, составлению словаря новых терминов по культуре;
придать процессу учебы больше привлекательности.
Межпредметные связи: история, МХК, музыка, ИЗО
Планируемый результат: Презентации учащихся на уроке “Один день из жизни дворян в усадьбе”, словарь терминов по теме.
Сроки работы: две недели.
Основные этапы работы над проектом:
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания
Определение темы проекта.
Определение цели проекта. Учитель называет тему, предлагает ее и цель учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
1.2. Выделение основных вопросов в теме проекта.
Постановка задач. Учитель предварительно вычленяет семь вопросов темы и предлагает учащимся для выбора
(Темы см. урок) Каждый ученик выбирает себе один из предложенных вопросов.
1.3. Формирование творческих групп и определение роли каждого учащегося в проекте. Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные вопросы. Учащиеся группируются в соответствии с выбранными вопросами в малые команды (записывают в регистрационные листки свои роли в работе)
1.4. Подготовка материалов к работе. Учитель объясняет основной ход работы над вопросами темы. Предлагает ученикам рекомендации по этапам работы над проектом (если подобная работа проводится впервые) и примерные задания.
(см. приложение 1) Основные этапы работы могут вырабатываться в командах самостоятельно.
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении формы представления результатов проектной деятельности, дает рекомендации и советы. Учащиеся в группах обсуждают формы представления результата своей деятельности: компьютерная презентация, макет, альбом, видеофильм, учебный плакат и т.д.
2. Разработка проекта Учитель помогает в поиске литературы и необходимой информации на сайтах, координирует работу учащихся. Учащиеся осуществляют деятельность по отбору информации, обращаются за помощью к учителям информатики, ИЗО, музыки и МХК.
3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся по группам оформляют результаты в проектную папку в соответствии с определенными правилами.
Из этого материала выбираются самые важные и интересные факты для урока по теме: “Один день из жизни дворян в усадьбе”.
4. Урок-презентация Учитель организует группу экспертов из учителей истории, музыки, МХК, информатики и ИЗО. Экспертная группа заранее знакомится с проектными папками всех групп. Вручение сертификатов качества знаний по теме всем участникам проекта. Призами отмечаются лучшие работы. Раскрывают свой вопрос в форме экскурсии (3 -5 минут), используя итоговые материалы.
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по качеству оценок, активности учащихся и возможности использования на уроках полученных готовых продуктов. После урока подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу, отмечают достоинства работ товарищей и недостатки.

Вся работа над проектом начинается за две недели до урока по теме. Осуществляется во внеурочное время, за исключением выбора темы для работы учащимися, формирования творческих групп и самой презентации результатов. Двое учащихся - ведущих готовят небольшие тексты – связки всех групп для путешествия по усадьбе на основе литературных произведений XVIII в., используя стилистику того времени. На урок желательно выделить два часа.
Урок-презентация результатов проекта по теме: “Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.”
Оборудование и оформление класса:
магнитная доска;
магниты;
мультимедийная техника;
интерактивная доска;
компьютер;
указка;
презентация картин русских художников, фото, посвященных русской усадьбе;
сертификаты качества по теме;
оценочные листы для экспертной группы;
песочные часы на 5 минут;
названия вопросов темы на столы (на цветной бумаге) - 7 шт.
В классе школьные парты поставить буквой Г и стол для экспертной группы.
Метод работы: проживание в эпохе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, луга, овин.
В ограде – мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.(Б. Пастернак)
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по старинной русской усадьбе второй половины XVIII в., встретимся с гостеприимными хозяевами усадьбы и проведем в ней целый день. Давайте посмотрим, как выглядела дворянская усадьба, что кушали ее обитатели, как одевались, какими предметами пользовались и как они проводили время.
(демонстрируются картины усадебных видов в программе Power Point.) (Презентация)

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок3>

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 8><Рисунок 9>
Учитель знакомит с правилами работы на уроке. Двое учеников играют роль хозяйки и хозяина усадьбы. Они связывают в единое целое составные части выступлений по группам. Можно одеть ведущих в костюмы или элементы костюмов той эпохи.
2. Выступление учащихся по своим вопросам (ограничивается 3 -5 мин.)
План урока и вопросы темы для формирования групп совпадают.
Хозяин и хозяйка усадьбы приглашают гостей (всех участников проекта) к себе в усадьбу для знакомства с ней.
План урока:
План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.
Интерьер господского дома.
Предметы в доме.
Мода во второй половине XVIII в.
Прически, предметы туалета.
Питание в XVIII в.
Развлечения русских дворян столичные и деревенские.
Группа, готовившая первый вопрос, представляет в виде экскурсии результаты своей работы.
Далее хозяева приглашают гостей в дом. Выступление второй группы и т.д. После бала хозяин и хозяйка прощаются с гостями и желают удачи во всех делах.
3. Слово экспертной группе. Эксперты отмечают лучшие работы в папках и устные выступления, награждают ребят призам. Всем участникам вручают сертификатами качества знаний по теме.
4. Домашнее задание:
§33. Ответить на вопросы:
1. Почему основные перемены в быте затронули лишь высшие слои общества?
2. Почему не менялся досуг крестьян?
5. Литература:
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России конец XVI-XVIII век. 7 класс” М. “Просвещение” 2004 г.
С.В.Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII в. 7 класс. М. “Экзамен” 2006 г.
“Методические особенности организации проектной деятельности” И.В.Черенкова Сайт “Сеть творческих учителей” http://it-n.ru/about.aspx?cat_no=1162
О.В. Брыкова, Т.В.Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотечка “Первого сентября” Серия “Управление школой”. №5 2006.
Ю.С. Рябцев История русской культуры XVIII-XIXв. М. “Владос” 1997 г.
Ю.С. Рябцев История русской культуры. Раб. Тетрадь. М. “Владос”1998 г.
М.В. Короткова Путешествие в историю русского быта М. “Русское слово” 1998г.
Л.А.Жукова Мир русской дворянской усадьбы: быт и праздники. ПИШ№10, 2007 г.
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. DVD.
Приложение к уроку
Этапы работы группы:
1. Обсуждение возможного результата работы по теме.
2. Распределение обязанностей в группе.
3. Получение планов работ, источников информации и литературы у учителя. Самостоятельный поиск информации.
4. Коррекция плана работы группы с учетом найденных материалов.
5. Отбор материалов по теме и отчет членов группы. Консультация учителя.
6. Оформление собранных материалов в папку проекта (с указанием на использованные источники и литературу)
7. Составление словаря новых понятий.
8. Подготовка презентации готового материала (плакатная или компьютерная) Консультация учителя.
9. Выступление на уроке по своему вопросу темы с демонстрацией готовых материалов. (3 -5 минут минуты)
10. Рефлексия (обсуждение результатов работ)
Примерные задания для групп:
1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.
Нарисуйте условный план богатой дворянской усадьбы.
Расположите на нем основные постройки. Расскажите об их назначении.
Опишите внешний вид главного усадебного дома. Укажите его архитектурный стиль.
Какие пять начал, природных и рукотворных, составляли все многообразие и богатство усадебного парка?
Какие теплолюбивые растения можно было встретить в оранжереях дворянских усадьб?
Составить словарик незнакомых понятий.
2. Интерьер господского дома.
Нарисуйте план внутренних помещений.
Какие по назначению комнаты появились в усадебных домах. Сколько их было?
Отличие современного дома от внутренних помещений усадебных домов
Отделка помещений (украшение потолков, полов и стен)
Расположение комнат
Примером может служить усадьбы «Кусково», «Останкино»
Составить словарик незнакомых понятий.
3. Предметы в доме.
Какие предметы мебели появились в усадебных домах в XVIII в. Каково ее назначение?
Какие предметы утвари появились в этот период времени. Как они использовались?
Можно ли назвать комнаты дворянского усадебного дома произведением искусства?
Было ли удобно жить в комнатах дворянского дома?
Что может рассказать о занятиях дворян обстановка их домов?
Составить словарик незнакомых понятий.
4. Мода во второй половине XVIIIв.
Мужская одежда
Женская одежда
Нарисуйте модели в костюмах этой эпохи, обозначив названия частей одежды
Какие приспособления использовались в женских платьях, из чего они изготавливались?
Составьте список, необходимых предметов для бального туалета дам и кавалеров, начиная с платья
Верхняя, домашняя, праздничная одежда
Материалы и украшения одежды
Обувь
Головные уборы
Составить словарик незнакомых понятий.
5. Прически, предметы туалета.
Нарисуйте лицо дамы и попробуйте расставить на нем мушки и рассказать о чем они говорят.
Найдите картинки или нарисуйте модные детали женского туалета XVIII в.
Парики (из чего изготавливались, как назывались, как за ними ухаживали)
Косметика
Предметы и их назначение (веера, мушечницы, табакерки, трости, духи, блошиные ловушки и т.д.)
Язык мушек
Язык веера
Составить словарик незнакомых понятий.
6. Питание в XVIII в.
Новые продукты на барском столе
Новые способы приготовления пищи
Какие новые блюда появились в России под влиянием французских поваров?
Какие блюда изобрели русские люди? Как они названы?
Посуда для приготовления пищи и подачи на стол
Сервировка стола
Подача блюд
Напитки
Десерты
Знаменитые русские сервизы
Составьте обеденное меню, используя названия блюд (из чего они приготовлены)
Старинные рецепты и внешний вид блюд
Составить словарик незнакомых понятий.
7. Развлечения русских дворян столичные и деревенские.
Балы
Маскарады. Почему маскарады в России не так любили, как балы?
Музыка
Музыкальные инструменты
Танцы (менуэт, англез, полонез и др.)
Составьте программу бала рубежа веков XVIII-XIX в.
История происхождения слова «бал» и самого мероприятия
Театр
Фейерверки
Составьте расписание увеселений по дням недели при дворе Екатерины II.
Деревенские развлечения: охота, баня
Картины русских художников, посвященные дворянским развлечениям
Составить словарик незнакомых понятий. [6],[7]