«Сравнительный урок по странам: Франция, Германия, Италия »

Феодосийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 7
Феодосийского городского совета
Республики Крым





План – конспект нетрадиционного урока по всемирной истории

Тема урока: «Сравнительный урок по странам: Франция, Германия, Италия »


Для 11 класса








Мероприятие подготовлено : А.А. Кудрявцева.





г. Симферополь, 2008 г.



ТЕМА: Сравнительный урок по странам: Франция, Германия, Италия.

ЦЕЛЬ: Сравнить происходящие исторические процессы и явления во Франции, Германии и Италии. Формировать у учеников интерес к событиям в истории. Учить учащихся иметь собственное мнение по поводу конкретных действий, обосновывать и отстаивать их.

ТИП УРОКА: пресконференция

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, хрестоматия, настенные карты «Франция», «Германия», «Италия», атлас.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: Временное правительство, Четвертая и Пятая Республики во Франции; Федеративная Республика Германии; «Итальянское экономическое чудо».

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: октябрь 1946 г. – Конституция Четвертой республики; 28 сентября 1958 г. – Конституция Пятой республики; 20 сентября 1949 г. – провозглашение Федеративной Республики Германии; 1989 – 1990 гг. – Революция в ГДР; 31 августа 1990 г. – Объединение ФРГ и ГДР; декабрь 1947 г. - принята Конституция Италии.

СТРУКТУРА УРОКА:

Проверка знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление новых знаний.
Итоги урока.
Домашнее задание.

ХОД УРОКА
Проверка знаний.
Фронтальный опрос:
Какие политические силы составляли основу движения Сопротивления во Франции?
Каковы причины прихода к власти нацистов в Германии?
Какой общественно-политический строй существовал в Италии в межвоенный период?


Изучение нового материала.

Приветствовать класс. Следующим действием распределить учащихся на три группы, которые будут с помощью учебника готовиться и отвечать на поставленные вопросы по странам.
В ходе ответов заполнять таблицу:

Вопросы
Франция
Германия
Италия

1. Какие последствия имела Вторая мировая война?
Та территория что находилась под немецкой оккупацией, потерпела значительные разрушения. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного – до 60 % довоенного уровня. Значительно ослабли позиции Франции на международной арене.




Союзные государства поделили Германию на 4-е зоны оккупации: советскую, американскую, британскую и французскую, а Берлин(советский сектор) на 4-е сектора. Политика оккупационных государств является демилитаризация и демократизация Германии(полное ее разоружение, ликвидация нацизма и перестройка политической жизни страны на принципах демократии. Территория Германии на восток от рек Одер и Нейсе – управление Польши, а г. Кенигсберг с прилегающими районами – управление СССР
Ширится безработица, обесценивание денег – «черный рынок».
Остро велась борьба между партиями демократической ориентации и сторонниками монархии по вопросам политического устройства страны.
В феврале 1947 г. – Италия подписала мирный договор с государствами – победителями.

2. Как повлияло фашистское правительство?
Во внешнеполитическом курсе особое внимание уделялось немецкому вопросу.
Крах во всех сферах жизни.
Страна на грани катастрофы. Разгром фашизма подорвал политическое господство финансовых, промышленных и земельных магнатов, расчистил путь для деятельности антифашистов.

3. События в 50 – 80-х гг.?
Октябрь 1946 г. – Конституция Четвертой республики: демократический характер.
1951- 1956 гг. – формировались правоцентристские правительства без социалистов.
1958 г. – правительственный кризис(5 лет)
28 сентября 1958 г. – Конституция Пятой Республики: Франция превращалась в президентскую республику.
Весна 1968 г. – массовые беспорядки.
1976 г. – Политика «экономии», но стабилизировать производство не удалось.
1988 г. – выравнивание производства.
50 – 80-е гг. – экономика развивалась быстрыми темпами в ФРГ.
50 – 80-е гг. – слабая экономика ГДР.
1972 г. – договор между ФРГ и ГДР об основах взаимоотношений.
1973 г. – ФРГ и ГДР стали членами ООН.
В 60-е гг. экономика ГДР нормализовывается.
70 – 80-е гг. ГДР в политической и культурной жизни господствует застой, нарастают экономические трудности.


50 – 70-е гг. «экономическое чудо»(экономика выросла в 1,5 раз)
1951 г. – вступление в Европейское объединение угля.
1957 г. – вступление в Европейское экономическое сообщество.
В 70-е гг. экономическое развитие замедляется.
Конец 70 – 80-х гг. – спад производства(до 1983 г. )


4. События 90 – х гг.
Впервые создан парламент без большинства.
Повышается безработица.
24 января 1992 г. – Франция признала независимость Украины.
1997 г. – визит президента Украины Л. Кучмы во Францию и подписание новых двухсторонних договоров.
Весна 1989 г. – в ГДР назревает острый политический кризис.
Май 1990 г. – договор между ФРГ и ГДР о создании валютного, экономического и социального союза.
3 октября 1990 г. – Объединение Германии.
С 1994 г. – стабилизируется хозяйственное развитие.

Начало 90-х гг. – проведена широкомасштабная операция «чистые руки» (против мафиозных объединений)
Январь 1992 г. – признала суверенитет Украины.
1995 г. – подписан договор с Украиной «Договор о дружбе и союзничестве»







III. Закрепление новых знаний.

Беседа по вопросам.
Что общего в рассмотренных странах?
Каковы различия?
Нормализировалась ли экономика и политика в рассмотренных странах на данный период?

IV. Итоги урока.

Заключительное слово учителя.

Все рассмотренные события во Франции, Германии и Италии показывают различия политических процессов в данных странах.
Франция вышедшая со Второй мировой войны страной-победительницей быстро подняла экономику. А протекавшие политические процессы не нарушали заведенного порядка в стране. Для сравнения событий были в одно время проанализированы: Германия как государство потерпевшее поражение и Италия как страна находящаяся под властью фашистского правительства.

Домашнее задание.

Обработать текст учебника: параграфы 15 – 17