Технологическая карта открытого урока по Окружающему миру Заглянем в кладовые земли 2 класс. Школа России
Дата:19.10.2016г.
Технологическая карта урока: ЗАГЛЯНЕМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ
Цели педагогической деятельности Формировать представления о понятиях «горная порода» и «минералы»; уточнить знание названий и отличий горных пород от минералов; познакомить учащихся с составом гранита
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться: читать и обсуждать отрывок из книги А.E.Ферсмана «Моя коллекция»; готовить краткие сообщения о горных породах и минералах
Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ,искать средства её осуществления ;познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера овладеть логическими действиями сравнения ,анализа ,классификации по признакам ;коммуникативные-формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность существования и точек зрения и права каждого иметь свою ;личностные :формировать уважительно отношение к иному мнению , умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; умение проявлять активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.
Методы и формы обучения Частично- поисковый, проблемный; индивидуальная, работа в группе.
Ресурсы урока Презентация «Заглянем в кладовые земли» (самостоятельно разработанная);веб-камера ken-a-vision; коллекция горных пород и минералов; камешки; у учащихся- лупа, кусочки гранита, кусочки слюды, полевого шпата, кварца, Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальных классов /А.А. Плешаков .- М,: Просвещение, 2013. Учебник, рабочая тетрадь
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Организационный момент Проверяет готовность учащихся к уроку. Эмоционально подготавливает уч-ся к усвоению нового материала.
-Здравствуйте, ребята.
Урок сегодня необычный. Работать будем в группах, поэтому очень важно организовать свою работу между собой, чтобы каждый из вас смог внести свою частицу в результат вашей команды. Но, соревнования между командами не будет. Каждая команда должна внести свой вклад в наше общее дело. Дети рассаживаются по местам.
Проверяют наличие принадлежностей
Личностные: формируют навыки самоорганизации
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
-Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?
Выставка фрагментов из пластилина «Звездное небо» (на доске)
Ночью звёзды загораются
И в созвездья собираются.
-Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?
-Сколько зодиакальных созвездий существуют?
-Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?
Ответы детей.
Выслушиваются ответы детей.
Оценка
Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке
Самоопределение к деятельности - Теперь с небес спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю.
- Ребята, я хочу вам что - то показать. (Показывает камешки, известняк, песок, кварц и другие) Хотите узнать что это?
-Что это?
-Предположите о чём будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые земли.
(Слайд 1)
-Откройте учебник на странице 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.
(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней.) - Как вы понимаете слово кладовые?
( Кладовая - это место, где сосредоточены природные ценности)
-Теперь послушайте рассказ о минералах.
-Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
- Возьмите в руки карандаш. Рассмотрите его стержень. Это минерал.
Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.
Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
-Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойство: это твердые вещества с однородным составом. Каждый минерал обладает индивидуальной кристаллической структурой.
Большинство драгоценных камней-это минералы. (алмазы, изумруды, сапфиры и рубины).
Давайте рассмотрим их в атласе
– определители на стр. 16-17.
-Какие вы здесь увидели минералы?
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают горные породы
Работают по учебнику
Определяют задачи урока
Слушают рассказ учителя
Рассматривают горные породы
Познавательные: извлекают необходимую информацию о внутреннем устройстве Земли; осуществляют поиск необходимой информации
Изучение нового материала Практическая работа по материалам учебника (стр.44-45) и рабочей тетради и слайдам презентации.
- Откройте рабочую тетрадь на с.32
- Что мы с вами будем сейчас выполнять?
-Назовите цель нашей практической работы.
-Откройте учебники на с.44-45. Он поможет нам в проведении работы. А также мы будем работать со слайдами презентации.
-Ребята у вас на столах лежит инструмент.
Как он называется? Зачем нужен?
(Лупа-инструмент или прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом).
Поясняет задание и проводит практическую работу.
( Слайд 2)
Просит открыть рабочую тетрадь и выполнить задание 1 на стр.32
Предлагает послушать сообщения ребят о минералах, из которых состоит гранит:
1уч-ся - сообщение о слюде
2уч-ся - сообщение о полевом шпате
3уч-ся- сообщение о кварце Открывают рабочую тетрадь на с. 32
Определяют цель практической работы
Открывают учебники на с.44-45
Выполняют задания
Отвечают на вопросы
Просматривают слайды презентации
Хором проговаривают
Выполняют задание
в рабочей тетради
Слушают сообщение учащихся Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации; дополняют и расширяют имеющиеся знания о полезных ископаемых, их использовании; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализирует объект, выделяют главное.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли,
Пестрых камешков нашли,
А подгорку пошли-
Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
Рассмотрите внимательно камень
№1, №2, №3.
В таблице (в таблице 3 характеристики) у вас названия и описания камней.
Вам необходимо исследовать камень и соотнести название и характеристику камня.
Название Характеристика
Кварц Белый цвет, однородный состав.
Слюда Чёрный, блестящий, однородный состав.
Полевой шпат Серый, красный, однородный состав.
-Подписали. Давайте проверим как вы соединили таблички?
1 группа, 2 группа, 3 группа.
(Теперь проверим на доске).
-Какая общая особенность у некоторых камней? (Однородность)
-Камни однородные по составу называются минералами.
-Ребята, глубоко под землей очень высокая температура, такая, что даже камни плавятся и соединяются, образую горные породы.
Камушки на берегу реки, мел которым мы пишем на доске, глина, песок, уголь-всё это горные породы. Горные породы можно увидеть на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек, в горах. Но горные породы встречаются не только в горах. Они есть повсюду. Только скрыты от наших глаз слоем почвы. Все горные породы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми.
-Посмотрите, какой красивый камень есть у меня (показ камня через веб-камеру ken-a-vision)
-Можно сказать, что состав его однородный?
(Нет)
-Почему?
Из каких минералов состоит это горная порода? (полевого шпата, кварца и слюды)
-Название этого камня - ГРАНИТ
-Подводим итог: гранит - горная порода. Он состоит из минералов: полевого шпата, кварца, слюды.
Слайд 3 Вопросы:
- Чем горные породы отличаются от минералов?
Слайд 4
- Знаете, где используют полезные ископаемые? Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
-Глина, песок, гранит, известняк – что это?
(Горные породы)
Работа в группе
Смотрят и слушают
Отвечают на вопросы
Дополняют предложение,
рассматривают камень на экране.
Первично
е осмысление и закрепление материала. Читает фрагмент книги А.Е. Ферсмана
« Моя коллекция»
и задаёт вопросы по прочитанному материалу.
Вопросы:
Какой камень ему чаще всего попадался? (Горный хрусталь)
О каких свойствах из рассказа вы узнали о горном хрустале? (Прозрачный как вода, твёрдый)
Слушают и отвечают на вопросы Рефлексия. Итоги урока. Проводит беседу по вопросам: - Что такое гранит?
- Из каких минералов он состоит?
- Где можно встретить горные породы?
- Оцените свою работу на уроке?
Сегодня на уроке:
Я узнал….
Я научился….
Мне понравилось….
Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу.
Достают один из знаков и объясняют свой выбор
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимать оценку учителя.