Опыт работы. Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством.
Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством
(опыт работы)
В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Чтобы обучение было более качественным, интересным, доступным для детей, я выбрала направление в своей работе: «Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством».
Впервые я набрала детей от 1,5 лет до 2 лет. Вот здесь я столкнулась с трудностью, как пройдет адаптация детей к дошкольному учреждению, когда дети впервые останутся без мамы и папы в новой обстановке. Тогда-то особую значимость приобрело народное творчество – фольклор. Ведь в период адаптации к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с другими детьми, взрослыми важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я начала использовать малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период использовала потешки:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду
Красно яблочко в саду.
Лудушки – ладушки!
Где были? У бабушки…
Дети вспоминают, как ласково играли с ними мамы и бабушки. Внимательно начинали прислушиваться и переставали плакать. Вместе с родителями в группе подбирали игрушки так, что среди них были персонажи из потешек и песенок: петушок, гуси, заинька, кошечка, мишка, ёжик и т.д.. Это все ласковые и успокаивающие игрушки.
Через несколько дней я заметила, что дети уже с охотой шли в группу, брали игрушки, просили поиграть, спеть песенки, рассказать потешку. Потешки помогали наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие детки наоборот расшалились и не могут успокоиться. И тут на помощь опять приходил фольклор:
Не плачь, не плачь-
Куплю калач
Не плачь, дорогой,-Не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
Андрей – воробей!
Не гоняй голубей
Гоняй галочек
Из под палочек.
Не клюй песок
Не тупи носок
Клевать колосок.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладывала деток спать, во время умывания, еды, бодрствования.
Баю – баю - баинькиКупим сыну валенки
Наденем на ножки
Пустим по дорожке
Будет наш сынок ходить
Новы валенки носить.
Водичка – водичка
Умой моё личико
Чтобы глазоньки блестели
Чтобы щёчки краснели
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
В раннем возрасте важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям.
Киска, киска, киска, брысь
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт
Через киску упадёт.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху-
Грру-грру-грру-у!
Наши курочки в окно
Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!
А как Петя- петушок
Ранним-рано по утру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь. В потешках малыши улавливают доброе, гуманное ко всему живому. Помогают привыкнуть малышей к малознакомым людям. Благодаря фольклору, адаптация прошла быстро. Да и речь детей заметно улучшилась.
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям , воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.
Поэтому в 1 младшей группе вместе с узкими специалистами решили использовать народные произведения (фольклор) в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, на занятиях по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности.
Познакомила родителей со своими планами и предложила им принять участие, а также оказать помощь в их осуществлении. Так в группе появились вышивки, деревянные игрушки, предметы, уголок ряжения, а в книжном уголке книги с яркими картинками (сказки, потешки, песенки, прибаутки, загадки). Игровой уголок пополнился новыми игрушками т. к. игра является основным видом деятельности в детском саду. Игра- это ещё и комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Такую радость доставляют народные произведения, народные игры. К таким играм можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи:
Пальчик-мальчик
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил
С этим братцем – щи варил
С этим братцем - кашу ел
С этим братцем – песни пел.
- Сорока – Ворона кашу варила
Деток кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты дров не носил
Кашу не варил
Тебе нет ничего.
Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «Колпачок», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.
Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, колпачком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей
За стеклянными горами
Ходит Ваня с пирогами
- Здравствуй Ванечка дружок
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты.
В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить, а котик идёт на торжок:
Пошёл котик на торжокКупил котик пирожок.
Пошёл котик на улицу
Купил котик булочку
Самому съесть иль Ванечке снестьЯ и сам поем
И Ванечке снесу.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках, песенках оживают явления природы ( «ночь пришла темноту привела», «Солнышко - вёдрышко» обогрело «телят, да ягнят, да ещё маленьких ребят».
Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:
Солнышко – вёдрышко
Выгляни в окошко
Твои детки плачут
По камушкам скачут.
Радуга – дуга
Не давай дождя
Давай солнышко – колоколнышко.
Стихи, потешки, песенки, поговорки, прибаутки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова. Помогают установить с ребёнком эмоциональный контакт.
В общении с детьми с детьми стараюсь повторять известные потешки. Что даёт возможность проявлять речевую активность детям:
Катя, Катя маленькаКатенька удаленька
Пройди Катя по дорожке
Топни Катя ножкой.
- Ваня, Ванечка
Куда ходил
-В лесочек
Что видал?
-Пенёчек!
Под пенёчком что?
-Грибок.
Хвать – да в кузовок.
Общение детей со взрослыми, образец их речи способствуют формированию вкуса и «чувства языка». Художественное слово народного поэтического творчества сопровождает детей ещё с раннего возраста. Когда дети ещё совсем маленькие песенки, потешки пропиваются, проговариваются ласковым голосом. Но в более старшем возрасте использовала разную интонацию:
Баю – баю, баю – бай!
Ты собачка не лай
Белолапа не скули строгим голосом
Мою Таню не буди
Тёмна ноченька – не спится
Моя Танечка боится ласково
Ты собачка не лай
Мою Таню не пугай строго
Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно договаривать и проговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте
Ай, качи – качи - качиГлянь – баранки, калачи
Глянь – баранки, калачи
С пылу, жару из печи
С пылу с жару из печи
Все румяны, горячи
Налетели тут грачи
Похватали калачи
Нам осталисяБа-ра-ноч-ки.
Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использовала народные песенки «Сорока-белобока», «Идёт коза…», «Чики-чики кички, берёзовые лычки…».
В своей работе использую инсценирование народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи:
Курочка – рябушкаКуда пошла?
- На речку
Зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка – рябушкаЗачем тебе водичка?
- Цыплят поить
Как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром. Так при знакомстве с сказкой «Как коза избушку построила» дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубе растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя. Из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни. В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать если «ребёнок» заплакал. Его нужно качать, баюкать:
Люли, люлюшки, люли
Прилетели к нам гули
Гули, гулюшкиСели в люлюшкиОни стали ворковать
Мою деточку качать
Прибаюкивать…
Детский фольклор учит детей играть
Еду – еду, к бабе к деду
На лошадке в красной шапке
По ровненькой дорожке на одной ножке
В старом лапоточкеПо рытвинам, по кочкам
Всё прямо и прямо
А потом вдруг…в яму!
Бух!...Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.
Прежде чем отгадать загадку мы с детьми рассматривали предмет, выделяли основные признаки. Так загадка про цыплёнка
Жёлтый, но не солнышко
Круглый, но не мяч
Пушистый, но не котёнок
С начало дети отгадывают готовые загадки, а затем начинают придумывать сами, тем самым развивается словотворчество.
Народное творчество (фольклор) способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом использую такие потешки, как «Сорока, сорока…», На улице три курицы
С петухом дерутся
В окошечко три курицы
Смотрят и смеются
Кыш-кыш! Ха-ха-ха!
Пожалейте петуха!
А также пальчиковые игры
1,2,3,4,5- пошли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик жарить стал,
Этот всё на стол подал,
А этот пальчик сел и всё съел!
Считалки помогают вести счёт в игре, помогая тем самым выбрать ведущего в игре.
«Шла машина из Тамбова потеряла три вагона».
Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение, вырабатывают чувство ритма, необходимые в песне в танце. Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемые впечатления. Песенность, в лучшем смысле этого слова, присущая считалкам помогает использовать их на музыке.
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он-
Выходи из круга вон!
Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.
Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале мы начинаем с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок. Во время прослушивания народной песенки:
Большие ноги шли
Шли по дороге
Т-о-о-п, т-о-о-п, т-о-о-п.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Дети выполняли движения ногами.
Исполняя песенку «Жили у бабуси два весёлых гуся…» дети показывали как гуси вытягивают шеи, моют лапки, а в конце песенки муз. Руководитель исполняла танцевальную музыка, а дети придумывали движения сами.
Перед пением песенок делаем артикуляционную гимнастику, используя народные песенки:
Ой, ду-ду-ду-дуПотерял пастух ду-дуРанним – рано по утру
Пастушок туру-Руру
А коровки на лугу
Му-му-му!
Использовали разную силу голоса
Тихо, тихо, тихо, тихо
В наши двери входит Тихон
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать…
Музыкально – ритмические движения сопровождаем речевыми играми. Это и хороводные игры: «Мы на луг ходили…», «Зайка серенький сидит…», «Ходит Ваня…». А игры на музыкальных инструментах сочетаем со звучащими жестами, рифмами:
Ой, ду-ду-ду-ду-дуСидит ворон на дубу
Он играет во трубу
Труба точенная, позолоченная
Труба славная
Песня складная.
Сочетание музыки, движений, при использовании детского фольклора помогает делать занятия увлекательными, интересными доставляет большую радость детям и помогает развивать речь детей.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора на занятиях по физической культуре благоприятно действует на развитие речи детей. Так упражнение на дыхание используем детскую потешку: «Петушок, петушок…», где на слова «Ку-ка-ре-ку…» дети делают выдох. Это комплекс ОРУ по потешку «Наши уточки с утра…». Для распределения ролей используем считалки. Подвижные игры «Воробушек и кот», где нужно проговаривать слова
Котя –котенька, котокКотя чёрненький хвостокОн на брёвнышке лежит
Притворился будто спит
Тишина. Не колышется вода
Не шумят камыши
Засыпают малыши.
Это и игры малой подвижности:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушки7 сыновей, 7 дочерей
Вот с такими глазами
Вот с такими носамиВот с такими руками …
Они не ели, не пили
На Маланью глядели
Делали вот так.
Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.
Особый отклик находят малые фольклорные формы в сердцах и душах детей, используемые в художественно – эстетическом воспитании. Здесь также используются загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, совершенствованию звуковой культуры:
Ра – ра - ра – месит тесто детвора
Ра – ра - -ра – с глиной нам играть пора.
Загадка – это одна из самых распространённых, задорных и таинственных разновидностей фольклора. Она учит понимать красоту родного языка, слышит, сколько удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.
Загадка о карандаше:
Палочка волшебная
Есть, у меня, друзья
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом самолёт,
И большущий пароход!
(Карандаш)
Загадка о кисточке:
Разноцветные страницы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой
(Краски и кисть)
Знакомство с героем, можно осуществлять с помощью сказки., игры, во время, которой дети осваивают движение персонажа, что обогащает их воображение, жизненный опыт. Например, дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик, радуется куколка.
На занятиях также используются песенки, потешки. Так вовремя физминутки дети обыгрывают потешку: «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки».
В конце занятия проводится игра игр с главным героем:
Уточка луговая, серая, полевая,
Где ты ночевала
Под кустиком, под берёзкой,
Сама утя хожу,
Детей своих вожу,
Сама утя поплывуДетей своих поведу
Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок(петушок, колобок, курочка, бычок), дети показывают как они кричат т.е. произносят звукоподражательные слова, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.
Ранний возраст для ребёнка- это начало жизненного пути . И пусть этот путь в в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют , что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Приятно видеть, когда ребёнок радостно выбегает к родителям и весело, оживлённо рассказывает им новую потешку, сказку, загадывает загадку, или как он научился говорить быстро скороговорку.
Значит день прошёл не зря !Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности(лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Дети познают окружающий мир. Детский фольклор способствует развитию речи.
Взаимодействие с родителями по развитию речи.
Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников – важное направление в работе детского сада по развитию речи детей.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.
Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:
Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.
Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии.
Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей.
Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи.
Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи.
а) Так для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации.
б) Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.
в) Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне (Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?).
г) Использовать игровые упражнения «Зимние словечки», «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он».
д) Для развития грамматического строя речи советую проводить игры «Помечтаем, что было бы…», «Я начну, а ты закончи», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот».
е) Советую разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.
6. Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.
7. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях.
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка