Тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе на тему Ознакомление детей с русским народным творчеством


Кружковая работа на тему: «Ознакомление детей с русским народным творчеством»
Воспитатель: Булатова Ю.В.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В подготовительной группе (6-7 лет) планирование предполагает:
Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.
Формирование активной гражданской позиции, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских обычаев и традиций; понимания бережного отношения ко всему, что делает нас русскими: гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности.
Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.
Воспитание уважения к труду народных умельцев, понимания смысла традиционных образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа.
Интеграцию работы на основе поэтического и музыкального народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.
Систематичность и последовательность, непрерывность в работе в течение всего учебного года.
Повторение учебного материала и его постепенное усложнение
Обогащенное развитие детей в активной совместной с педагогом творческой деятельности.
Использование произведений народного творчества в самостоятельной деятельности детей.
И конечно важными задачами являются:
Развитие познавательных интересов и любознательности
Формирование представлений о жизни своих предков, о народной культуре.
О традициях и обычаях.
Формирование осознания причастности к своему народу.
Формирование активной гражданской позиции.
Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к родным людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает в его душе отклик. От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно, чтобы система воспитательно-образовательной работы предусматривала формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данного кружка состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать свое видение, свою любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.
На основании вышеизложенного, будет уместна цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».
Тематический годовой план занятий
Подготовительная группа
Месяц
Неделя Тема занятия Содержание
Сентябрь
1 неделя «Что летом родится, – зимой пригодится» Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
2 неделя «Восенушка – осень – сноп последний косим» Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка - осень»
3 неделя «Хлеб - всему голова» Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использование.
4 неделя «К худой голове своего ума не приставишь» Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».
Октябрь
1 неделя «Град на усть Оки» Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен.
2 неделя «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
3 неделя «Злое истребление» Рассказ о монголо – татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.
4 неделя «Камень - град» Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства.
Ноябрь
1 неделя «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Просмотр видео о Нижегородском кремле.
2 неделя Синичкин день Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
3 неделя «Где живет перо Жар – птицы?» Знакомство детей с хохломской росписью.
4 неделя «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома» Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.д.).
Декабрь
1 неделя «Зима не лето, - в шубу одето» Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
2 неделя «Светит, да не греет» Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.
3 неделя «Пришел мороз – береги ухо и нос» Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок».
4 неделя Снегурочка – внучка Деда Мороза Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка».
Январь
1 неделя «Пришла Коляда накануне Рождества » Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.
2 неделя «Зимние узоры» Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
3 неделя «Гжель прекрасная» Знакомство с гжельским художественным промыслом.
4 неделя «Гжель прекрасная» Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.
Февраль
1 неделя «Дело мастера боится» Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
2 неделя «Живет в народе песня» Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».
3 неделя «На героя и слава бежит» Беседа о русских богатырях.
4 неделя «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
Март
1неделя «Сердце матери лучше солнца греет» Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
2 неделя Русская матрешка Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.
3 неделя Поэзия народного костюма Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен.
4 неделя «Грач на горе – весна на дворе» Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
Апрель
1 неделя «Шутку шутить – людей насмешить» Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».
2 неделя Наши земляки Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького «Про Иванушку - дурачка».
3 неделя Красная горка Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
4 неделя «Путешествие на златогривой чудо – тройке» Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.
Май
1 неделя «Человек без Родины, что соловей без песни» Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр видео.
2 неделя Литературная викторина Литературная викторина. Игра – драматизация.
3 неделя «Край родной, навек любимый» Экскурсия вокруг детского сада. Русские подвижные игры на открытом воздухе.
4 неделя Прощание с «избой» Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.