Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Ход слона»


Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Ход слона»
Цель:
Продолжать способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие и т. д.) . Продолжать формировать знания о шахматной фигуре «Слон», ходах слона, взятии. Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли.
Задачи:
1. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
2. Приобщать детей к самостоятельному решению логических задач.
3. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
4. Способствовать активизации мыслительной деятельности детей.
5. Воспитывать целеустремленность, волю, организованность, самостоятельность в принятии решений.
Оборудование и материалы:
Письмо к детям от шахматных слонов; мешочек с шахматными фигурами; 2 комплекта квадратов белого и черного цветов для составления шахматной доски; доска или мольберт с нарисованной шахматной доской; фломастеры; силуэты шахматных фигур; ИД (интерактивная доска) ; варианты заданий к игре «Лабиринт»; индивидуальные задания на каждого ребенка; карандаши; конверт с вариантами позиций для игры; шахматная доска и шахматные фигуры.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож»; заучивание стихотворения «Слон» (И. Весела «Шахматный букварь») ; игра «Что? Где? Когда? ; д/и «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Почтальон разносит письма», «Соберем урожай»; комплексный рисунок на шахматную тематику
Ход
Вводная часть
Деятельность педагога
Сюрпризный момент.
Педагог показывает детям письмо, пришедшее из шахматной страны, и предлагает узнать от кого оно, отгадывая загадку:
Деятельность детей
Дети разглядывают конверт, слушают педагога.
Деятельность педагога
Я смел, силен, достаточно высок.
Предпочитаю, и ходить, и бить
Всегда по-своему: наискосок!
Деятельность детей
Дети отгадывают загадку: от шахматного слона.
Деятельность педагога
Педагог: Какие бывают слоны?
Деятельность детей
Дети отвечают: белопольные и чернопольные.
Деятельность педагога
Педагог достает письмо, читает его, говорит, что шахматные слоны ждут детей в гости на новую игру, но у них случилась беда, разлетелись все шахматные поля и они просят помощи.
Деятельность детей
Дети выслушивают педагога, совещаются, принимают решение: помочь слонам.
Деятельность педагога
Педагог: Как же мы поступим, ребята?
Деятельность детей
Дети соглашаются разделиться на две команды.
Деятельность педагога
Педагог предлагает оправиться в путешествие в шахматную страну, разделившись на две команды, чтобы быстрее справиться с трудностями.
Педагог: Сейчас вы достанете их мешочка шахматную фигуру, какого цвета она окажется, в той команде вы и будете: в команде черных или команде белых.
Деятельность детей
Делятся при помощи жеребьевки.
Основная часть
I. Игра – эстафета «Составь доску»
Деятельность педагога
Педагог: Вот разлетевшиеся шахматные доски.
Педагог дает каждой команде комплект квадратов из белого и черного картона.
Педагог знакомит с заданием необходимо быстро и правильно выложить на столе шахматную доску.
Деятельность детей
Дети слушают задание.
Дети выкладывают на двух столах шахматные доски из белых и черных квадратов.
Взаимопроверка команд.
II. Считалка «Вертикальные линии»
Деятельность педагога
Педагог предлагает повторить считалку для уточнения названий вертикальных линий.
Педагог: Ребята, для того, чтобы расставить на доске шахматные фигуры, давайте вспомним названия горизонтальных и вертикальных линий. И если горизонтальные линии идут от 1 до 8, то вертикальные нам поможет записать наша помощница считалка:
«Артисту Биму Циркуль Дашь
Его Фамилия Же а-Ш».
Деятельность детей
Дети внимательно слушают педагога.
Дети на мольберте или доске подписывают горизонтальные линии шахматной доски. Повторяют считалку, выделяя с педагогом нужные буквы, совместно подписывают вертикальные линии.
III.Эстафета «Расставь шахматные фигуры»
Деятельность педагога
Педагог раздает каждой команде несколько шахматных фигур, предлагает по очереди расставить свои фигуры на доске, называя при этом каждое поле.
Деятельность детей
Дети по очереди расставляют свои фигуры на доске, называя при этом каждое поле. Взаимоконтроль детей.
IV. Д/и «Согласен ли ты? »
Деятельность педагога
Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру на смекалку, где вы должны соглашаться и говорить «да» или не соглашаться и говорить «нет», отвечая на мои вопросы.
Деятельность детей
Дети принимают приглашение педагога, предварительно выслушав условие задания.
Деятельность педагога
Педагог поочередно задает вопросы каждой команде:
Деятельность детей
Дети отвечают на вопросы.
Деятельность педагога
- Согласны ли вы, что шахматное поле квадратное?
Деятельность детей
Да.
Деятельность педагога
- Согласны ли вы, что шахматное поле больше шахматной доски?
Деятельность детей
Нет.
Деятельность педагога
- Согласны ли вы, что до всех горизонталей и вертикалей одинаковое количество полей?
Деятельность детей
Да.
Деятельность педагога
- Согласны ли вы, что в диагонали все поля одинакового цвета?
Деятельность детей
Да.
IV. Физминутка «Раз, два! Голова туда-сюда! »
Деятельность педагога
Педагог предлагает провести физминутку:
Раз, два! Голова туда-сюда!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Надо всем присесть!
Семь, восемь! Боксом всех владеть попросим.
Девять! Противника победим
И награды раздадим!
Деятельность детей
Дети выполняют движения, в соответствии с текстом.
V. Презентация «Домашнее задание»
Деятельность педагога
Педагог: Ребята, вы помогли нашим шахматным слонам. Поля собраны, можно знакомиться с новой игрой. Но сначала предлагаю вспомнить о слонах всё, что может нам понадобиться в игре.
Деятельность детей
Дети поочередно произносят подготовленный дома текст:
- Если слон на белом поле встал вначале (не забудь, он другой не хочет дом – знает только белый путь.
- А когда на поле черном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, черной тропкой слон такой.
- До конца игры слоны цвету одному верны.
- Лишь одноцветные поля слона в походе привлекали. Он на чужого короля нацелен по диагонали.
VI. Работа на ИД Д/и «Лабиринт»
Деятельность педагога
Педагог знакомит детей с игрой «Лабиринт», объясняет правила: Проберитесь белым слоном на поле, намеченное звездочкой, не становясь на кружочки («заминированные поля») и не перепрыгивая через них. Нарисуйте путь указкой или стилусом.
Деятельность детей
Дети внимательно слушают педагога.
VII. Д/и «Один в поле воин» Деятельность педагога
Самостоятельная работа детей на индивидуальных листочках.
Педагог: Молодцы, ребята, очень хорошо прошли по лабиринту на ИД. А теперь наши белые слоны решили «пообедать». Помогите им это сделать.
Педагог раздает детям задание на листочках.
Педагог: Белый слон должен брать каждым ходом черную фигуру. Черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми. Отметьте все ходы при помощи карандаша.
Деятельность детей
Дети внимательно слушают задание.
Индивидуально работают на листочках, отмечая ходы карандашом.
Заключительная часть Деятельность педагога
Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в Шахматную страну. Ваши команды быстро справились с заданиями, помогли шахматным слонам. А какие новые тайны шахматной доски вы сегодня узнали? Что вам было интересно?
Деятельность детей
Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.
Деятельность педагога
Педагог показывает детям конверт с позициями и говорит, что это подарок командам для игр в группе и дома.
Задание: «Кто быстрее съест фигуры у противника» Ходят по очереди белые и черные слоны.
Деятельность детей
Дети берут конверт, рассматривают позиции. Разбирают их для игр дома.
Расставляют фигуры на шахматной доске для игр друг с другом в группе.