Урок биологии в 10 классе по теме Биосферный уровень жизни

МБОУ « ГАПКИНСКАЯ СОШ»













Биосферный
уровень жизни

Выполнила: Родионова В.Н.
























Тема : Обобщающий урок «Биосферный уровень жизни»
Цели: систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся об оболочке Земли, населенной живыми организмами; ее структуре, функциях;
воспитывать бережное отношение природе; развивать мышление, речь, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: портрет В.И.Вернадского, презентация. Творческие работы учащихся, фильм «Красота планеты»

План урока

I.Организация класса.
II.Определение темы и целей урока
Показ слайдов о природе:
- Какой теме посвящен урок?
- Какие цели на уроке мы должны решить?
III.Актуализация знаний
1.Что такое биосфера?
(Оболочка Земли, населенная живыми организмами)
2. Кто является создателем учения о биосфере?
(Впервые термин «биосфера» упоминает в своих трудах Ж.Б.Ламарк в 1802г. В 1875г термин «Биосфера» в значении «лик Земли» использовал австрийский геолог Эдвард Зюсс при описании геологии Альп: так он называл тонкую пленку земной поверхности, населенную жизнью.Однако никто из этих ученых не развили и не дали какго-нибудь определения термину. В 1919г В.И.Вернадский, используя термин «биосфера» фактически переоткрыл его, вложив новое содержание и создал учение о биосфере.
3. Назовите границы жизни биосферы
(атмосфера – 20-25 км, литосфера – 3,5-7,5 км, гидросфера – 11.5км)
4. Какие факторы определяют границы жизни биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
(атмосфера – жесткий ультрафиолет, низкая t
·воздуха, отсутствие О2 и СО2,
высокий уровень радиации;
гидросфера – высокое давление, отсутствие света, соленость воды выше 270г/л4
литосфера – наличие воды в жидкой фазе, наличие О2 и СО2, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания)
5.Какой вывод можно сделать о границах жизни в биосфере?
(границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможными существование жизни за ее пределами.)
6.Назовите структуру биосферы?
(атмосфера-воздушная оболочка Земли; литосфера- твердая оболочка Земли, гидросфера – жидкая оболочка Земли)
7.Какие компоненты биосферы?
(живое вещество – живые организмы, косное - неорганические вещества,
биокосное – почвы, биогенное – полезные ископаемые)
8.Совокупность живых организмов Вернадский предложил назвать живым веществом. Он писал: «Живое вещество подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде».

- Назовите функции живого вещества?
(а – газовая, создание свободного О2 и переход его в О3, поддержание на определенном уровне СО2, сформировался современный состав атмосферы
б – энергетическая, поглощение солнечной энергии при фотосинтезе, запасание энергии в химических связях органических соединений и передача по цепи питания, накопитель и аккумулятор солнечной энергии
в- концентрационная, извлечение и избирательное накопление веществ из окружающей среды, сформировались полезные ископаемые
г- деструкционная, разложение вещества и вовлечение его в биологический круговорот веществ
д – средообразующая, преобразование физико-химических параметров среды, живые организмы создали почву, изменили солевой состав воды в океане и газовый состав атмосферы, создание ландшафтов и другие.)

9. В.И.Вернадский считал, что жизнь в биосфере невозможна без круговорота веществ.
-Какие виды круговорота знаете?
(воды, углекислого газа, азота, фосфора, серы; значение циркуляции химических элементов в биосфере)

10.В.И.Вернадский пишет: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствия, чем живые организмы, взятые в целом»
-Какое значение играет в круговороте веществ живое вещество?
(Использование химических элементов для создания органического вещества и организмов)
-Для круговорота веществ необходима энергия. Что служит ее источником?
(энергия солнца)
11.Биосферу считают открытой системой. Почему?
(пока поступает энергия, биосфера будет существовать)
12.Какой вывод можно сделать о функции биосферы на Земле?
(Вывод: круговорот веществ в природе и накопление энергии)
13. Что является структурной единицей биосферы?
(биогеоценозы)
14.Что такое биогеоценоз?
(Биогеоценоз – устойчивая саморегулирующая система, в которой живые организмы связаны с экологическими факторами среды)
15. Назовите виды экологических факторов?
(абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, давление
биотические – растения, грибы, животные, бактерии
антропогенный – человек и его деятельность)

16.Показ слайда. На жизнедеятельность различных организмов очень серьезно влияет температурный фактор.
- К каким последствиям может привести его последствия?
(а- ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других животных;
б- увеличение или уменьшение двигательной активности
в- наступление периодов зимней или летней спячки
г- изменение интенсивности питания
д- активизация или ослабление процесса дыхания
е – наступление процесса размножения
ж –начало сокодвижения у растений
з – увеличение или уменьшение скорости прорастания семян
- Какие последствия может иметь воздействие света на организм?
а- наступление периода размножения у птиц
б- суточные и сезонные ритмы у растений и животных
в- наступление стадии покоя у насекомых
г- начало цветения у растений
д- изменение интенсивности процесса фотосинтеза
17.Какой вывод можем сделать о влиянии абиотических факторов?
(факторы неживой природы действуют на организмы по разному, тем самым давая организмам приспосабливаться к окружающей среде)
18.Показ слайда
-Назовите виды биотических отношений между организмами?
(полезные – симбиоз
негативные – антибиоз
нейтральные
19.Какое значение имеют эти отношения в природных сообществах?
( все формы биологических связей между видами служат регуляторами численности организмов биогеоценозе, определяя степень его устойчивости. чем больше видов, тем устойчивее биогеоценоз)

20.Биологический круговорот веществ в природе обеспечивает динамическое равновесие, биохимическую цикличность природных процессов. Закономерным следствием развития живой материи является появление человека в мире жизни.
Под влиянием разума и преобразовательной деятельности человека биосфера неизбежно переходит в новое состояние – ноосферу, то есть сферу разума. По этому поводу В.И. Вернадский писал: «Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по-новому».
-Как называют экологический фактор, где человек является главным?
(антропогенным)
Вернадский выделяет биогеохимическую роль человека как особую функцию живого, «новую геологическую силу, которой еще никогда не существовало на нашей планете в таком размере».
IV.Просмотр фильма «Красота планеты»
-Везде ли на планете существует такая неизменная красота? Если нет, то докажите по какой причине?
V.Обсуждение фильма, сообщения учащихся по теме:
1. загрязнение атмосферы промышленным производством
2. загрязнение атмосферы автомобильным транспортом
2. загрязнение почвы
3. загрязнение воды
4. сокращение природного разнообразия
Вывод: Взаимосвязь « природа – общество» предполагает как разумное поведение в природе, так и умелое управление биосферой. При этом нужно исходить из убеждения. Что возможности биосферы не беспредельны, а управлять биосферой невозможно без знания законов ее функционирования, своеобразия всех ее звеньев и предела возможностей. Главным ориентиром всех действий в природе должен стать экологический и морально-нравственный принцип: « Не навреди!»
VI.Закрепление материала
- Мы повторили все принципы существование биосферного уровня жизни
-Какая основная функция биосферного уровня жизни?
(биологический круговорот в природе и накопление энергии)
VII. Итог урока
Д-з § 7-15
Выставление оценок.
15