Методический практикум по русскому языку по теме: « Потенциал ребенка в реализации дифференцированного обучения русскому языку».



Методический практикум по русскому языку по теме:
« Потенциал ребенка в реализации дифференцированного обучения русскому языку».

Содержание

1.Эффективность обучения школьников русскому языку.

2.Дифференцированное обучение школьников

Практические рекомендации

3.Организация работы на уроках русского языка

4.Дифференцированный подход к учащимся на уроках

5.Использование современных информационных технологий при дифференцированном обучении

Всем хорошо известно древнее выражение: «Корень учения горек».

Французский писатель А.Франс утверждал: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом».

Эффективность обучения школьников.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями, навыками.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне затруднительный. Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Естественно, меня, как учителя, волнует вопрос, как сделать процесс обучения доступным, интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха. Поэтому передо мной постоянно стоит задача – создание таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этой проблемы я вижу в реализации дифференцированного подхода в обучении.

Цель настоящей работы в теоретическом плане состоит в изучении системы дифференцированного обучения русскому языку, направленной на повышение эффективности преподавания предмета, в практическом плане в подборе материала для проведения урока русского языка с применением дифференцированного подхода.

Дифференцированное обучение школьников

В чем сущность инновационного опыта?

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Что такое инклюзия?

Каждый ребёнок особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении их прав на полноценное образование и воспитание, желание и готовность включить их в детское сообщество. Выбранная система обучения имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в воспитательнo- образовательном процессе – психолог педагогическом сопровождении.

Как же добиться наибольшей эффективности урока? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их?

Главнейшей педагогической задачей учителя русского языка было и остаётся повышение эффективности уроков. А это значит улучшение его результативности, проявляющейся в активности учащихся, в глубоком усвоении ими теории, в прочном овладении навыками грамотного письма.

Повышение качества уроков русского языка начинается с обеспечения предпосылки эффективности – с развития интереса у учащихся к этому предмету. Не может быть активности, желания трудиться, овладевать знаниями, если нет живого интереса к изучаемому материалу. Школьники должны знать, для чего они изучают грамматику, орфографию, пунктуацию.

Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный урок, предполагаемый ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не предоставляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и отдельного ученика. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

На основании данных карты учитель-предметник совместно со специалистами консилиума планирует свою деятельность:

· Выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание;

· Использует различные пособия, технические средства для достижения целей;

· Организует разнообразную деятельность детей.

Понятие о дифференцированном обучении.

Уже в начальных классах учитель сталкивается с различными учебными возможностями детей, по мере усложнения учебной программы эта разница увеличивается и к 6-7 классу становится непреодолимым препятствием. Эпизодическая помощь слабым ученикам, организация дополнительных занятий во внеурочное время увеличивает учебную нагрузку детей, вызывает у них протест, создаёт конфликтные ситуации, но не даёт положительных результатов. Если же, ориентируясь на слабых учеников, отказаться от проблемного метода обучения, работать на материале средней трудности, это приведёт к снижению уровня преподавания, к искусственному сдерживанию познавательных способностей сильных учащихся.

Где же выход?

Возможным путём решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке.

Понятие «Дифференцированное обучение» в переводе с латинского « different» означает разделение, разложение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

· выявление отставаний в ЗУН;

· ликвидацию этих пробелов;

· устранение причин неуспеваемости;

· формирование интереса и мотивации к учёбе;

· дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.

Дифференциация учебной работы направлена на «открытость» процесса обучения: предоставление возможности выбора заданий, способов его выполнения, индивидуального стиля учения.

Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благоприятно влиять на учебную мотивацию, на отношение к учебной работе.

Дифференциация позволяет избежать слишком трудной или слишком лёгкой работы, включает учащихся в работу по способностям. Слишком легкая работа приводит к отчуждению от умственного труда и к лени; при слишком трудной работе задания остаются невыполнимыми, и обучаемый вообще отказывается их выполнять.

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение следующих условий:

1) Между учителем и коллективом класса должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества.

2) Постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех вариантов, необходимо подчёркивать роль каждого варианта в решении общей познавательной задачи.

3) Учитель обязан замечать любое продвижение (даже самое небольшое) в интеллектуальном развитии учеников, своевременно переводить школьников из одной группы в другую.

4) Школьники должны участвовать в разнообразной внеклассной работе, способствующей их самоутверждению, помогающей им проявить себя в различных сферах деятельности.

Серьёзных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет. Она требует от учителя большого такта, терпения, внимания к внутреннему миру ребёнка.

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

· по уровню умственного развития (уровню достижений);

· по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д)

Практические аспекты дифференцированного обучения русскому языку.

Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.

Улучшение результативности уроков русского языка предполагает совершенствование организации учебного процесса: умение экономно использовать время на уроке, устранять перегрузку учащихся за счёт соблюдения принципа преемственности, умение применять известные приёмы в их новых сочетаниях в зависимости от конкретных целей урока, разрабатывать новые способы изучения того или иного материала, учить самостоятельной работе учащихся на всех этапах обучения.

Для того, чтобы уроки давали наибольший эффект, учитель должен работать творчески, то есть уметь, во-первых, научно правильно применить общие педагогические положения в условиях своего класса; во-вторых, уметь повторить то, что сделано учёным, доказавшим результативность того или иного приёма обучения. Необходимо учитывать, что даже самые лучшие разработки уроков не могут учитывать разнообразные индивидуальные особенности коллективов школьников (не говоря уже об отдельных учащихся). Только зная каждого ученика, преподаватель сможет, опираясь на те или иные разработки, создать планы уроков, применимые в данном классе в данное время. Если учитель знает возможности своих учеников, уверен в их способности справиться с выдвигаемыми перед ними задачами, он сможет организовать индивидуальную работу на уроке, дифференцированно подойти к каждому учащемуся. Уверенность в том, что предложенные учителем задачи можно реализовать в течение урока, должна быть и у учащегося. Только тогда состоится общая работа учителя и ученика, которая даст желаемый результат.

Учителю при изучении отдельных тем учебника русского языка желательно обратить внимание на следующие организационные моменты:

· Смена видов деятельности устанавливается учителем;

· Много индивидуальной практики;

Сочетание разных способов взаимодействия учащихся;

Быстрая обратная связь;

· Руководство и помощь классу, группам учащихся;

· Рациональное использование каждой минуты урока;

· Использование разноуровневых заданий для гарантии высокого уровня успеха учащихся;

· Вызов учащихся для ответа в соответствии с заданиями, но не добровольцев;


Дифференциация может осуществляться по объёму и содержанию работы, приёмам и степени самостоятельности, при повторении, закреплении и (в определённых случаях) при объяснении нового материала. В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе. Но все срезовые, контрольные (в том числе итоговые по развитию речи) едины для всех вариантов.

Взаимодействие дифференцированной и совместной работы группы на уроке может быть различным. Схематически один из видов таких уроков можно представить следующим образом:


Структура урока

l. Единая учебная цель.

II. Дифференцированная самостоятельная работа

сильные средние отстающие

уч-ся уч-ся уч-ся

Iвар. IIвар. IIIвар.


III. Коллективное обсуждение результатов.

IV. Самостоятельная работа

Iвар. IIвар. IIIвар.

V. Единая проверочная работа.

VI. Коллективное (групповое) обсуждение результатов самостоятельной работы.

Примеры практической работы

Тема урока: «Правописание а-о в корне –раст-, -ращ-, -рос- (5 класс).

1 группа. Задание: используя слова, написанные на доске, составьте таблицу (правописание гласных в корне слова). Данные слова запишите в таблицу.

Проглтить, рсток, дказательство, предлжжение, зарстают, срслись, грмадный, оршение, кбинет, слют, налгает, клекция, приксновение, прилгательное, подвать, подлжить, срщение, ксательная.

2 группа. Задание: в словах, записанных на доске вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограмму по образцу.



3 группа. Упражнение № 427 выполняется под руководством учителя.



Проверка выполненной работы.

1. Проверяется выполнение упражнения № 427 (объяснение выбора гласной). Задание выполняли учащиеся 3 группы. Учащиеся 1 и2 групп слушают ответы, исправляют ошибки.

2. Учащиеся 2 группы находят слова с чередующейся гласной в корне и объясняют их написание.

3. Учащиеся 1 группы представляют составленную таблицу (на доске).

Гласные в корне, проверяемые ударением Гласные в корне, не проверяемые ударением Чередующиеся гласные

При систематизации знаний, умений и навыков учащихся провожу самостоятельную работу дифференцированного характера. Заготавливаю несколько вариантов заданий различной степени трудности. Стараюсь приучать учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы пользоваться справочной литературой, поскольку частое обращение к источнику информации для таких детей содействует лучшему запоминанию материала, более эффективному закреплению знаний.

Ставлю задачу – определить, достаточно ли понят учащимися изученный материал, в какой степени он ими усвоен, какие затруднения возникают у учеников при оперировании теоретическими знаниями в ходе выполнения практических действий.

Приведу примеры карточек, предлагаемых учащимся для самостоятельной работы на этапе закрепления знаний, умений и навыков по теме «Деепричастие», «Причастие» (7 класс).


Карточка №3.

1. Дополните определение деепричастия:

Деепричастие– особая форма глагола, которая обозначает..

2. Найдите деепричастия. Выпишите их.

Увидел, шлёпая, спеша, свежо, заброшено, согнувшись.



3.Найдите деепричастия несовершенного вида, отвечающие на вопрос (что делая?).

Играя, прищурясь, увидевши, кружась, спеша, замахнувшись, черпая.

4. В данных предложениях выделите деепричастный оборот.

а) Девочка смотрела не мигая в окно.

б) Собака почуяв меня насторожилась.

в) Улыбаясь она посмотрела вокруг.

г) Круглые глаза птицы не мигая смотрели на вечернее солнце.

5. В данных деепричастиях выделите орфограммы.

(Не)растаяв, (не)годуя, (не)зная, (не)завидуя, (не)прекращая, (не)увлекаясь, (не)хотя.

Карточка №2.

1. Что такое деепричастие? Перечислите морфологические признаки деепричастия.
2. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы данных предложений.

а) Кошка бегала по кровле недоумевая куда спрыгнуть.

б) Приближаясь к роще Лиза пошла тише.

в) Белка распушив хвост бегала по веткам.

г) Поезд не останавливаясь летел в неизвестном направлении.

3. Найдите деепричастия совершенного вида. Придумайте свои 2 примера.
Глядя, сложив, отнявши, прочитав, улыбаясь.

4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Отредактируйте их.

а) Открывая книгу, из неё выпал листок.

б) Прочитав рассказ он показался мне скучным.

в) Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
г) Сидя у окна, девочка читала.

5) Укажите правильный разбор деепричастий по составу:

нахмурясь нахмурясь нахмурясь


Карточка№1.


1. Укажите, какой глагольный признак есть у деепричастий:

а) время; б) вид; в) лицо.

2. Замените глаголы-сказуемые деепричастиями.

а) Герасим шёл и не спускал Муму с верёвки.

б) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костёр.

в) Поезд летел в неизвестном направлении, не останавливался.

г) Ребятишки прыгали и любовались ёлкой.

3. Составьте предложения по схемам:

4. Приведите свои примеры на правило «Правописание не с деепричастиями».

5. Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Пролетая над садами ветер шелестел листвою.


Карточка №1.


1. Найдите причастия, докажите: молодой, молодеющий, молодеть, помолодевший, молоденький, моложе.

2. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: видеть, полетать.

3. Вставьте пропущенные буквы в суффиксы: обижнный,отмет..вший, борщийся, мучмый, освещнный.

4. Запишите причастия с суффиксами –ящ-, -нн-, -вш-.

5. В предложении от глагола образуйте причастие, поставьте знаки препинания, выделите причастный оборот:

a) Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал.

b) (Стоять) по обеим сторонам берёзы приветливо кивали ветвями.

6. Вставьте н-нн:

освещёая поляна, оловяый солдатик, письмо закончео, серебряое колечко.

7. Расставьте знаки препинания. Поменяйте причастный оборот и определяемое слово, запишите: Расчищенная дворником дорога вновьуспана листьями..

При выполнении таких заданий нужно исходить из следующего:

· каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;

· ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3», он может рассчитывать только на «3»;

· если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5»), то его работа должна быть оценена «2» (Конечно, несколько жестоко, но это приучает ребёнка нести ответственность за свой выбор);

· задания разного уровня лучше всего пометить разными значками или треугольниками разного цвета (не очень хорошо, если на карточке будет написано: «уровень «3»);

· учащимся, не освоившим даже уровень «3», нужно предложить тренировочную карточку («Карточку лентяя»);


Карточка лентяя.


строительство овощехранилищ_ (Р.п, мн.ч.)
нужно береч_ (глагол)
установившаяся тиш_ (ж.р.)
воздух свеж_ (кр.прил.)
радость встреч_ (Р.п, мн.ч.)
проголодаеш_ся (глагол)
открыть настеж_ (наречие)
отреж_ кусочек (глагол)
ждать невтерпёж_ ( нареч.,искл.)

Ь пишется Ь не пишется
Сущ. Ж.р. Сущ. М.р.
Глаголы Сущ. Р.п., мн.ч.
Наречия

Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж
Краткие прилагательные








Использование современных информационных технологий при дифференцированном обучении.

Задачи, стоящие перед современной школой, требуют совершенствования существующих и внедрения новых образовательных технологий. Преимущества использования ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии.

Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их познавательного и коммуникативного интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером содействует активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

В своей педагогической практике я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту заинтересованность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать своё собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок
привлекательным и по-настоящему современным. Однако, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют не результаты обучения
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, звука, «оживления» иллюстраций, а это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Использование данной технологии позволяет:

· Значительно сэкономить время на уроке.

· Повысить уровень наглядности.

· Внести элементы занимательности.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

· обогащение словарного запаса;

· овладение нормами литературного языка;

· знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учёту знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль предполагает быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знает или не знает предмет обучающийся.

Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет вести дифференцированную работу с каждым учащимся в его индивидуальном темпе.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учёбе, но и даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленй непониманием материала или пробела в знаниях. Слабоуспевающим ученикам предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари.

На этапе обобщения материала в работу включается весь класс. На экран подается изображение различных вариантов динамических моделей предложений с однородными членами. После фронтальной работы по обсуждению постановки знаков препинания высвечивается правильный вариант ответа. Затем

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышало 34 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентировалась и составляла не более 1015 минут. В течение урока проводились физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.

На уроках в компьютерном классе нет привычной тишины, во время работы дети обсуждают проблему, с интересом следят за ходом урока. Учитель переходит от одной группы к другой, о чем-то спрашивает, что-то объясняет, нет привычной дистанции: учитель-ученик.И что особенно важно: труд на уроке не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут

Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления учебным процессом. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Таким образом, применение компьютера на уроках русского языка представляется целесообразным и перспективным.

Таким образом, используя дифференцированный подход к обучению, учащиеся становятся активными и самостоятельными на уроках.Ученик является активным участником учебного процесса. Ребёнок осознает и оценивает степень достижения своих индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений. В результате подобных действий при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Эта работа позволяет вовремя определить проблемы, трудности и наметить пути их преодоления.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности, учащиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.


























Литература.

1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск:, 1965г.

2. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М: Академия, 2001г.

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5-м классе. М: Просвещение, 1991г. Выгодский Л.С. Мышление и речь.

4. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М: Просвещение, 1996г.

5. Выгодский Л.С. Мышление и речь.

6. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать(нетрадиционные уроки по русскому языку), Волгоград: «Учитель АСТ», 2002г.

7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс. М: Творческий центр, 2004г.

8. Иванова Л.К. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Санкт-Петербург,2000г.Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для таматического и итогового контроля. М: «Интеллект-Центр», 2009г.

9. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. М: Просвещение, 2005г.

10.Соловьёва Н.Е. Русский язык в задачах и играх. М: Материк Альфа, 2000г.

11.Сидоренко В.А. Домашняя работа учащихся и вариативность обучения//Русский язык в школе, 2000г. №1.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Исилькуль, Омской области.
Банагина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы.



15