Сценарий ко Дню Победы Пламя Победы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Астраханская область



Час мужества
для учащихся 8-9 классов
«Война вошла в каждый дом»







Учитель русского языка и литературы Капашева Дина Тулегеновна.
Учитель географии Гайниева Алтынай Умирзаховна.


2014-2015 уч. год
Час мужества для учащихся 8-9 классов
Сценарий ко Дню Победы

Памяти тех, кто не вернулся с войны и ковал победу в тылу.




Наш рассказ составлен по воспоминаниям наших односельчан, людей, переживших это страшное время.
1 ведущий:
Казалось , было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок , в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Каких - то пять минут осталось!

Звучит музыка, затем голос Левитана
(Звук взрывов, грохот бомб, автоматные очереди)
Айнагуль:
Из воспоминаний участницы Великой Отечественной войны Амировой Фирдаус Абдулловны:
«Война оборвала наше детство, украла юность. 22 июня перечеркнуло все наши планы, мечты и надежды. Началась жестокая война, гибли люди, разрушались города, горели сёла. Мальчиков из нашего класса забрали на фронт, где почти все они погибли.
- Я только окончила школу, и в воскресенье 22июня мы всем классом поехали в Дурновский лес (ныне окрестности села Рассвет).Это был последний мирный, счастливый день нашего детства, нашей юности. А когда приехали, узнали, что началась война»

Ризабек:
Не было такой семьи, которую не коснулась бы своим чёрным крылом война. В каждой семье она забрала или отца, или сына, или брата
Сарбина:
В этой войне погиб мой прадед- Зулхарнаев Супандияр. Когда началась война, моя прабабушка, Зулхарнаева Аруш Ильясовна, осталась одна с тремя детьми. Её муж вместе с двумя своими братьями ушёл на войну. Через несколько месяцев она получила мешок с его гражданской одеждой и небольшое письмецо, в котором Супандияр просил её беречь себя и детей. Он писал ей , что постарается вернуться с этой страшной войны живым.
2 ведущий:
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значитсырая земля.


Звучит музыка военных лет
Группа ребят идет с лозунгом «Все для фронта, всё для победы».
(Солдаты сидят вокруг костра, пишут письма на спинах друг у друга. Звучит музыка.)
Дина:
Те годы были голодными, работы практически не было. Женщины днём и ночью работали, чтоб прокормить своих детей.
Рано утром она уходила строить кошары и вечером приходила домой, а ночью ткала дорожки, вязала носки. Половину из этого Аруш Ильясовна отправляла на фронт, а другую половину обменивала на продукты. Как и многие женщины ,моя прабабушка работала на полях, косила сено и делала все, что придётся. Она выполнила просьбу своего мужа – вырастила достойных детей(Из сочинения Зулхарнаевой Сарбины )
Анара:
«Война круто изменила всё. В то трагическое воскресенье 22 июня 1941 года никто не предполагал , что в стране целых пять лет не будет мира, достатка, счастливой жизни . Об этом мне рассказала моя бабушка , - пишет в своём сочинении Джархамбаева Салтанат. -Война забрала тех, на ком держалось хозяйство, кто сеял хлеб, растил скот. Уходили на фронт мужчины – трактористы, комбайнёры, полеводы, животноводы. А тем , кто остался в тылу, говорили: «Считайте свою работу в тылу ответственной задачей».
Ания:
Подростки и женщины работали днём и ночью, не жалея сил., в том числе и моя бабушка. «Однажды, - вспоминала она, -нужно было завершить сенокос, поскольку подоспела жатва хлеба. Убрать сено рассчитывали за день, но мы не управлялись. Поэтому всем пришлось остаться до поздней ночи, чтобы сметать сено в стога. Когда наступило утро, все вновь вышли на жатву поспевшей ржи».
Майнура:
Весной 1943 года им предстояло в самые сжатые сроки засеять не одну тысячу гектаров земли. Для её обработки совхозу не хватало техники, поэтому большую часть дел приходилось делать вручную.
Звучит негромкая музыка.
Саида:
Бойцам связь с домом, уверенность в том, что их ждут дома, давала силы воевать и верить в победу.
Вот что пишет в своём сочинении Алханов Талгат:
-Я хочу рассказать о нашей односельчанке – Гальчук Зое Сергеевне. Когда началась война, ей было всего 12 лет. Ей пришлось бросить школу, так как семья её состояла из шести человек, включая больную бабушку и маму. Отца забрали на фронт, надо было кормить большую семью. В свои двенадцать лет она пахала землю плугом на лошадях, плела корзины, чтобы класть в неё рыбу и отправлять на фронт. Приходилось выращивать овощи, пшеницу. По выходным дням ходила по береговым ильменям и искала съедобные коренья. Они их ели вместо хлеба, которого не было. « 9 мая, когда объявили Победу, все были так счастливы и рады,-вспоминала она. - Некоторые залезали на крыши своих домов и плясали. Радость была огромная!».



Владимир:
«А моей бабушке во время войны было полгода, - пишет в своём сочинении Габдулбариева Ксения.- Её семья , в которой было семь детей , была эвакуирована на Урал. Жить было трудно, был голод и холод. Постоянно хотелось есть, т.к. питание было скудным .Хлеб пекли из мякины и добавляли немного муки, на печи сушили картофельные очистки и ели их на ужин. В доме было холодно, на окнах изнутри был лёд. Хозяйством занималась бабушкина мама, Евдокия Ивановна, и старшие дети. Старшим братьям на телогрейки пришивали большие внутренние карманы, в которых они прятали ворованные с полей овощи. Ведь страх потерять от голода близких людей, был сильнее, чем страх попасть в тюрьму за три украденных колоска».
Майнура:
«А моей бабушке пришлось пережить немецкий концлагерь,- пишет в своём сочинении Владимирова Света. -Когда началась война, ей было 14 лет. Её семья жила в маленьком украинском казачьем селе под Харьковом. Она тогда училась в школе. Немцы пришли в их село и разместились в домах жителей , выгнав их из домов в сараи. В школе у них стала преподавать одна женщина, звали её Ирина Васильевна. Она была русской переводчицей у немцев. Ирина Васильевна была очень жестокой и относилась к своему народу также , как и фашисты . В школе немцы издали указ, предписывающий преподавать все предметы только на немецком языке. Однажды бабушка не выучила стихотворение. Ирина Васильевна поставила её руку между косяком и дверью и стала давить, крича на неё. Этот случай и это стихотворение запомнились навсегда».
Дина:
Всё село жило впроголодь, немцы забирали всё. Люди питались кореньями и остатками злаков .Зимой многие умирали с голоду. Хлеба как такового не было. Он был чёрный, почти горелый. Делали его из разных опилок, добавляли даже клей, иногда ржаную муку.
Ризабек:
Света пишет: «Бабушкины родители ушли в партизаны. Она со своими сестрами часто бегала к ним в партизанский отряд. Но вот однажды этот отряд захватили немцы. Бабушку и её семью отправили в концлагерь- «лагерь смерти». Редко оттуда возвращались живыми, поэтому они уже тогда потеряли надежду вернуться».
Анара:
Там они спали на нарах. Люди не мылись, были тощими, изможденными. Немцы заставляли их с утра до ночи работать. Кормили один раз в день кусочком хлеба и водой, да иногда давали похлёбку, совершенно пустую. Люди падали прямо на ходу. На руках и ногах у них были железные цепи. Умерших просто складывали в кучу и закапывали.
Айнагуль:
Пленные не знали, какой сегодня день, сколько времени, а глаза их были совершенно безжизненны и пусты. Каждый день они проживали как последний».
(Звучат песни военных лет)
Ания:
«Без вести пропавший» - так назвала своё сочинение Абуова Гузель. Оно о её двоюродном деде, Курмынгалиеве Хайдаре, воевавшем под Сталинградом. Хайдар был высоким, сдержанным, добрым человеком. Писал стихи, любил природу. В 1940 году поступил в педагогическое училище, мечтал стать учителем литературы и русского языка. Но этим планам помешала война..В одном из самых страшных боёв под Сталинградом осенью 1941-го , когда немцы не давали передышки -обстреливали и бомбили город , его настигла пуля. Он был тяжело ранен, но, увидев, что пулемётчик убит, сам встал за пулемёт. Стрелял до тех пор, пока не потерял сознание.
Раненых было очень много, и их нужно было переправить на плотах через Волгу. Плот, на котором перевозили его, попал под обстрел. Долго родители ничего не знали о его судьбе .В 1944 году получили известие, что он пропал без вести.
Саида читает стихотворение «Письмо на фронт»
Ризабек:
Я , как и все мои ровесники, не знаю войны. Мы не знаем и не хотим войны! Но ведь её не хотели и те, кто погибал, не думая о том , что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей.
1 ведущий:
25 миллионов жизней унесла эта война только у нашего народа! Задумаемся над этой страшной цифрой! Какой страшной ценой пришлось заплатить за то, чтобы мы могли жить счастливо и радостно на земле!
2 ведущий:
Вечная память всем, кто приближал эту Великую Победу!
Минута молчания.
Звучит песня «Журавли».

Сценарий был составлен по сочинениям
Алханова Талгата 8Б класс
Владимировой Светы 8Б класс
Абуовой Гузель 8 Б класс
Габдулбариевой Ксении – 9 А класс
Джархамбаевой Салтанат 9А класс
Зулхарнаевой Сарбины – 9 А класс
Муродовой Майнуры 9 А класс
Бурьян Иван АлександровичКазтуганов Киният Казтуганович