Активные методы музыкального образования на занятиях в системе дополнительного образования детей
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Курсовая работа
ПМ.01. Преподавание в области музыкального дополнительного образования детей
Активные методы музыкального образования на занятиях в системе дополнительного образования детей
Студентки 4 курса группы «Д»
Специальности 050148/44.02.03
Педагогика дополнительного образования
Вишнивецкой Нины Александровны
Руководитель работы
Преподаватель музыки
Снежкова Татьяна Владимировна
Шахты
2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические аспекты использования активных методов музыкального обучения на занятиях в системе ДОД
1.1 Проблема активности личности в музыкальном обучении школьников………………………………………………………………………6
1.2 Психологические аспекты использования активных методов музыкального обучения на занятиях в системе ДОД………...……….……...11
Глава2. Практические аспекты использования активных методов обучения на занятиях в системе ДОД
2.1 Активные методы в музыкальном обучения.…....……….….19
2.2 Полимодальные методы в музыкальном воспитании……..25
Заключение …………………………………………………....……….32
Список литературы……………………………………………………34
Введение
Целью современного музыкального образования в системе дополнительного образования детей является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья[2]. В современном музыкальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские программы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем в настоящее время теория и практика дополнительного музыкального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы музыкального обучения и воспитания[1].
Идеи активности личности высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активности личности относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности личности в обучении младших школьников в разное время обращались: Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Д.Кабалевский, М.С.Осеннева и другие.
Безусловно, применение активных методов в музыкальном дополнительном образовании позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Исходя из этого, считаем, что выбранная нами тема исследования: «Активные методы музыкального образования на занятиях в системе дополнительного образования детей» является актуальной.
Цель исследования - изучить теоретические и практические аспекты использования активных методов музыкального обучения на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования детей.
Объект исследования - процесс музыкального обучения на занятиях в системе дополнительного образования детей.
Предмет исследования - активные методы обучения на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования детей.
Гипотеза – в качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем предположение, что использование активных методов в музыкальном обучении способствует активизации учебно-познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
рассмотреть понятие, специфику и классификацию активных методов обучения;
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме
дать определение активным методам музыкального образования
изучить проблему активности обучающихся
раскрыть психологические аспекты использования активных методов музыкального обучения
отразить особенности использования активных методов музыкального обучения
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение энциклопедической, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме.
Практическая значимость: материалы данной выпускной курсовой работы могут быть использованы педагогами музыки при подготовке к занятиям, а также студенты практиканты при подготовке к практике пробных музыкальных занятий[2].
Методологической основой исследования являются труды ученых, психологов, педагогов-музыкантов, таких как Б.М.Теплов, М.С.Осеннева, Э.Б.Абдуллин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Д.Кабалевский, и другие.
Глава 1. Теоретические аспекты использования активных методов музыкального обучения на занятиях в системе ДОД
Проблема активности личности в музыкальном обучении детей
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача системы дополнительного образования детей является общественное понимание необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом[21].
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Так, непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Важнейшим средством активности личности младших школьников в обучении выступают именно активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин - «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое.
Активные методы обучения – методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем[19].
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащимися в процессе деятельности[14].
Метод активного обучения – совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе познавательной деятельности.
Мы под активными методами обучения будем понимать методы, направленные на решение задач и освоение содержания музыкального образования. Метод рассматривается как то или иное средство, прием, направленные на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, культуры чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно-творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др.
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
Подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
Обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;
Установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Как и большинство методов обучения, активные методы обучения должны иметь свою классификацию, которая помогает учителю выбирать тот или иной метод в зависимости от цели обучения.
Рассмотрим классификацию методов активного обучения:
Источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
Методы логики (индуктивные, дедуктивные методы обучения);
Тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы);
Уровень познавательности самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эврестические методы обучения);
Уровень проблемности (показательный, диалогический, эврестический, исследовательский, программированный методы обучения)
Дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
Вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.
Высокий результат использования именно имитационных игровых методов обучения, т.к. с приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, его основная деятельность из игровой превращается в учебную. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Преодолеть данные противоречия помогают игровые формы обучения. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Но педагоги музыки также успешно используют как неигровые активные методы, так и неимитационные методы активного обучения. Так, например, такие методы могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная творческая деятельность, тестирование и т.д.
3 этап - формирование музыкальных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, неигровые методы.
Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетания для решения конкретных задач.
Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач:
закрепление новых знаний (полученных во время лекции);
совершенствование уже полученных профессиональных умений;
активизация обмена знаниями и опыта [22].
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися начальной школы тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед начальным обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме, решение проблемы активности личности в обучении.
Проблема активности личности в обучении младших школьников на музыкальных занятиях, как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности ученика начальной школы, требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и подводит к мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении младших школьников обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
1.2 Психологические аспекты использования активных методов обучения на музыкальных занятиях в системе ДОД
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность.
Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе [20].
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: одобрение учителей и родителей.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель хвалит их.
В процессе музыкального обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Учитывая безусловные достоинства методов активного обучения и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода активного обучения с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов, эффективность использования того или иного развивающего активного метода, во многом обусловлена позицией педагога, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос педагогу в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в учреждении дополнительного образования, когда дети совместно с педагогом в разных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к обучению с помощью использования активных форм деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
перенос общего способа действий на другие учебные задачи
возможность выделять общий способ действий
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи
сформированность алгоритма сравнительного анализа
развитие аналитико-синтетических действий
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся младшего школьного возраста являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется в возрасте 7-10 лет в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [22].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование активных методов в музыкальном образовании является активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие музыкальных способностей, развитие творческого мышления.
Изучив теоретические аспекты использования активных методов обучения на занятиях музыки в системе ДОД, мы сделали следующие выводы.
Под активными методами музыкального обучения понимаются методы, побуждающие детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения музыкальным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом музыки готовых знаний, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Педагогам дополнительного образования необходимо учитывать все возрастные, психологические и физиологические особенности детей при разработке занятий музыки с использованием активных методов обучения. Использование таких методов позволяет повысить эффективность процесса обучения, мотивировать учащихся, развивать у детей творческие способности.
Эффективность использования активных методов работы на занятиях в системе ДОД неоспорима. Они формируют следующие способности у детей:
Потребность общения с миром музыки, сказывающаяся и в частности обращения к нему.
Личностное восприятие музыкальных произведений через художественное слово, избирательность впечатлений.
Потребность выражения жизненной позиции в музыкальном творчестве
Как показывает практика, использование активных методов на занятиях приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки детей путем вовлечения их в активную познавательную деятельность.
Глава 2. Практические аспекты использования активных методов обучения на занятиях музыки в системе дополнительного образования детей
2.1 Активные методы в музыкальном обучении
Методы музыкального воспитания и обучения определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка[9].
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:
метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей);
метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать;
метод импровизации (Б.В. Асафьев);[8]
метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);[10]
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);[3,12]
метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);[7]
метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);[9]
метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса.
Методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей в процессе музыкальных занятий в системе ДОД. В методе контрастных сопоставлений разработана система заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).
Метод уподобления характеру звучания музыки, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Она применяет различные виды уподобления звучанию музыки - моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.
Главное - не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами, вырванными из целого.
Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления обучающихся и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:
активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;
закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка[4].
В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения[12].
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - «режиссура» структуры занятия, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии близок методу эмоционального воздействия. Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона занятия.
Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием парного восприятия произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (из опыта Ю.Б. Алиева)[5].
Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю.Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников[7].
Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.
Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и, главное, соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку - «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку - тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку - изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.
Вначале учителю лучше самому показать ученикам различные «образцы движений» - так им легче импровизировать новые. Дети с удовольствием двигаются под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.
Игра в оркестре. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.
Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.
Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.
Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме - викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. А.А. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии [16].
Таким образом, методы музыкального воспитания и обучения едины по своей направленности. Обучение отличается и воспитывающим, и развивающим характером. Поэтому методы обучения знаниям, навыкам должны не только обогатить ребенка умением петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, но и помочь решению воспитательных задач, направленных на общее и музыкально-эстетическое развитие ребенка.
Внедрение в образовательный процесс активных методов и форм обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.
Можно утверждать, что применение активных методов обучения на занятиях музыкой достаточно эффективно. Использование таких методов гарантирует повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету музыка.
2.2 Полимодальные методы в музыкальном воспитании
Музыкально-образные представления обобщают впечатления ранее слышанной музыки, отдельных элементов ее звучания. В процессе обучения музыке образ-представление выполняет познавательную, эмоционально - экспрессивную, регулирующую функции в разных видах музыкальной деятельности. Использование в современной педагогике полимодальных музыкально-образных представлений позволяет детям гармонично развивать и накапливать музыкально-образный, музыкально-языковый тезаурус.
Полимодальность (от греч. - многочисленный и лат. modus - лад) - вид полиладовости, при котором совмещаются два или более симметричных
лада[15].
Особенно ярко взаимодействие разных сенсорных систем репрезентации проявляется в условиях применения метода синтеза искусств.
Поэтому главной целью этой методики является формирование полимодальных музыкально-образных представлений на основе синтеза искусств через активизацию индивидуального образного восприятия музыки с последующим воплощением их образных представлений в различных видах деятельности: в пластическом интонировании; в вокальном, инструментальном исполнении музыки; образном рассказе о прослушанном музыкальном произведении, в рисунке.
Следует отметить, что в основу экспериментального обучения нами были положены такие принципы музыкального образования, как:
принцип развивающего обучения;
принцип индивидуального подхода в обучении;
принцип опоры на образное восприятие музыки, на конкретно - чувственное освоение действительности, присущее ребенку;
принцип тематического построения занятий;
принцип образно-игрового вхождения в музыку и другие.
Следовательно, возникла необходимость в разработке таких методов, с помощью которых было бы возможно развить у школьников полимодальные музыкально-образные представления. Например, в работе с учениками, у которых визуальные представления являются доминирующими, применялись методы и приемы, развивающие слуховые и кинестетические представления. Тем самым музыкально-образные представления учащихся постепенно расширялись до уровня полимодальных.
Методы и приемы обучения, способствующие актуализации и эффективному развитию музыкально-образных представлений.
Методы и приемы, развивающие слуховые представления:
пение и исполнение музыкального произведения или его фрагмента по слуховому образцу (показ педагога, использование звукозаписи);
перемежающееся пение (несколько тактов поет учитель, затем мелодию подхватывают ученики);
пение канонов; пение с механическим аккомпанементом; пение по цепочке;
вокальная или инструментальная импровизация в форме игр, предложенных Баренбоймом: "Эхо", "Дразнилка", "Вопрос-ответ";
игра-упражнение на развитие умения слышать фактуру в музыке, предложена Ю.Б. Алиевым;[7]
ритмодекламация (Н.Н.Гришанович) - это метод, который позволяет применить накопленный детьми опыт и умения выразительного речевого интонирования в слушательской деятельности, внося в нее, таким образом, исполнительское начало[11].
Кинестетические методы:
организация движений детей под музыку - этот в вид деятельности хорошо описан в работах Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой и др.;[10]
метод пластического интонирования;
метод музыкальных зеркал Коэн; [13]
синтез музыки и танца Айседоры Дункан; [6]
метод уподобления характеру музыки О.П. Радыновой,[18]
реализуется через приемы мимического, моторно-двигательного, тактильного, сенсорного уподобления;
задания, направленные на активизацию музыкально-кинестетических представлений: услышать резонанс отдельного звука в различных частях собственного тела; дышать вместе с дыханием музыки; настроить свой сердечный пульс на частоту музыкальной пульсации; двигаться "внутренним пением" за звучащей мелодией (методы, предложенные Н.В. Сусловой);
пластическая импровизация - метод, помогающий учащимся с помощью выразительных жестов, мимики, пантомимы отображать характер звучащей музыки, ее образную палитру.
Визуальные методы и приемы:
метод музыкально-графической синестезии Б.Г. Галеева;
рисование картинок, отражающих музыкально-образные представления;
рисование линии движения мелодии в виде "кривой осциллографа";
отображение музыки в форме панно из цветных лоскутков;
создание цветовой гаммы произведения (метод, предложенный Н.Н. Гришанович) и другие[11].
Методы, развивающие полимодальные музыкально-образные представления:
метод перекодирования - выражение музыкального образа в различных знаковых системах средствами музыкально - пластического интонирования, изобразительного искусства, художественного слова; (См. приложение 1)
сочетание восприятия звуковысотных, ритмических свойств музыки с восприятием графики, мультипликации, образных пояснений, картин, рисунков (компьютерные технологии);
метод создания композиций (Горюнова Л). Это могут быть композиции в виде драматизации и инсценирования песен, композиции музыкально-литературные с привлечением произведений изобразительного искусства и др.;
метод художественных обобщений, основанный на ассоциативном синтезе (тождество и контраст) произведений музыкального, изобразительного искусства и литературы;
метод создания художественного контекста, предполагающий соединение разных видов искусства в едином художественном действии;
метод эмоциональной драматургии, позволяющий учителю воздействовать на образную сферу ребенка через построение урока в художественной форме на основе синтеза искусств;
музыкальные праздники (декорации, костюмы, движения и танцы под музыку), костюмированные концерты, музыкальные спектакли;
музыкальные игры, привносящие в исполнение музыки элементы драматизации;
Данная методика предусматривала проведение групповых занятий с детьми в кабинете музыки, в компьютерном классе, в школьной картинной галерее.
Первый этап предусматривал развитие музыкально-образных представлений младших школьников с помощью компьютерных технологий. Основной целью было создание условий для активизации сознательного музыкально-образного восприятия у школьников. Важнейшей задачей - целенаправленная активизация музыкально - образного восприятия у младших школьников пространственно-временных соотношений в музыке: звуковысотных, ритмических.
Данная задача осуществлялась посредством упражнений и заданий занимательного, творческого характера, выполняемых с помощью компьютеров. В ходе занятий специально программировались ситуации, настраивающие каждого ученика на образное восприятие звуковысотных, ритмических особенностей музыки с последующим воплощением образов на экране компьютера.
Буквально с первых занятий мы пытались заинтересовать школьников с помощью многочисленных творческих заданий, связанных с графическим изображением музыкальных образов на экране компьютера, их звуковой иллюстрацией, богатой цветовой палитрой, литературным сюжетом и т.д.
Целенаправленный анализ звуковысотных, ритмических особенностей музыки в предлагаемых упражнениях и творческих заданиях способствовал формированию осмысленных музыкально-слуховых (образных) представлений.
Учитывая то обстоятельство, что в образной сфере индивидуума доминируют представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые и кинестетические), а также то, что представления имеют разные уровни сенсорной полноты (мономодальные, бимодальные и полимодальные), мы пришли к выводу, что формирование музыкально-образных представлений будет протекать наиболее успешно на основе привлечения синтеза искусств. При этом особенно важно для решения этой сложной задачи использовать различные виды деятельности на уроке: вокальное и инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, рисование, образные рассказы о музыке и т.д. Кроме того, актуализация синтеза искусств должна неизбежно расширить рамки применения компьютерных технологий и разнообразных собственно музыкально-педагогических средств воздействия.
Наблюдения показывают, что многократные попытки подбора детьми нужного звука в сочетании его со словесными характеристиками (эмоционально - образный словарь), с подбором определенных цветовых оттенков для характеристики того или иного звука - способствуют быстрому закреплению слухового представления звуковысотного направления мелодии, ритмического, осознанного, даже на первых занятиях, воспроизведения голосом отдельных звуков.
Несмотря на то, что не всеми учениками была достигнута чистота интонирования восходящей и нисходящей мелодии, мы отметили, что дети, в процессе усвоения данного упражнения, научились:
самостоятельно сравнивать звуки по высоте звучания;
выделять нужный звук из комплекса других звуков;
На следующем этапе экспериментального исследования формирование музыкально-образных представлений школьников осуществлялось на основе актуализации синтеза искусств - музыки, живописи и литературы.
Знакомство с выразительными средствами различных видов искусства, подчеркивающими образное содержание того или иного музыкального произведения, предполагало:
создание обогащенной художественной среды (например, классной галереи с постоянно меняющейся экспозицией в соответствии с темой урока; дополнительных сенсорных стимулов, позволяющих активизировать образные представления учащихся; посещение концертов, театров, встречи с художниками, музыкантами, поэтами и т.д.);
подбор музыкального материала с учетом видов музыкальной деятельности учащихся на уроке, а также произведений по изобразительному искусству, литературе.
Результаты проведенного урока оказались убедительными: дети продемонстрировали свое умение анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку той или иной образной картине музыкального произведения; проявили осмысленность в передачи образного содержания музыки в исполнительской музыкальной деятельности, а также в своих рисунках, картинах.
Таким образом, специально организованная музыкальная деятельность может способствовать развитию процесса познания на основе полимодального восприятия. Особенно актуальна эта проблема в детском возрасте, что связано с сензитивностью детей к художественным воздействиям. Именно к младшему школьному возрасту созревают основные музыкальные способности ребенка. Личность оказывается готовой к целенаправленному, систематическому музыкальному воздействию. Музыкальная деятельность, включающая различные виды: слушание-восприятие, исполнительство, творчество, не только формирует систему эстетических потребностей ребенка и способствует творческому проявлению, но и создает условия для восприятия информации с включением нескольких сенсорных каналов.
Заключение
Внедрение активных и полимодальных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес детей к музыке, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым ребенком [23].
Занятие музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).
Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушанье музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее детям лучше чувствовать и понять музыку.
Стремление к достижению основной цели – воспитанию эстетических чувств – придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. От общения с музыкой на занятии дети должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.
В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача занятий музыкой состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительном воспринимать музыку, испытывать потребность в систематическом общении с ней.
В процессе написания работы, мы изучили теоретические и практические аспекты использования активных методов музыкального обучения на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования детей.
Мы рассмотреть понятие, специфику и классификацию активных методов обучения, изучили и проанализировали литературу по данной проблеме, дали определение активным методам музыкального образования, изучить проблему активности обучающихся, раскрыли психологические аспекты использования активных методов музыкального обучения, отразили особенности использования активных методов музыкального обучения
Мы доказали гипотезу – в качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем предположение, что использование активных методов в музыкальном обучении способствует активизации учебно-познавательной деятельности
Таким образом, можно считать, что цель данного исследования достигнута, все задачи решены.
Список используемой литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Концепция развития дополнительного образования РФ от 04.09.2014 N 1726-р
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006.
Абдулин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога музыка: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательсто «Планета музыки».- М., 2014.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М., Академия, 2004.
Айседора Дункан. Искусство танца., 1913.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. — Воронеж, 1998.- С. 100-101.
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей// Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия.- М., 1990.
Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие.- Флинта., 2014.
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания.- 3-е изд.- М.,1989.
Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Метод, пособие для учителей учреждений, обеспечивающих среднее образование. Мн., Изд. Юнипресс. 2006.
Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании.- М., 2004.
Коэн М.Р. Введение в логику и научный метод., Издательство Социум
Кукушина В.С. ,Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей редакцией..
Лядов А., Фрагмент из Апокалипсиса, ор.66, Партитура, Для оркестра., 1912.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика, психология взаимоотношений с детьми. - Вином. - М.,2012.
Основы общей психологии. - М.: Под ред. Учеников С.Л. Рубенштейна. 1999.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников., 2010.
Российская энциклопедия по охране труда. - М.: НЦЭНАС. Под ред. В.К. Варова, И.А. Воробьева, А.Ф. Зубкова, Н.Ф. Измерова. 2007.
Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. «Вопросы психологии» № 3.- С.36-49
Сластенин А.С. Педагогика.- М.,2004
Щукина. Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М., 1984.
Интернет ресурсы: referatwork/ru.
Глоссарий.
Активные методы обучения – методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащимися в процессе деятельности.
Импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.
Метод активного обучения – совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе познавательной деятельности.
Метод – это то или иное средство, прием, направленные на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, культуры чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно-творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Полимодальность (от греч. - многочисленный и лат. modus - лад) - вид полиладовости, при котором совмещаются два или более симметричных лада.
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.
Учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.
Приложение 1
Тема: «Музыкальный рисунок» Цели занятия:
1.Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
2.Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
4. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1.активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
2.готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3.сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
4.сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
5.умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Личностные:
1.формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2.принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
4.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Материал для занятия:
•альбомный лист;
•набор гуашевых красок;
•кисть;
•стаканчик с водой.
Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает вниманию детей звукозапись с пением птиц, шумом воды.
Педагог. Ребята, что вы себе представляете, слушая звуки природы?
Дети. Прогулку по лесу, по парку, по берегу реки, моря.
Педагог. Если бы вы попали рано утром в лес, то услышали многообразие звуков: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручья. Все это человек слышал еще в глубокой древности. Сначала он начал подражать услышанным звукам, а потом сам стал сочинять разные мелодии. Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился необычный красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогли человеку исполнять придуманные им мелодии. И родилось прекрасное искусство - музыка.
Педагог предлагает вниманию детей аудиозапись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта «Серенада».
Педагог. Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети. Петь, танцевать, веселиться.
Педагог. А если мелодия медленная, грустная?
Дети. Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Педагог. Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как вы слышите музыку.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные змейки»
Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. У каждой колонны (змейки) своя мелодия (марш, вальс, полька). Каждой команде дают возможность прослушать свою мелодию, затем включается любая из них. Змейка, чья мелодия звучит, идет под музыку в разных направлениях по свободному пространству кабинета. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная фраза. То же происходит и с двумя другими змейками. Игра может повторяться. При включении незнакомой мелодии, ранее не слышанной и не имеющей отношения ни к одной из змеек, команды быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.
Педaгог. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыку.
2. Практическая часть
1.Прослушивание музыкального произведения.
2.Предложение высказаться, какие цветовые ассоциации вызывает прослушанная музыка.
3. Работа детей, сопровождаемая звучанием музыкального произведения.
4. Пожелание детям по ходу работы: заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя не закрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
3. Итог занятия
Педагог. Ребята, посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали мyзыку, но и смогли ее изобразить.
В конце занятия проводится хороводная игра «Шире круг»
Участники игры встают в круг и берутся за руки, поют песни и выполняют различные движения.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат солнце и земля, Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли! Дети делают шаги от центра круга назад.
Дети идут по кругу направо, останавливаются, поднимают
руки вверх, плавно покачивают руками; руки на плечах, покачиваются.