Урок по русскому языку с применением ТРКМ Предложение. Его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания. Порядок слов в предложении
Тема урока: Предложение. Его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания. Порядок слов в предложенииЦели:
Познавательные:
1)систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как о единице синтаксиса;
2) отрабатывать приобретенные языковые , речевые умения и навыкиВоспитательные:
1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).
Развивающие:
1) развивать критическое мышление через чтение текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы
Тип урока ТРКМ: работа с художественным текстом
Ход урокаI. Организационый этап. На прошлом уроке мы узнали о связи слов в словосочетании, а сегодня на уроке систематизируем знания о предложении, познакомимся с основными средствами выделения важных в сообщении слов.
( Запись даты, темы урока в тетради)
II. Стадия вызова. Лингвистический эксперимент
На доске подготовлены две записи поэтических текстов В. Динабургского и И. Бунина:в первом тексте закрыты главные слова, во втором тексте зависимые слова-определения(эти слова выделены)
Огне-рыжие пряди
На буграх и откосах,
С легкой грустью
во взлядеНаша русская осень
(В. Динабурский)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
Учащиеся отвечают на « тонкие вопросы»
Имеет ли смысл первая запись?
Какие слова опущены во втором тексте: главные или зависимые?
Понятен ли смысл предложения?
Почему в данной записи текст понятен, но невыразителен?
Попробуем восстановить полный текст («Мозговой штурм»)
Найдите ключевое слово стихотворения Динабургского. О ком или о чем идет речь? (Об осени) Как вы думаете, что может быть во взляде осени? Что может быть огне-рыжим осенью?
Прочитаем текст. Он приобрел смысл.
А теперь обратимся к поэтической зарисовке И. Бунина и добавим недостающие определения
Комментарий для учителя
Идет поиск определений. Учитель помогает сориентироваться в знаках препинания, увидеть, каким словам нужны определения, поставить нужные вопросы.
Так какова роль главных и зависимых слов в тексте?
III. Стадия осмысления
Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение - наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
1.Изучение нового материала Чтение с маркировкой. Работа с теоретическим материалом учебника. По мере чтения учащиеся делают пометки и заполняют таблицу
«V» – знаю «+» – новое «–» – вызывает сомнения «?» – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения
По окончании работы над таблицей ученики озвучивают свои варианты заполнения. В ходе беседы может возникнуть дискуссия, в результате которой классу предлагается составить денотатный граф.
Составление денотатного графа «Предложение»:
П - служит для сообщения
Р - служит для вопроса
Е - служит для побуждения
Д - может быть восклицательным
Л - имеет грамматическую основу
О - имеет один главный член
Ж - имеет два главных члена
Е - характеризуется смысловой законченностью
Н - характеризуется интонационной законченностью
И - бывает простоеЕ - бывает сложное2.Наблюдение над языковым материалом. «Чтение с остановками» В ходе чтения стихотворения ученики отмечают инверсии, объясняют особенности порядка слов; определяют виды предложений.
Как жарко пахнет рожь в июле,
Как дружно колосится рожь.
В тоске стрекоз, в шмелином гуле
Ты в наливную рожь идешь.
Идешь в зеленую траншею,
Где зноем дышит благодать,
Где колос колосу - по шеюИ горизонта не видать.
Качнулось облако гусыней,
Тропа замкнулась, как силок.
Тебе в глаза синеет синий,
Как откровенье, василек.
Зеленым усом колос колкоПрошелся по твоей щеке.
Перебежала перепелка
Через тропу невдалеке.
И над тобой стрижи, как пули,
Мелькнули через зыбкий зной,
Как жарко пахнет рожь в июлеИстомой зрелости земной.
Как светел мир. Как воздух сладок.
И ты его захлебом пьешь.
И нет обид. И нет загадок.
Есть только зреющая рожь.
(М. Дудин)
IV Стадия рефлексии. Обобщение сведений о предложении.
Составление кластера. Для подведения итогов ученики составляют кластер «Характеристика предложения»:
Домашнее задание. Выучить теоретический материал
Выписать из стихотворения М. Дудина все осложненные предложения, сделать синтаксический разбор.