Методическая разработка урока Род несклоняемых имен существительных
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» п. Тюльган
Номинация: педагогические технологии
Методическая разработка урока русского языка
Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных»
( 6 класс)
Автор: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Макаева А.И.
Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».
Класс: 6
Учебник: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, уметь определять род несклоняемых имен существительных
Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.
Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.
Метапредметные:
Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей.
Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий
Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.
Предметные:
Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, аудиофайл передачи «Радионяня»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-исследование
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Работа в парах
1. Орг. момент
Приветствие. Мотивация урока.
Рады слышать мы звонок
Начинается урок
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять( 1 мин)
2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос
-Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Вы сегодня будете исследователями.
- Что значит – провести исследование? (фронт. опрос) 2мин
Из чего состоит структура исследования?(2 мин)
3. Определение структуры исследования (урока)
- Так как мы еще достаточно юные исследователи то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)
Чтение слайда 1
Объект исследования;
Тема исследования;
Проблема исследования
Цель исследования
Гипотеза
Задачи
Практическая часть
Итоги работы
Записи мы будем вести в дневнике исследователя, который вы будете заполнять по ходу урока.
4. Определение объекта исследования (фронтальный опрос, работа у доски) 7 мин
- Что будет объектом исследования? Для того, чтобы его определить, представим ситуацию, которая могла произойти на уроке. Прослушаем следующий фрагмент радиопередачи. Звучит запись песни(3 мин 34 сек)
Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальто и без кашне, А вернее, я и тыБез кашны и без пальты. Любит кины детвора, 2группаЕсли в кинах кенгура, Ходит-бродит по шассу, Носит в сумках шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный столИ сидит за доминой С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьянСтал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино.Жаль, закончилось оно.В гардероб пора бежать-Будут польта выдавать.
Какие слова вам показались смешными? Назовите их. Почему так нельзя говорить? К какой части речи относятся эти слова? Просклоняем словосочетание «интересное кино» ( работа у доски)
В чем их особенность? (при склонении не изменяется, значит не имеет окончаний) Итак объект исследования- это.Запишем, объект исследования.
5. Определение темы исследования и урока ( 5 мин)
Вернемся к нашему стихотворению. А знаете ли вы, что многие несклоняемые существительные пришли к нам из других языков. Они иноязычного происхождения. Поэтому нам нужно выяснить значения некоторых существительных из стихотворения. У нас есть ребята, которые получили индивидуальные задания и выяснили лексические значения слов.
Выступление учащихся с индивидуальным заданием (слайд 2)
Словарная работа:
кашпо– декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
Вернемся к исследованию . Что мы теперь должны определить? Правильно, тему исследования. Для выполнения этого задания вам нужно поработать в группе. У нас сегодня будут три творческие группы. Задание для вас - подчеркнуть несклоняемые существительные, исправить в них ошибки.
Задание для первой группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.
Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальто и без кашне, А вернее, я и тыБез кашны и без пальты. Задание для второй группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.
Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит-бродит по шассу, Носит в сумках шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный столИ сидит за доминой С шимпанзой и какадой.
Задание для третьей группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.Вдруг огромный обезьянСтал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино.Жаль, закончилось оно.В гардероб пора бежать-Будут польта выдавать.
Ребята, а как правильно произносить «кенгуру зашел или зашла? « Что для этого нужно знать? (Род имен существительных) Какую тему мы будем рассматривать на уроке? Над чем работать? (фронт. опрос)
6. Проблема исследования (2 мин)
Что если мы произнесем кенгуру зашел? В чем же заключается проблема нашего исследования? Предмет нашего исследования-это?
(фронт. опрос)
7. Определение цели исследования. Какова же цель нашего исследования? (фронт. опрос) (2 мин)
8. Задачи исследования (2 мин)
-Какие задачи мы можем определить, прежде чем приступить к работе?
-Что мы должны с вами выполнить? Запишем их в дневник?
9. Гипотеза. Проблему над которой нам предстоит работать мы выяснили, определили цель, а теперь мы должны выдвинуть Что? К какому роду относится слово кенгуру? Есть ли у вас предположения? Запишите их в свой бланк.
Физминутка ( 2 мин)
Мы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнем
Физминутка у нас будет необычная.
Я буду называть существительные, если они склоняемые (1, 2,3 склонения) поднимите руки вверх, если разносклоняемые- руки в сторону, несклоняемые- хлопаете.
Метро, яблоня, семя, урок, какаду, кофе.
10. Практическая часть (12 мин)
Перейдем к практической части нашего исследования. Обратимся к учебнику, откроем с. 178. Поработаем в парах самостоятельно, задание написано в вашем дневнике. ( 7 мин)
Задание: Заполните таблицу, используя теоретический материал в рамке на с. 178 а также примеры из упр. №224 на с. 177
Несклоняемые имена существительные
муж. род
жен. род
средн. род
Что у вас получилось? Представление таблицы на слайде (слайд )
Знаете ли вы, к какому роду относятся существительные, обозначающие названия фруктов и овощей? Филиппов Костя провел небольшое исследование на эту тему. Предоставим ему слово.
Выступление Кости (5 мин)
13. Итог урока. (3 мин)
Наше исследование мы продолжим на следующем уроке. Но подведем небольшой итог. Что же нам удалось выяснить на этом уроке?
Вернемся к началу урока и прослушаем песню (4 мин 37 сек-5 мин 34 сек)
14. Дом. задание: оформить дневник, вклеить в тетрадь для правил ( 2 мин)
Дифференцированно:
1. Есть ли в вашем классе ребята, у которых несклоняемые фамилии? Ваше задание –выяснить, как определять род ваших фамилий, откуда они пришли (Тырземан Костя, Петоян Анаит, Сюзанна)
2. Найти и записать несклоняемые географические названия ( 5-6 примеров) и определить их род (Кузнецов, Харламова, Дикарева, Сабитов, Солдатов, Куликовский)
3. Найти и записать несклоняемые сложносокращенные слова( 5-6 примеров) и определить их род (Филлипов, Булыгина, Газин, Железнова, Ширшицкий, Передреев)
4. Задание по карточкам (Алибаева, Лопоухова, Дикарева, Суфиянов, Кукушкин, Головин)
15. Рефлексия. (3 мин) Почувствовали ли вы себя исследователями?
Мы сегодня работали в группах и парах. Попробуем оценить себя. Заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах.
1.В группе я работал активно\пассивно
В паре я работал активно/ пассивно2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен