Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение.
Подробное изложение в 5-м классе
Цель урока:
Закрепить понятия подробное изложение текста.
Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Отважный пингвинёнок.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Предварительная работа.
Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:
Образовать множественное число от существительного птенец.
Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.
Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”) Ход урока
Постановка задачи урока.
Вступительная беседа.
Чтение текста.
Анализ текста.
Работа над планом.
Повторное чтение текста.
Написание изложения.
Самоконтроль.
1.Постановка задачи урока.
Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
2.Вступительная беседа.
- Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
3.Чтение текста.
Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).
4.Анализ текста.
О чем говорится в тексте (его тема)?
Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.
5. Работа над планом.
Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.
Примерный план
Маленький пингвиненок.
Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
Наконец малыш решился и бросился в море.
“Это был самый отважный пингвиненок”.
6.Повторное чтение текста.
7.Написание изложения.
Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).
8. Самоконтроль.
После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.