Рабочая программа обучения медиаторов для школьной службы примирения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласованно:
заместитель директора по ВР
_________Е.А. Маслова
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ№1»
_________Л.Б. Огурцова
ПРОГРАММА
Обучения медиаторов
для школьной службы примирения
Социальный педагог МБОУ «СОШ»1»
М.А.Соломатина2015
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Успешность учащегося во многом зависит от умения общаться и устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Это удается не каждому ребенку или подростку. Нередко возникают очень сложные конфликтные ситуации. Успешной коммуникации надо учиться!
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 7- 8 классах
Настоящая программа составлена в соответствии нормативными документами, регулирующими работу школьных социальных служб медиации, предназначеных для урегулирования конфликтных ситуаций, поиска путей решения коммуникативных проблем, анализа ошибок во взаимоотношениях между учащимися и взрослыми. Все виды деятельности и мероприятия направлены на создание благоприятной атмосферы общения и сведение к минимуму конфликтных ситуаций в процессе обучения и общения.
Минобрнауки России в ноябре 2013 г. выпустил Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, которые являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов. Служба школьной медиации – новое перспективное направление в работе социального педагога, позволяющее повысить и его личный статус, и статус школы в целом. Она должна обеспечить защиту прав детей и создать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р "О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы".
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда противостоящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
На наших занятиях мы развиваем у детей навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, поиска путей выхода их конфликтных ситуаций. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению конфликтных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
•Формировать позитивные отношения подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
•Развивать коммуникативные, интерактивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
•Развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее;
•Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
•Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;
•Формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Структура Программы:
1-й блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров).
2-й блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике)
3-й блок – отработка навыков ведения медиативных процедур
Целевая группа: учащиеся 7, 8 классов.
Программа рассчитана на 34 занятия в год. Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:
•нравственной самооценки;
•этики поведения;
•отношения к жизненным ценностям;
•нравственной мотивации.
4.Анкетирование учащихся и родителей
Тематическое планирование:
№ Название блока Кол-во часов Основное содержание по темам Дата проведения
1 Введение 2 Что такое медиация? 2 Диагностический 1 Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса) 3 Мой стиль поведения в конфликте 4 Эмоции 7 Особенности эмоционального общения.Тренинг положительного эмоционального контакта 5 Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми 6 Эмоции и чувства 7 Психические состояния и их свойства 8 Как управлять своим состоянием и как его изменить 9 Стресс 10 Трудные ситуации и развитие 11 Невербальная коммуникация 5 Что такое невербальная коммуникация. 12 Зоны общения 13 Жесты руками 14 Жесты кистями и руками 15 Мошенничество, сомнение, ложь 16 Толерантность 4 Понятие толерантности 17 Толерантная личность 18 Границы толерантности 19 Барьеры в общении 20 Конфликты 6 Понятие “конфликт” 23 Основные стадии протекания конфликта. 24 Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации 25 Взаимодействии в конфликте 26 Самоконтроль в общении. 27 Анализ и разрешение конфликтных ситуаций 32 Практические занятия 3 Отработка навыков ведения медиативных процедур 33 34 Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
объективная оценка поведения реальных людей с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
- приобретение опыта волонтёрской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Учебно-методическое обеспечение
1.Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
2.Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
3.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
4.Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
5.Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
6.Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).
7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
8. Интернет-ресурсы