Урок русского языка в 5 классе Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение по тексту К. Паустовского Первый снег

Орлова Л.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ Алгасовской СОШ Моршанского района
Тамбовской области

Урок русского языка в 5 классе
Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение.(2ч.)

Цель деятельности учителя: Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;
определять систему языковых средств, использованных в тексте; помочь понять его идею, композицию, роль художественной детали;
развивать творческие возможности школьников

Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь
составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели
учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы:
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects
http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрацион-
ный материал: иллюстрации зимних пейзажей; ученические сочинения
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная учителем.


Ход урока.
Сообщение темы урока и его целей. Запись в тетрадь.
Вступительная беседа.
1.Мобилизация жизненного опыта учащихся.
- Вспомните, как начиналась зима в этом году: долгая осень, дожди, унылая картина. Выпал первый снег. И что случилось с миром?
(Он стал серебряным, белым, новым, волшебным.)
Вот как рассказывают о первом снеге ученики в сочинениях.
(Примеры ученических сочинений.)
- Какое сочинение вам показалось наиболее удачным? Почему? Какие детали описания вы запомнили?
- Попробуйте теперь сами описать первый снег (так, как вы его помните)
2. Знакомство со стихами о первом снеге.
- Давайте посмотрим, как описывают первый снег поэты.
Начало зимы для души поэта всегда событие. Хотя для каждой - своё. («Первый снег» В.Я.Брюсова, «Выпал снег» Н.Рубцова.)
3. Рассказ о Паустовском.
- Имя писателя Константина Георгиевича Паустовского хорошо известно. Он много писал о средней России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озёр. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувствовать её.
Сегодня мы будем писать изложение «Первый снег». Это отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Прощание с летом».
Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик - сам автор. Его глазами мы смотрим на мир, поэтому важно не просто запомнить всё то, что он увидел и услышал, а постараться вместе с ним увидеть и услышать природу, в этом нам помогут иллюстрации.
Каждый из вас должен начать готовиться к чтению вслух, учитывая, что Паустовский пишет просто, сдержанно, поэтому и тон чтения должен быть спокойным, ровным.

ІІІ. Чтение текста учителем.

IV. Беседа по содержанию. Языковой разбор текста.

- Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Какие слова произносятся с логическим ударением? (Странное ощущение.) Почему? (В этом сочетании выражен главный смысл сообщения.) Действительно, оно настораживает, заставляет напрячь внимание, с нетерпением ждать объяснения. Может быть ощущение страха или опасности, а здесь странное ощущение. Подберите синонимы к прилагательному (странное – непривычное, непонятное).
- Прочитайте следующее предложение. Голосом нужно выделить слово, которое указывает, каким было ощущение. Мне показалось, что я оглох во сне. Человек на самом деле не потерял слуха. Как сказано об этом (Мне показалось.) Как по-другому можно выразить эту же мысль? (Мне почудилось Я как будто оглох во сне.)
Далее учитель или учащиеся выразительно читают каждое предложение текста. Учитель анализирует его, показывая удивительную точность и выразительность слов, передающих настроение писателя. Анализируются слова и выражения: мёртвая тишина (значит: полная тишина, нигде никаких звуков), умер дождь (сравним: перестал дождь – умер, прекратился ветер – умер, затих шумливый сад – умер). Слово, употреблённое в переносном значении, более выразительно. В данном случае оно даёт явственное ощущение резкой перемены погоды. Не случайно писатель повторяет его трижды. Это усиливает впечатление.
Итак, проанализирован первый абзац текста. Содержание повествовательной части соответствует первому пункту плана. Впечатления, о которых пишет автор, слуховые. Ученики определяют основную мысль описательной части: «Наступила мёртвая тишина».
Второй абзац значительно труднее первого. Если учитель не поможет ученикам представить описанную автором картину зрительно, в работах учащихся наверняка будут фактические ошибки, искажение содержания. Анализируется выражение ровный свет. Новые впечатления – зрительные. Почему свет назван ровным? Причина – в источнике света. Он идёт не из одной точки (всё вокруг побелело). Этим отражённым светом, не создающим тени, и полна комната.
За стёклами всё было снежно и безмолвно. Здесь природа воспринимается и зрительно, и на слух. Какие представления вызывает слово снежно? Снежно – значит бело кругом. Как автор избежал повторения слова окно (за стёклами, а не «за окном»). Далее писатель раздвигает рамки пейзажа, и мы видим не кусочек земли, а как бы её всю. При чтении меняется интонация, она становится взволнованной и торжественной. Какое выражение создаёт ощущение шири, простора в следующем предложении? (Головокружительная высота.) Как связаны между собой определения в этом предложении: туманное (небо) – одинокая (луна) – желтоватый (круг)?
Далее учитель обращает внимание на сравнение снега со стеклянным дождём. Почему? (Падающий снег в лунном свете напоминал ёлочное украшение.) Вот почему у писателя появилось такое сравнение. Сравнение снега с ёлочным дождём помогает автору создать нужное настроение. Он не просто описывает первый снег, он и нам передаёт радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.
После анализа предложений учитель посоветует учащимся сохранить в изложении прямую речь. Изменение конструкции приведёт к тому, что фраза станет менее выразительной.
План изложения записывается в процессе работы над текстом.
(1. Наступила мёртвая тишина.
2. За стёклами всё было снежно и безмолвно.
3. «Первый снег очень к лицу земле».)

V. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок. Даются задания:
1. Записать глаголы, подобрать проверочные слова.
Показалось – кажется, лежал – лёжа, умер – мёртвый, наполнял – полный, стояла – стоя, переливался – лить, качнулась – качка, поднялась – поднять, улетела – лётный, смотрел – смотр, вздохнул – вздох.
2. Перед сном, ко сну, во сне, от сна; вокруг неё, с неё; странное ощущение, необыкновенная тишина, туманное небо, стеклянный дождь.
3. Указать, каким предложениям соответствуют схемы:




VI. Чтение текста учащимися. Самостоятельная

Первый снег.
Серебро, огни и блёстки,
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.
Это – область чьей-то грёзы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

В.Я.Брюсов.



Выпал снег.
Выпал снег –
и всё забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.

Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.

Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.

Снег летит – гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу
Ну и ладно! И добро.
Н.Рубцов.

Как-то раз, ночью, из-за облаков показалась луна. Она печально глядела на землю. Сначала было тихо, спокойно, но вдруг налетел сильный ветер, закачались деревья. Ветер не утихал, поэтому начавшийся снег ложился не ровно, а сугробами. В поле снег был похож на большую белую равнину. Наступило утро. Выглянуло солнышко, подул лёгкий ветерок, и снег засверкал разноцветными искрами. Днём наступила полная тишина. Снег пошёл мелкий и колкий. А вечером он так накрыл землю, что можно было кататься на коньках, лыжах и санках. Зима – самое весёлое время для ребят!
Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась земля. Глубокие большие сугробы на улицах. Спокойно гуляют под деревьями воробьи, оставляя на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов. Деревья надели тяжёлые белые шапки и рукавицы, а красавица-берёза нарядилась в белое кружевное платье. Снег занёс дома. На окнах Дедушка Мороз нарисовал кистью сказочные узоры. Всё кругом как в зимней сказке!
Я люблю зиму. Выпадает первый снег. Первый снег – пушистый и мягкий. Есть примета: если снег упал на сухую землю – он сойдёт, а если на мокрую – будет лежать долго. А снег и правда сошёл, но ненадолго. Потом опять запорошил всю землю. Какой он красивый! В тени зеленоватый, а если засветит солнышко – становится розовым. Под фонарями снег переливается янтарём. Если поймать снежинку и хорошенько её рассмотреть, можно увидеть лес. Один раз, когда я поймала её, она была похожа на цветок. Наверное, это добрые волшебницы выткали чудесную ткань, вырезали из неё снежинки и пустили по ветру.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15