РЕЦЕНЗИЯ на авторскую педагогическую разработку адаптационного типа «Туризм и краеведение»
РЕЦЕНЗИЯ
на авторскую педагогическую разработку адаптационного типа «Туризм и краеведение» (Учебная программа 1 года обучения. Возраст детей 11-13 лет), составленную педагогом дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Ангарска Ильиной Т. А. Актуальность работы по программе «Туризм и краеведение» заключается в том, что пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, родного края, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Это спорт и здоровый образ жизни.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Основа разработки – базовые, т.е. начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения; развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся, включающих в себя коммуникативный компонент, лидерство, способности к организации и самоорганизации, формирование потребности в самопознании, мотивации к самосовершенствованию, что актуально для их будущего самоопределения. Адресаты программы - школьники 5-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов и направлена на формирование у обучающихся коммуникативных, информационных, социальных и личностных компетенций, воспитание толерантности.
Новизна авторской педагогической разработки адаптационного типа в том, что она соединяет в себе темы по «основам туристской подготовки», по «топографии и ориентированию», «краеведению», «основам гигиены и первой доврачебной помощи», «ОФП» (Программа «Туризм и краеведение» под ред. Ю. С. Константинова и А. Г. Маслова), темы: «туристская группа в походе», «проведение походов», «туристский бивак» (Программа «Пешеходный туризм» В. В. Куликова, Л. М. Ромштейна) и включает подготовку по «технике и тактике туристского спорта» (техника вязания туристических узлов», «изучение техники прохождения контрольно-туристического маршрута»), которую обучающиеся могут получить, участвуя в тренировочных сборах и лагерях, проводимых ДТДиМ. Усвоение программного материала поможет школьникам в дальнейшем определиться с выбором специализации по пешеходному туризму.
В программе указаны методологические положения, цели и задачи, основные формы организации учебного процесса, формы организации контроля за достижениями обучающихся.
Тематическое планирование учебного материала распределено по взаимосвязанным модулям (темам), указаны теоретические и практические занятия.
В программе прописаны прогнозируемые результаты: что учащиеся должны знать, уметь, какими навыками обладать по итогам полного курса обучения. На это направлено учебно-методическое обеспечение курса.
Предлагается список рекомендуемой литературы для педагогов и для учащихся.
Также педагогическая разработка сопровождается Приложением, состоящим из 1)Диагностического материала, 2) Методических рекомендаций по реализации данной учебной программы и 3) Дидактического материала.
Данная программа отвечает требованиям образовательных учреждений и может использоваться в учебном процессе.
Рецензент О. А. Моргунов, спасатель 1-го класса Юго-Западного поисково-спасательного отряда г. Ангарска, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «ДТДиМ».