Тренинг формирования благоприятного социально-психологического климата в отношениях с родителями для учителей
Тренинг формирования благоприятного социально-психологическогоклимата в отношениях с родителями для учителейАвтор:Клевцова Юлия Владимировна, практический психолог Донецкого учебно-воспитательного комплекса №16
Цель:установление педагогом доверительных отношений с родителями, понимание детско-родительских отношений и их влияние на психологический климат в классе.
После тренинга участники:
Будуть знать:
Какие методы воспитания преобладают в семье
Отношение к ребенку родителями
Факторы домашней педагогики
Будут уметь
Определять стиль семейного воспитания
Смогут налаживать доверительные отношения с родителями
Окажут помощь в успешной адаптации детей к школе
Будут мотивированы
На создание конструктивных отношений в цепочке ребенок-родитель-учитель
Вид тренинга: коммуникативный
Категория участников: учителя
Время проведения: 55 минут
План тренинга:
№ Вид работыПродолжи-тельность(мин.) Обеспечение
Знакомство. Телеграмма5 Презентация
Правила работы групы5 Ожидания и представления5 Дискуссия «Домашняя педагогика»
Анкетирование родителей5 Детско-родительские отношения .Наказание в семье10
Мозговой штурм «Заповеди мудрого родителя» 10 Игра «Кулачки» 10 Завершения работы. Обратная связь. 5 Ход тренинга
І.Начало тренинга (вступление)
1.Знакомство.ТелеграммаИнструкция:
Напишите телеграмму, чтоб слова в ней начинались на заданные буквы. Зачитайте коллегам , что у вас получилось и кому она предназначена.
Б Т Л В Д К М П З Х О
Ваша фантазия и творчество не имеют границ
2.Принятие правил работы группы Каждый участник имеет право на свое мнение и свой выбор, соблюдается правило активности и участия, искренности и обсуждение без осуждения, правило «Я».
3.Ожидание и представления участниковУзнать полезную информацию о детско-родительских отношениях и суметь использовать ее на практике.
ІІ. Основная часть тренинга4.
Дискуссия «Домашняя педагогика»
Анкетирование родителей (проводилось зараннее , на родительском собрании)
На родительском собрании родителям была предложена анкета о том, какие меры наказания они используют в воспитании своих детей. В опросе приняло участие 130 человек. Я предлагаю ознакомиться с результатами исследования :наказывали физически (били, пороли, шлепали, давали подзатыльники и т.п.)-7 человек ( 5%)
ругали, отчитывали, кричали – 14 человек (10%)
ставили в угол – 6 человек(4%)
лишали удовольствий, развлечений, временно ограничивали свободу, запрещали смотреть телевизор и играть в компьютер – 44 человека (33%)
вели воспитательные беседы, «назидательные разговоры» - 40человек (30%)
ставили в пример авторитет учителя и свой собственный – 6 человек (14%)
бойкотировали, прекращали общаться – 10 человек (7%)
заставляли делать какую-либо работу по дому - 1 человек
не наказывают – 2 человека
Предлагаю в виде дискуссии обсудить полученные данные. Их эффективность в воспитательном процессе.
5.Детско-родительские отношения .Наказание и поощрение в семьев семье.(Информационная часть).
Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания.
1. Демократический (разумная любовь; принимающе – авторитарный; ценностное отношение с высокой рефлексией). При данном стиле семейного воспитания, эмоциональная близость с ребенком проявляется, как принятие, тепло и любовь. Требования к ребенку справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение);
2. Авторитарный (автократический; диктат), эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, хотя и не исключается. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин. Контроль жесткий, некорректный, наказания. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, постоянные окрики и угрозы. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка), агрессивный (ребенок превращается в терана, подобно родителю), лицемерный.
3. Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка») – проявляется излишняя забота за ребенком. Требования к нему отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль за ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает несамостоятельным, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.
4. Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») – при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком. Какие-либо требования отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).
5. Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) – высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабоченны будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и мнительным.
6. Анархический (потворствующий; либерально – попустительский) – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая» (некретиччное отношение). Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем.
7. Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) – проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла. Требования и контроль за ребенком отсутствуют. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка. Он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциотивным.
8. Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник») – эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает мечтательным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства.
9. Жестокое обращение (агрессивный) – требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная. Он вырастает эгоистичным, жестоким [3].
«В реальной жизни, – замечает В. С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. По ее мнению, в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку» [4].
6. Мозговой штурм «Заповеди мудрого родителя»
Формируем наставления для родителей в виде рекомендаций.
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми
3. Перестаньте шантажировать.
4. Избегайте свидетелей.
7. Игра «Кулачки»
Психолог предлагает учителям разделиться на пары, один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его с условием, что нельзя причинять боль партнёру. Затем можно поменяются ролями. После игры обсуждаем методы, с помощью которых удалось разжать кулак. Выяснилось, что кто-то не смог сделать это бесконфликтно, а кто-то догадался, что с помощью уговоров, хитрости, а иногда просто просьбы с использованием «волшебных» слов можно легко решить возникшую проблему.
Так и воспитание в семьях: у кого-то с помощью уговоров, у кого-то с помощью конфликта.
ІІІ. Заключительная часть тренинга8. Обсуждение полученной информации, высказывания детей о наказании и жестоком поведении детей, как в зеркале родительських отношений.
София, 12 лет
«Злой ребенок – это такой, который обиделся. А злиться на того, кто его обидел, не может. Поэтому он злится на кого-нибудь другого или вообще на всех других людей».
Мира, 8 лет
«Я не знаю злых детей, знаю вредных, противных... Но когда я попыталась представить такого ребенка, то вспомнила мальчика из мультика про Карлсона, он обижал свою собаку, грубо разговаривал и еще поставил Малышу шишку на лбу. Злые дети – это те, кто нападает просто так, чтобы напугать или обидеть».
Юра, 5 лет
«Злой ребенок – это такой мальчик, как Артем у нас в садике. Он старается сделать больно, пихнуть, щипнуть, а если кому-то от этого больно – радуется и смеется. Он меня младше, и он злой».
Дима, 10 лет
«Есть один такой на гандболе, очень неприятный тип: так и ждешь от него какой-нибудь пакости. Он все время ищет, как бы сделать кому-то больно. И очень нагло себя ведет. Не слушает никого – ни тренера, ни ребят».
Сева, 6 лет
«Я никогда не видел ни злых детей, ни злых людей...»
Пожелание всем взрослым:
Взрослые, не учите детей своих подлости .Властные, не учите их злобе и зависти .Сильные, не учите звериной жестокости .Мудрые, не толкай детей к пропасти .Грешные, научите детей состраданию ,Слабые, научите любви и вниманию.
Старые, научите терпенью и кротости .Слышите?! Оттащите детей от пропасти!
Источники:
1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
2. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 1986. – 96с.