Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе
ПУТИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создаёт добрую атмосферу в коллективе, заставляет детей тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.
Большое влияние на сплочённость и жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе деятельности, общения спонтанно возникают группировки, имеющие сходство взглядов, симпатий, общие интересы. В этом неформальном объединении ребёнок стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Отсюда вытекает важнейшая задача каждого педагога - добиться того, чтобы группировка с наиболее высокими духовными ценностями стала самой авторитетной в группе. Точно также следует стремиться, чтобы лидерами коллектива стали учащиеся с наиболее высокоразвитыми морально-волевыми качествами. Но лидеры в свою очередь нуждаются в систематическом неназойливом контроле и постоянной помощи педагога. Их следует учить правильному поведению в трудной для группы ситуации, ровному отношению к товарищам. Умению сопереживать, отказываться от агрессивной реакции на неудачные действия кого-либо из членов коллектива, прибегая в таких случаях к дружескому совету, выдержанному поведению. Их следует убедить, что в коллективе всегда будут люди, недовольные их поведением. Одинакового отношения к поступку лидера у членов его группы не бывает. Критики не следует бояться. К замечаниям следует относиться конструктивно, не рассматривая несогласие со своей точкой зрения или занимаемой позицией как трагедию.
Один из ведущих мотивов поведения детей - занять удовлетворительное положение в кругу товарищей. Неумение или невозможность добиться такого положения часто является причиной недисциплинированности, аффективных вспышек. И педагог должен осознавать, что зачастую в основе неблагополучного поведения детей как раз лежит нарушение нормальных взаимоотношений со сверстниками
Таким образом, поддерживая положительные взаимоотношения между учащимися, педагог облегчает свою работу. Дружба выполняет специальную функцию. Она поддерживает самоуважение личности, подтягивает отстающего. Имея хорошего друга, ребёнку легче добиться успеха в спорте, жизни.
В психологической литературе имеется так называемая социометрическая методика выявления взаимоотношений личности и коллектива. Она проста, доступна каждому педагогу и позволяет получить многомерную характеристику коллектива. По показателям социометрии можно судить о влиянии актива и его авторитета среди ребят. Обнаруживается также группа игнорируемых и изолируемых детей. Эти дети может и не осознают свою изолируемосгь, но они испытывают эмоциональный дискомфорт.
Выявив причину изолированности, а то и отверженности детей, нетрудно найти пути его сближения с товарищами. И сделать это можно, организуя совместную деятельность детей, совместное проведение досуга, наладив взаимную помощь, поставив ребят в положение взаимной зависимости. Например, один помогает другому в учёбе, второй помогает первому в чём-либо другом. Надо учить детей чаще обращаться за помощью к товарищам и самим оказывать помощь, а не требовать и ждать этого от педагога.
Коллектив сплочён, а общественное мнение весомо для каждого его члена только в том случае, когда учащийся имеет возможность реализовать в коллективе свои способности. Поэтому необходимо найти каждому члену коллектива дело по душе.
Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитательное влияние на детей только в коллективе, где авторитетен актив, где царит глубоко нравственная атмосфера. С этой целью педагог должен упорно и настойчиво способствовать созданию в коллективе обстановки непримиримости к нарушению моральных норм. Он приучает воспитанников бороться с несправедливостью, нечестностью, думать не только о себе, но и об интересах товарищей, стремиться, чтобы собственные интересы совпадали с мнением коллектива, если, конечно, он, учащийся, с этим мнением согласен, и отстаивать свою позицию, если убеждён в своей правоте.
Таким образом, чтобы в детском коллективе каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, педагог должен умело
управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе.
А для этого предполагается соблюдение следующих правил:
-не унижать, а возвышать личность каждого ученика;
-не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;
-не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;
-опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества учащихся;
-меньше поучать, а больше приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;
-больше дела, меньше слов, памятуя, что только в деятельности формируются положительные качества, нормы и правила поведения учащихся.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе можно широко использовать интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети учатся ' осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысления общепринятых отношений.
И сейчас я предлагаю вашему вниманию игру, в ходе которой дети учатся сотрудничеству. Роли детей я предлагаю занять вам, коллеги .
ИГРА «Таинственный друг»
Цель: Создание в группе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.
Материалы: коробка, из которой дети могут тянуть жребий, сложенные вчетверо листочки бумаги с написанными на них именами детей.
Инструкция: «Яхочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чьё имя вам досталось». (Далее педагог обходит с коробкой всех ребят и даёт возможность тем детям, которые вытащат своё имя, поменять бумажку.)
«В течение следующей недели вы будете «таинственным другом» или «таинственной подругой» того, чьё имя вам досталось. Задача этого «таинственного друга» или «таинственной подруги» - делать своему подопечному время от времени приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами всё это время... Расскажите, пожалуйста, какими могут быть сюрпризы?»
Можно обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.
Вопросы для обсуждения:
Любишь ли ты иногда порадовать других небольшими сюрпризами?
Ты уже ждёшь приготовленных для тебя сюрпризов?
Приложение 1
Психологические интерактивные игры, способствующие развитию у детей умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать к группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного общения детей друг с другом и со взрослыми.
ИГРА «Паутинка»
Цель: помочь детям познакомиться друг с другом и в ходе приятного и весёлого общения занять своё место в группе.
Необходимые материалы: клубок ярких ниток.
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что - то рассказать о себе.
Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в своё свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе...»(Ведущий берёт клубок в свои руки и начинает игру сам, называя своё имя. Затем зажимает свободный конец нити в руке и перекидывает клубок ребёнку, сидящему напротив).
« Если хочешь, ты можешь назвать нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перекинуть следующему.»
Таким образом, клубок перекидывается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затеи можно поговорить с детьми обо всём, что может способствовать групповой сплочённости.
После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени, и может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к Ведущему обратно. При запутывании нити можно с юмором обыграть ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой».
*
ИГРА «Мы похожи»
Цель: помочь проявить как своеобразие каждого ребёнка, так и общие черты, объединяющие их.
Необходимые материалы: бумага и карандаши.
Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на пятёрки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет её членов. В этом списке можно написать, например: - у каждого из нас есть брат... - у каждого из нас есть мягкая игрушка... - мы все любим ходить в бассейн... и т. д. У вас есть 10 минут. Победит та команда, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт».
Вопросы для обсуждения:
Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
Есть ли что-то такое, что объединяет всех детей группы?
Есть ли что-то такое, что отличает тебя от всех детей группы?
Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь отличаться от всех?
Каким должны быть друзья - похожими на тебя или совсем другими?
ИГРА «Аплодисменты»Цель: способствовать сплочению группы, создать в группе атмосферу взаимного принятия и хорошего настроения.
Инструкция; «Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».
Далее поставить стул в центре комнаты и попросить всех плотно окружить его со всех сторон.
«Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»
В первый раз надо помочь группе рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребёнку, они будут хлопать ещё сильнее.
Вопросы для обсуждения: Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
Тебе понравилось хлопать в ладоши?
Как ещё можно показать окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
Хочешь ли ты, чтобы в группе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
ИГРА «Двадцать вопросов»Цель: привлечь внимание всей группы к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы, в то же время это побуждает всю группу думать о каждом отдельном ребёнке как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например. О цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о чертах его характера. Когда у кого-нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения о том, кого же я загадала». Вопросы для обсуждения:
-Ты быстро угадал, о ком идёт речь?
-Есть ли среди твоих одноклассников дети, похожие друг на друга? -Есть ли в группе кто-нибудь, кто похож на тебя?
ИГРА «Интервью»Цель: наладить хороший контакт детей с педагогом.
Эта игра поможет Вам улучшить контакт с детьми. Игра даст возможность создать в группе атмосферу открытости и честности.
Инструкция: «Яхочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом... Вы получаете десять минут на то чтобы побольше узнать обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать мне какой - нибудь вопрос. Ну, например, «Вы замужем?» После того, как один ученик задаст свой вопрос. Он возвращается на своё место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удовлетворить и собственную любознательность, и потому я буду задавать вопросы всей группе. Я
уверена, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык».
ИГРА «Дружная семейка»Цель: способствовать улучшению контактов детей, развитию инициативы.
Материалы: толстый шнур или листы газет.
Инструкция: «Вы видите перед собой на полу небольшой остров (составленный из газет или при помощи шнура). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом острове. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нём всем вместе».
ИГРА «Друг к дружке»Цель: учить взаимодействовать детей друг с другом.
Инструкция: «Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой всё нужно делать очень - очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнёра и быстро - быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, каким частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:
правая рука к правой руке!
нос к носу!
спина к спине!
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро - быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!»
бедро к бедру!
пятка к пятке!
Можно провести 5-6 смен партнёров и всякий раз называть новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Вопросы для обсуждения:
понравилась ли тебе игра?
Легко ли тебе было действовать быстро?
ИГРА «Тропинка к сердцу»Цель: создать дружескую атмосферу в группе, содействовать сплочению коллектива.
Материалы: небольшие сердечки из цветной бумаги по числу детей, чистый лист ватмана, фломастеры.
Инструкция: «Каждый из вас уже подружился с кем -то в группе, то есть нашёл тропинку к его сердцу. Сейчас каждый из вас на маленьком сердечке напишет своё имя и приклеит его на лист ватмана там, где захочет. Затем фломастером нарисует свою тропинку к сердцу своего друга. А если у вас несколько друзей, то рисуйте несколько тропинок». (Если в группе есть дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к сердечкам тех ребятам, которые им нравятся).
ИГРА «Волшебные очки»Цель: учить детей видеть в людях хорошее, доброе.
Материалы: заготовки очков из цветного картона разной формы, материал для аппликации (пёрышки, блёстки и т. д.)
Инструкция: «Сегодня мы будем учиться смотреть на людей через волшебные очки. Их волшебство состоит в том, что они показывают только хорошие качества человека, на которого смотрят в эти очки. (Детям раздаются заготовки очков). Но волшебство не получается просто так, очки ими надо зарядить. Для этого надо их украсить. (Дети под руководством педагога оформляют очки). А теперь я предлагаю одеть наши волшебные очки и посмотреть на...(имя ребёнка) и сказать каким вы его видите: «Я в (имя) вижу...доброту, он... симпатичный... и т. д.
Аналогичная игра «Стул почёта».
ИГРА «Таинственный друг»Цель: Создание в группе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.
Материалы: коробка, из которой дети могут тянуть жребий, сложенные вчетверо листочки бумаги с написанными на них именами детей.
Инструкция: «Я хочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чьё имя вам досталось». (Далее педагог обходит с коробкой всех ребят и даёт возможность тем детям, которые вытащат своё имя, поменять бумажку.)
«В течение следующей недели вы будете «таинственным другом» или «таинственной подругой» того, чьё имя вам досталось. Задача этого «таинственного друга» или «таинственной подруги» - делать своему
подопечному время от времени приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами всё это время... Расскажите, пожалуйста, какими могут быть сюрпризы?»
Можно обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.
Вопросы для обсуждения: Любишь ли ты иногда порадовать других небольшими сюрпризами?
Ты уже ждёшь приготовленных для тебя сюрпризов?
Список литературы Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192C.
Станкин М. И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-384с.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем.- М.: Генезис, 2005.-255.-(Психологическая работа с детьми).
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения, сказки.- М.: Генезис, 2003.- 176с.
Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).-М.: Генезис,2004.-303с.