Конспект классного часа Конфликт и пути его решения (5 класс)


« Конфликт и пути его решения»
Цель:
- формирование представления о конфликтах, способах их разрешения;
-развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе;
-формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
  I. Организационный момент.
Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»
Учитель: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням (по сигналу объединяются в созвездия).
Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
-Могут ли быть у всех людей одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Все люди разные. У нас не только разный возраст, пол, внешность, но и разное восприятие одних и тех же вещей, явлений. И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя, он просто другой, со своими особенностями, слабыми и сильными сторонами.
Учитель: Ребята, возьмите чистый лист и нарисуйте дом. Возьмите снова чистый лист и нарисуйте двухэтажный дом. А где окна? А почему у вас дом без фундамента? Ну что вы нарисовали, я вообще просила нарисовать школу. Снова возьмите чистый лист нарисуйте школу и т.д…..(дети начинают возмущаться)
Вот ребята вы недовольны моими действиями. Что между нами произошло?
Правильно конфликт!
 -А всегда ли получается понимать друг друга?
- К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.
Учитель: А у вас бывают ссоры с друзьями, родителями только из-за того, что кто- то кого-то не так понял? (дети отвечают)
Очень редко можно встретить человека, который ни с кем не ссорился. Всё бывает в жизни. Но когда человек ссорится, это вырабатывает плохие черты характера – человек становится злым, несдержанным, сварливым.
     
- Ребята, назовите тему нашего занятия.
Тема сегодняшнего часа общения «Конфликт и пути его решения»
Работа в группах: А что же такое конфликт? Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, посмотрите в словарях.
1 группа определит, кого мы называем «конфликтным человеком»
2 группа объяснит что значит «Конфликтовать»
3 группа найдет значение выражения «Конфликтная ситуация»
4 группа пояснит значение слова компромисс.
( в течение 5мин. дети обсуждают задание в группах)
Ответы учащихся
Конфликт - это столкновение интересов, мнений, взглядов двух и более лиц, который, может проявляться в виде ссоры, драки, военных действий.
Эксперимент.
Возьмите листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, ещё раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?
Мораль данного эксперимента такова: как причина разных результатов на бумаге, тик и причина конфликтов разная.
-А могут ли люди обходиться без конфликтов?
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет уладить споры, разногласия. А для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, эти знания вы получите в ходе сегодняшнего часа общения.
 Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
 Мудрецы и слон.
     Давным  -  давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
 -Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
- Как вы думаете нужно ли научиться предотвращать конфликты?
Конфликты, как и болезни лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Рассмотрим два способа.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ - конструктивное предложение. Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Рассмотрим конкретную ситуацию.
Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими.
Используя мягкое противостояние попробуем предупредить конфликт.
Примерная фраза:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  
А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Физминутка: встаньте пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое  выполните в парах. Что вы заметили? (В паре было легче) Почему?  (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? – Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.
Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всём мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
- Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
Работа в группах: «Контакты и конфликты»
(Ребята получают карточки с описанием конфликтной ситуации).
Задание: Рассмотрите ситуации, оцените поведение участников и найдите компромиссное решение проблемы.
1. ситуация. Ваня и Андрей — хорошие друзья. Андрей заболел и дал свой сотовый телефон на время Ване. Ваня был очень доволен. Родители ещё не купили ему телефон. Этот был хоть и дешевым ребята перестали смеяться над ним, что у него нет телефона.
Андрей выздоровел. Родители заметили, что у сына нет телефона. Андрей попросил Ваню вернуть ему телефон, но Ваня расстроился, сказав, что теперь ребята будут над ним опять смеяться, а он им сказал, что это родители ему купили точно такой же телефон.
2 ситуация. Сергей — ученик 9 класса. Его мама работает на вещевом рынке. Мама одна воспитывает сына и ещё двух сестёр. Сергей часто помогает маме, зарабатывает себе на карманные расходы. Однако, помогая маме на рынке, Сергей часто пропускает занятия в школе. Классный руководитель вызвал Сергея с мамой в школу. Мама не знала, что сын прогуливает занятия. Сын ей сообщал, что занятий в школе не было.
З ситуация. Ученик 7-го класса Павел постоянно конфликтует с учительницей русского языка и литературы. Павел считает, что учительница игнорирует его на уроках, не дает высказаться, перебивает, не считается с его точкой зрения. Учительница считает, то Павел пренебрегает правилами поведения на уроке, перебивает, мешает отвечать другим ребятам, стремится навязать свое мнение.
4. ситуация. Две сестры лежат в комнате на своих кроватях. Одна встает, задергивает шторы, другая встает и раздвигает их. Заходит младший брат и спрашивает, что происходит. Первая говорит, что свет мешает ей спать. Другая сестра отвечает, что свет ей нужен, чтобы выполнить домашнее задание, прочитать параграф по биологии.
Учитель: послушайте сказку «Две козы» и скажите, почему героям удалось избежать ссоры.
Две козы.
 На узкой горной тропке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо- глубокая пропасть. Задумались козы: как им быть?  Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
- Как козам удалось избежать конфликта?
Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.  «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
- Козы из сказки смогли договориться. Как вы уже сказали ранее, такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что мириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
-Что помогает разрешить конфликт?
Ученики: Нужно уступать друг другу.
-Верно, уступка, один из способов выйти из конфликта.  УСТУПКА
Ученики: Ещё можно обратиться к взрослому человеку за советом.   СОТРУДНИЧЕСТВО
- Верно, если вы затрудняетесь в том, правильно ли вы поступаете, то необходимо обратиться за советом к родителям, учителю и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.  – «Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс».
А ещё в нашей школе работает Школьная служба примирения, куда вы также можете обратиться со своими проблемами.
Ребята, давайте попробуем составить правила бесконфликтного поведения (составляют совместно)
В споре будь сдержан и тактичен.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Рефлексия:
Продолжите фразу:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...
Заключительное слово учителя
Закончить наш час общения мне хотелось бы следующими словами:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.