Рабочая программа элективного курса «Творчество в технике декупаж с элементами флористики»
УДК 37.372.8
ББК 32.973
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель М. А. Кобякова
Агалакова Л.С,
Творчество в технике декупаж с элементами флористики: учебно-методическое пособие / авт.-сост.
Л.С. Агалакова; Сургут. гос. ун – т ХМАО Югры. – Сургут; , 2016.
Учебно-методическое пособие посвящено изучению аспектов по курсу «Творчество в технике декупаж с элементами флористики». Предлагаемый базовый курс «Творчество в технике декупаж с элементами флористики» сочетает в себе элементы общей теоретической части технологии и комплексные практические занятия. Курс формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-эстетическому труду, который лежит в основе художественного направления обучения и может быть связан будущей профессиональной деятельностью в сферах проектирования, сервиса, декоративно-прикладного искусства, промышленного производства. Курс «Творчество в технике декупаж с элементами флористики» по образовательной области «Технология» предназначен для учащихся 8-ых классов.
УДК 37.372.8
ББК 32.973
© Агалакова Л. С., 2016
© БУВО «Сургутский государственный университет», 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Творчество в технике декупаж с элементами флористики». Рабочая программа предназначена для учащихся 8-х классов.
Этот элективный курс знакомит учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества и дизайнерской деятельностью. Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника. Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко. Освоить различные виды дизайна и изготовить какие-либо предметы интерьера можно и самим, т.к. издается специальная литература, выходят телевизионные передачи. Но научиться профессионально какому-либо виду искусства можно только под руководством знающего человека. В этом курсе будет задействована флористика, составление букетов из сухих цветов и других природных материалов, цветы украшают нашу жизнь, успокаивают, дарят редкие минуты созерцания и покоя. Владея секретами и тонкостями составления букетов из засушенных растений, любой желающий сможет создать свои собственные композиции, которые придадут его дому свежесть, подчеркнут стильность обстановки и обеспечат хорошее настроение. Поэтому данный курс вызывает неподдельный интерес у девушек.
Поэтому программа курса «Творчество в технике декупаж с элементами флористики» рассчитана на привлечение учащихся к продолжению образования в области дизайна интерьера.
Цель программы обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-эстетическому труду, который лежит в основе художественного направления обучения и может быть связан будущей профессиональной деятельностью в сферах проектирования, сервиса, декоративно-прикладного искусства, промышленного производства.
Курс рассчитан на 34 часа в течении полугода (8 класса) общего времени, с периодичностью преподавания 2 раза в неделю. В том числе, лекционные – 11 часов и практические работы – 23 часов. После изучения техники учащиеся, сдают итоговый контроль в виде создания проектной работы.
Календарно-тематическое планирование
Таблица 1. Календарно-тематическое планирование
№ п/пТемы занятий Теория Практика Всего
1 История и основные направления флористики 2 - 2
2 Инструменты и приспособления для флористики 1 - 1
3 Правила засушки и хранения растений 1 1 2
4 Принципы аранжировки. Некоторые виды композиций и техники изготовления 1 1 2
5 Осенний букет - 2 2
6 Венок - 2 2
7 Приемы цветоведения и колористики для создания художественных панно 2 - 2
8 Основные материалы и инструменты в декупаже1 - 1
9 Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж2 4 6
10 Декупаж керамики и цветочных горшков 1 2 3
11 Декупаж фоторамки- 2 2
12 Декупаж разделочной доски - 3 3
13 Проектная работа. Защита 1 6 7
Итого: 34 ч
Тема 1
История и основные направления флористики
Возникновение флористики как вида искусства относят еще к временам Древней Греции: античная флористическая культура в своем развитии прошла множество стадий. Древняя традиция не была забыта и остается популярной и сейчас.
Оформление, заказ и доставка цветов сегодня являются не только успешным бизнесом: флористика стала настоящим искусством, в котором творческим материалом выступают цветы. Чтобы в полной мере понять философию флористики, нужно обратиться к её истории. Во времена Эллинской эпохи, древние греки преподносили живые цветы в дар богам: богине любви – мирт, богине охоты – маслины, богу молний – венки из ветвей дуба, богу красоты – лавр. Яркими и красочными композициями из цветов украшали алтари.
Времена правления Римской Империи являются расцветом флористики. Использовались самые причудливые аранжировки, букеты были массивными и сложными, обильно украшенными элементами декора. Однако это не «перегружало» композиции, которые оставались классически изящными. На начало средневековья пришелся упадок интереса к флористике, которую церковь нарекла языческим и богохульным занятием. Однако спустя время, когда клириками стала проповедоваться любовь ко всему живому, цветы снова стали обильно использовать для украшения домов, пошло в рост садово-парковое искусство, а доставка цветов стала одной из наиболее востребованных услуг. Королевой цветов тогда была роза.
В эпоху Возрождения, когда начался расцвет живописи, цветы стали главной тематикой, отображаемой на холстах. В особом почёте у художников того времени была лилия как символ порочности и чистоты Девы Марии. Портреты того времени часто изображали дам с букетом в руках или вплетённым в волосы цветком. Барокко справедливо считается расцветом флористики в странах Европы. В эти времена царствования роскоши и красоты флористами создавались шедевральные букеты из экзотических видов цветов, которые поражали не только своей красотой, но и восхитительным ароматом.
Дополнительная литература: История флористики [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.biofile.ruКонтрольные вопросы:
Флористика – это …?
Где появилась флористика – …?Какие цветы древние греки преподносили богам – …?Методические рекомендации к практической работе:
Цель –
Материалы –
Этапы –
Тема 2
Основные материалы и инструменты, прессованной флористики.
Цветочный секатор – используется для толстых волокнистых стеблей и тонких деревянистых веточек, таких, например, как у азалии. Лезвия должны быть острыми, чтобы срез получался ровным.
Садовые ножницы – применяется для срезания большинства видов цветов. Лезвия должны быть очень острыми, тогда срез будет ровным. Старайтесь не использовать для этих целей стандартные ножницы: у них лезвия толще, и при срезании цветка они сильно сдавливают стебель, что препятствует в дальнейшем поступлению воды к цветку.
Нож - необходим для срезания колючек, листьев и отростков с основного стебля, а также для резки флористической пены.
Кусачки для проволоки – используются для резки флористической проволоки.
Флористическая пена (оазис) – дает возможность закрепить искусственные цветы в композиции. При работе с сухими и искусственными цветами флористическую пену можно заменить обычной монтажной пеной, которую необходимо нанести на полиэтиленовый пакет и дать высохнуть.
Флористическая лента – применяется для обмотки стеблей, придает стеблю дополнительную устойчивость. Также позволяет скрыть укрепляющую стебли флористическую проволоку и дает возможность предотвратить появление воздушных «карманов». Бывают с липким слоем и без него.
Проволока флористическая - используется для упрочнения и удлинения стебля живого или искусственного цветка, если этот стебель слишком тонок или короток для данной композиции. Флористическая проволока изготовляется разного диаметра (от 0,5 до 1,2 мм) и может продаваться как в мотках, так и пучках прямых отрезков длиной 45 см. Чем меньше число, обозначающее калибр проволоки, тем толще сама проволока.
Клеевой пистолет и клеевые палочки к нему – применяется для склеивания материала в композиции. Низкотемпературные клеевые пистолеты и клей изготовлены для склеивания флористической стиропены и рекомендуется для работы с искусственными цветами.9728205586095
Рис 1. Инструменты для флористики
Дополнительная литература: Инструменты для флористики [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.kakprosto.ruКонтрольные вопросы:
Какие бывают материалы и инструменты – ….?
Для чего нужна флорестическая лента?
Какие бывают ножницы для флористики?
Методические рекомендации к практической работе:
Цель –
Материалы –
Этапы –
Тема 3
Правила засушки и хранения растений
Сушат растения в гербарных сетках или под прессом. Не следует засушивать под одним прессом нежные растения и растения с толстыми стеблями или ветки деревьев. Легкий общий пресс задержит высыхание листьев и вызывает их побурение, а очень большой может повредить нежные цветки. Вот почему в некоторых случаях возможно расчленение растения с последующим соединением побегов вместе.
Во время высушивания растения обычно не перекладывают в другую бумагу, а лишь заменяют периодически влажные прокладки. За неимением ватных матрасиков можно пользоваться фильтровальной бумагой или старыми газетами. При засушивании растений особое внимание следует обратить на объемные соцветия, которые обкладывают ватными прокладками, так же необходимо тщательно расправлять все листья на побеге при закладке его в гербарные сетки.
Процесс сушки длится несколько дней. Неправильно закладывать в гербарные сетки 25-30 листов гербария без ежедневной замены влажных матрасиков сухими. Для ускорения процесса сушки растений гербарные сетки выставляют на солнце, помещают в специальный термостат или сушильный шкаф, можно так же разместить сетки около самых разных обогревательных приборов. Быстрое высушивание способствует лучшему сохранению окраски листьев и, особенно, цветов.
Необходимо отметить, что растения, высушенные ускоренной сушкой, становятся более хрупкими и ломкими и требуют особо бережного отношения. В некоторых случаях можно рекомендовать использование утюга, причем для высушивания комнатных и оранжерейных растений с тонкими листьями используют очень горячий утюг. Только обязательно проглаживать растение через 1-2 слоя пористой бумаги.
13284203220720
Рис 2. Засушка под прессом
Рис 3.Засушка под прессом книг
Метод воздушного засушивания растений заключается в сушке на сквозняке или открытом воздухе. Как правило, при его использовании цветы, в зависимости от вида и сорта, располагают в стоячем, лежачем или подвешенном виде. Так, например, колосья пшеницы и семенные головки лука лучше всего сушить в стоячем положении. Для этого обычно используют низкие вазы без воды.
В лежачем виде нужно сушить мак, побеги бамбука, а также любые ветки с листьями. Мхи и лишайники рекомендуется сушить в бумажных коробках. Делают это для того, чтобы предотвратить деформацию растений.
Почти все цветы и декоративные травы сушат в подвешенном положении. Их собирают в небольшие пучки и скрепляют между собой с помощью металлической проволоки. Прежде чем приступить к высушиванию, такие растения лучше всего окурить серой.
10668003504565
Рис 4.Метод воздушного высушивания
При глицериновом методе для засушивания растений используется, соответственно, глицерин. При этом его не рекомендуется использовать при хранении растений с плохо развитой сосудистой системой. Чаще всего подобным способом сушат такие цветы, как гортензия, калина, ежевика, барбарис, каштан и камелия.
Глицериновый метод сушки заключается в заполнении раствором глицерина клеток листьев и цветков декоративных растений. Таким образом достигается эффект сохранения эластичности мягких и сочных частей. Для того чтобы лучше напитать глицерином одревесневшие стебли, нужно предварительно их расщепить, используя маленький молоточек или нож. Для приготовления сушильной смеси следует развести глицерин в горячей воде. Части раствора берут в соотношении 1:2. Цветы помещают в глицерин так, чтобы стебли были погружены на 8-10 см. Небольшие по размеру листья рекомендуется полностью погружать в приготовленный раствор глицерина.
Высушивание хвойных растений, несколько слов о высушивании хвойных растений. Ветки ели перед высушиванием необходимо проклеить спиртовым раствором клея БФ, причем повторить процедуру несколько раз, следя, чтобы на основание каждой хвоинки попал клей, иначе они непременно опадут. Ветки настоящего кедра можно прокипятить в течение 30 минут. Сосна не требует никакого проклеивания, ее ветки хорошо сохраняют хвою. Отдельно должна подчеркнуть, что речь идет только о свежесобранном материале. Недостатком высушенных хвойный является их хрупкость, поэтому нередко применяют предварительную обработку глицерином. Так можно консервировать сосну, тую, можжевельник. Недостаток такой консервации – изменение окраски. Поэтому такие растения обязательно окрашиваются перед помещением их в экспозицию.
Дополнительная литература: Инструменты для флористики [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.kakprosto.ruКонтрольные вопросы:
Какие бывают методы засушивания – ….?
В чем заключается метод глицеринового засушивания?
Какой лучше метод засушивания?
Методические рекомендации к практической работе:
Цель – используя разные методы засушивания и показать на практике.
Материалы:
Наглядные пособия;
учебник;
материалы для засушки растений;
цветы, растения;
бумага.
Этапы:
1 этап: Перед сушкой растения собирают в небольшие букеты (диаметр букета в месте среза стеблей около 2,5 см).
2 этап: Связывают резинкой и подвешивают головками вниз на достаточно большом расстоянии один от другого.
3 этап: Продолжительность сушки зависит от величины цветков, а также от температуры, влажности и циркуляции воздуха в помещении, где происходит сушка.
4 этап: Высохшие цветы складывают в коробки, накрывая каждый ряд листами папиросной бумаги, и закрывают крышками, чтобы они не подвергались воздействию света и были защищены от возможных вредителей.
Тема 4
Принципы аранжировки. Некоторые виды композиций и техники изготовления букета.
Французское слово «букет» означает «красиво собранная группа цветов». Букеты создавали и дарили, вероятно, еще древние люди, жившие задолго до начала новой эры. Однако составление цветов в букеты, как искусство, зародилось лишь в XIX веке.
Первые букеты – в стиле Бидермайера – были крупными, пышными, полушаровидной или плоской формы, правильно симметричными. Они украшались рюшами, кружевами, лентами; отдельные цветки располагались очень плотно друг к другу.
Еще один стиль Помпадур. Этот изысканный исторический букет пришел к нам из эпохи рококо. В подвесном кашпо составляется пышная композиция из роз, злаков, листьев традесканции, плодов барбариса или мелких хризантем (дубков). В основе букета – розы, расположенные двумя рядами. Остальные растения располагаются произвольно, как подсказывает вкус. Такой букет параден, хорош для настенной композиции, особенно в праздничный день.
Последующие направления в искусстве составления букетов отличаются большей простотой: цветков в букетах становится меньше, они располагаются более естественно, свободно, так что хорошо можно оценить достоинство каждого их декоративного элемента.
В современном искусстве аранжировки нет строгих правил, но наметились некоторые общие принципы:
простота, лаконичность, экономное использование растительного материала и тщательный его подбор по окраске и форме;
свободное размещение в вазе растений разной высоты;
по возможности сохранение естественной формы и положения растений. Использование наклонных, изогнутых ломаных линий;
предпочтение асимметричному размещению растений в вазе, особенно низкой;
четкость, красота и изящество линий;
использование не только цветов, но и других компонентов - ветвей, трав, камней, плодов и т.д.;
гармония цветов и вазы по окраске, форме, размеру;
соответствие композиции окружающей обстановке.
Каждая школа цветоводов-аранжировщиков придерживается своих принципов в составлении букетов и композиций из растений. Например, древнее японское искусство цветочной аранжировки икебана исповедует такие правила:
Асимметричность композиций – левая и правая стороны букета не должны быть похожими
Объемность, выразительность – у композиций должна чувствоваться высота, ширина и глубина
Новизна – необычная форма, необычный материал
Динамичность – ее придают букету причудливо изогнутые ветви и цветоносы
Пропорциональность – соразмерность отдельных цветов, а также всего букета и вазы
Гармония – цветы должны гармонировать по цвету с вазой, между собой, а также с местом, где располагается композиция
Лиричность – цветы должны передавать настроение аранжировщика
Дополнительная литература: Инструменты для флористики [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.kakprosto.ruКонтрольные вопросы:
Как с французского переводится букет – ….?
Какими были первые букеты?
Какие существуют принципы в составлении букета?
Методические рекомендации к практической работе:
Цель – используя разные методы засушивания и показать на практике.
Материалы:
Наглядные пособия;
учебник;
Клей, нож, кусачки, проволока;
цветы, растения;
бумага.
Этапы:
1 этап: Перед сушкой растения собирают в небольшие букеты (диаметр букета в месте среза стеблей около 2,5 см).
2 этап: Связывают резинкой и подвешивают головками вниз на достаточно большом расстоянии один от другого.
3 этап: Продолжительность сушки зависит от величины цветков, а также от температуры, влажности и циркуляции воздуха в помещении, где происходит сушка.
4 этап: Высохшие цветы складывают в коробки, накрывая каждый ряд листами папиросной бумаги, и закрывают крышками, чтобы они не подвергались воздействию света и были защищены от возможных вредителей.
Тема 5
Практическое занятие
Составление осеннего букета
В природе можно найти огромное богатство форм, цвета, фактуры линий. Составление букетов – это большое искусство со своими правилами, позволяющими наиболее полно раскрыть красоту каждого цветка и создать прекрасное сочетание красок.
Букет, поставленный в вазу, часто называют композицией. А умение составлять композицию - аранжировкой. Аранжировщик цветов – это тот, кто умеет делать композиции из любого материала.
Мастерство аранжировщика заключается в том, чтобы, зная все особенности растительного материала, распорядиться этим разнообразием наилучшим образом, используя известные правила.
Осень подарила нам замечательные природные материалы для изготовления уникальных поделок своими руками – опавшие с деревьев осенние листья разных размеров и с причудливыми формами. А также многочисленные цветочки и соцветия, которые мы с вами будем использовать для изготовления красивых цветов, симпатичных светильников, изящных букетов с искусственными розами, оригинальных композиций из овощей и фруктов для украшения интерьера.
Дизайнеры интерьера давно взяли на вооружение неповторимую красоту и непередаваемую утонченность подарков осени. Стены комнат можно украсить изысканными панно и картинами с композициями в виде цветов из осенних опавших листьев (кленовых, дубовых, каштановых), сложенных своими руками особым способом. Для того чтобы использовать опавшие листья деревьев и сухие цветы для изготовления поделок, букетов и композиций своими руками, важно правильно подготовить эти природные материалы перед работой.
4521201344930
9410704577080
Дополнительная литература: Осенний букет [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bebi.ruКонтрольные вопросы:
Из каких материалов можно сделать осенний букет – ….?
Кто такой аранжировщик?
Какие букеты можно ?Методические рекомендации к практической работе:
Цель – научить собирать осенний букет из кленовых листьев.
Материалы:
Наглядные пособия;
учебник;
кленовые листья;
нитки;
золотистые краски;
подсолнечное масло.
Этапы:
1 этап: Берем лист клена и сгибаем пополам (лицевая сторона - наружу);
2 этап: Самый кончик сгибаем и скручиваем листик в рулончик;
3 этап: Берем второй кленовый лист того же цвета, кладем уже скрученный бутончик в его основание;
4 этап: Формируем лепесток кленовой розы, согнув лист и плотно обернув вокруг бутончика;
5 этап: Точно также оборачиваем третий листик клена . Чем больше будет таких лепестков розы, тем объемнее и больше получится розочка. Сдвигайте немного вниз каждый последующий ряд, чтобы цветок выглядел распустившимся;
6 этап: Чуть выше черешков листьев закрепляем поделку ниткой;
7 этап: Аналогично сделаем еще 5-7 таких же розочек (желтых, красных, зеленоватых);
8 этап: Смазываем кленовые розы подсолнечным маслом, чтобы букет долго сохранял первоначальный вид. Теперь можно покрыть поделки золотистой краской;
9 этап: Осталось опустить в небольшую вазочку несколько кленовых листочков, а потом сформировать красивый букетик из искусственных роз.
Существует четыре основных способа гармоничного сочетания цветовой гаммы. Первый – сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг против друга, второй – сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, третий – использование разных оттенков одного цвета и четвертый – сочетание цвета из разных частей цветового круга.
1. Контрастные сочетания цветовой гаммы
В контрастных (или дополнительных) сочетаниях используются противоположные в цветовом круге цвета. В современных линейных композициях часто стремятся обыграть окраску цветка и поэтому используют чистые цвета – синие ирисы с оранжевой герберой и т.п. Контрастные сочетания всегда оптимистичны, но не следует делать их слишком яркими. Попробуйте сочетать светлые оттенки нужных цветов и создать композицию в пастельных тонах – розовое с приглушенным голубым, желтовато-коричневое с лиловым. Таким образом можно добиться приглушенного контраста цветов, как в аналогичном сочетании. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.
11741153432810
2. Аналогичные сочетания цветовой гаммы
В аналогичных (соседних) сочетаниях используют два, три или четыре цвета, расположенных на цветовом круге рядом.
Такой композиции отчасти свойственно сдержанное очарование монохроматической аранжировки, но выбор растений для нее гораздо шире. Не обязательно использовать только чистые цвета – здесь важны оттенки, благодаря которым композиция приобретает особую изысканность. Аналогичные сочетания в синих и лиловых тонах могут быть приглушенными и сдержанными, в красных и фиолетовых – жизнерадостными. Белый материал-наполнитель оживит композицию в пастельных тонах. Не нужно брать равное количество каждого цвета – пусть один из них доминирует. В композиции на фотографии оттенки оранжевого и коричневого доминируют над желтым.
11741152162810
3. Монохроматические сочетания цветовой гаммы
Если в букете преобладает один вид цветов, одна окраска с различными оттенками, степенью интенсивности и очертанием их, то такая гармония называется монохроматической; например, когда составляют букет от бледно-розовых к темно-розовым тонам. Фон для такого букета, составленный в переходной гамме одной тональности, должен быть или нейтральным, или с оттенком основной краски букета. Лучше, когда задний фон будет темнее и тусклее для ярких цветов и светлее и ярче для темных.
Важно не забывать, что ограниченный выбор цвета предъявляет большие требования к форме композиции – старайтесь использовать растительный материал разной формы, размера, текстуры и т.п.
13392153810
4. Полихроматические сочетания цветовой гаммы
В полихроматических (или радужных) сочетаниях используют цвета из всех или из разных частей цветового круга.
Летом иногда собирают цветы со всего сада и объединяют их в многоцветную, как радуга, композицию. Результат сочетания красного и лилового, желтого и синего, оранжевого и фиолетового не всегда бывает удачным. Прежде всего такое сочетание может оказаться кричащим, поэтому обычно разумнее подбирать более бледные оттенки цветов. Во-вторых, композиция может выглядеть пятнистой – избегайте равномерного распределения цветов в букете. Выберите несколько основных цветов, а другие используйте как подчиненные – пусть в них будет окрашен материал-наполнитель, который создает переходы между основными элементами композиции.
1110615727710
Практика
4 способа сочетания цветов
Тема 8
«История техники декупаж. Основные материалы и инструменты в декупаже»
История техники декупажДекупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.
По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразия техник и стилей декорирования.
Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.
Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т.п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.
9721855617210
center52070
Современные тенденции
Современная мода на декупаж привела к активному развитию техник работы с самыми разными типами предметов, материалами и поверхностями. Кроме классического декупажа на мебели, сегодня его применяют для создания оригинальных подносов и посуды, елочных украшений, шкатулок, упаковок, свечей, шляпок, сумочек, при декоре одежды и аксессуаров и даже для создания эксклюзивных предметов искусства и декора интерьеров.
Сегодня декупаж – это не только работа с твердыми поверхностями, но и тканями, создание трехмерные эффектов. Трансформировались и материалы, с помощью которых создают имитацию росписи – кроме декупажных карт и бумажных вырезок всех мастей, выделилось отдельное течение работы с салфетками, из тканей, принтов и совмещение с объемным декором.
Изменились и декоративные возможности, ведь появились новые средства для создания эффекта состаривания, золочения, патинирования, создания объемного и художественного декупажа, кракелюра и т.д.
Развитие декупажа тесно связано с тенденциями в дизайне интерьеров: он отвечает на запросы и потребности в предметах быта и декоре, наиболее активно развиваются те стили и течения, которые соответствуют самым трендовым интерьерным тенденциям.
Отечественная история этого удивительного и во многом универсального искусства как массового хобби, несмотря на теорию о сибирском происхождении декупажа началась лишь в новом тысячелетии, но темпы развития и распространения настолько велики, что сегодня декупаж стал не только одним из самых распространенных видов творчества, но и вывел нашу страну в число мировых лидеров.center1975485
center5633085
Основные материалы и инструменты в декупажеНожницы. Подбирайте острые, проверяя, чтобы их лезвия двигались свободно. Слишком тугие ножницы будут резать неровно, а слишком слабые – мять бумагу. Лучше иметь несколько пар ножниц с разной длиной и формой лезвий. Мелкие детали удобно вырезать маникюрными ножницами с загнутыми лезвиями.
center1981835
Кисти. Нужны для работы с клеем, акриловыми красками и лаками. Для работы с клеем лучше подойдут синтетические плоские кисти средней жесткости № 8 или № 10. При помощи плоских полумягких кистей шириной 1-2 см и круглых кистей, которые производятся из верхнего конца волоса пони.
Для создания сложного фона требуется широкая плоская кисть – флейц с жесткой щетиной, однако вместо нее можно использовать зубную щетку или металлическую мочалку для мытья посуды.
После работы с акриловыми красками кисти необходимо хорошо промыть под струей теплой воды, а если краска засохнет, то кисти можно выбрасывать. Для окрашивания больших поверхностей советуем приобрести флейц с мягкой щетиной или губчатый малярный валик. Кроме того, наносить краску на поверхность можно способом тампонирования при помощи обычной поролоновой губки.
center-488315
Зубочистки. Пригодятся, чтобы расправить или подвинуть на рабочей поверхности пропитанные клеем детали вырезанной картинки. Прежде чем дотрагиваться до картинки, кончик зубочистки необходимо окунуть в воду.
center2950845
Ватные палочки. С их помощью с загрунтованной поверхности можно убрать излишки клея. Однако не стоит использовать эти палочки для удаления свежих красок, потеков незастывшего лака или патины.
center6253480
Мягкая хлопчатобумажная ткань. Потребуется для изготовления тампонов при проявлении кракелюров. Для этой же цели запаситесь небольшим кусочком ваты или ватными дисками.
center944880
Резиновый валик для обоев. Очень удобен при наклеивании на рабочую поверхность картинок, вырезанных из плотной бумаги, или картинок большого размера. Положив картинку на стой клея, ее нужно прокатать резиновым валиком, чтобы не осталось пузырьков воздуха.
center5337175
Линейка и угольник. Понадобятся для симметричного размещения картинок на декорируемой поверхности.
centertop
Мастихин. С помощью этого шпателя можно смешать краски для фона или, например, покрыть поверхность основы краской либо шпаклевкой для достижения объемной фактуры.
center2555240
Клеевой термопистолет. Используется для закрепления на основе зеркал, фурнитуры и различных аксессуаров.
center5981065
Фен. Ускорит процесс работы. Им можно сушить краску, клей, лак, при этом сушка занимает всего лишь минуты.
centertop
18319753592195Наждачная бумага. Нужна для зачистки и шлифовки рабочей поверхности. Для работы лучше приобрести несколько листов разной зернистости.
center7154545Малярный скотч. Это односторонняя клеящая лента на основе креповой бумаги, используется для формирования четких границ поверхностей при окрашивании или покрытии лаком.
Палитра или фаянсовая тарелка. Нужна для смешивания красок. Лучше использовать белые тарелки, так как на цветной труднее определить получившийся оттенок краски.
center1135380
17500604725035Цветная бумага для акварели. Если плотность такой бумаги не превышает 130 г, из нее можно вырезать картинки-силуэты, например для украшения изделия в японском стиле. Можно окрасить в разные цвета и обычную белую бумагу, однако покрывать ее краской можно только после приклеивания.
Бумажные салфетки. Наборы салфеток для декупажа можно купить в магазине художественных товаров.
center-361950
Листы для декупажа. Это тонкие листы бумаги формата A3 с коллекциями изображений различного размера, имеющих общую тематику.
-419735275971024872952773680center5653405
Разное. Открытки, календари, газеты, старые письма, туристические карты и многое другое – огромный источник изображений для декупажа.
Основы для декупажаОсновой для декупажа могут стать разные предметы, сделанные из самых различных материалов, – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика. Это могут быть деревянные рамки, мебель и шкатулки, стеклянные и фарфоровые блюда, вазы, кашпо, пластмассовые коробки, доски, игрушки, картонные упаковки и многое другое. Важно, чтобы поверхность выбранного для декорирования предмета была гладкой и удобной для размещения картинки.
right3237230
Клей. Вырезанные из бумаги картинки приклеиваются на любую основу специальным клеем для декупажа. Однако, как показывает практика, его с успехом можно заменить самым обыкновенным клеем ПВА, который к тому же стоит в несколько раз дешевле. Исключение составляет лишь тканевая основа, для которой следует использовать специальный клей для декупажа на ткани.
Для работы с клеевым термопистолетом требуется синтетический клей. Он бывает не только прозрачным, но и окрашенным в разные цвета, с добавлением блесток и т. д., такой клей можно использовать для оформления поверхности изделия в современном стиле.
centertop
Краски. Для окрашивания поверхности основы – создания фона, а также при использовании некоторых приемов состаривания применяются акриловые краски. Они отлично смешиваются, практически не имеют запаха, быстро сохнут, не желтеют от времени и хорошо ложатся на любые нежирные поверхности: дерево, металл, ткань, стекло, бумагу. Пока нанесенные на рабочую поверхность краски не засохли, их легко можно смыть водой и исправить ошибку.
Однако после полного высыхания (3-4 часа) смыть акриловую краску уже невозможно. Для начала нужно приобрести краски основных цветов: в первую очередь белила (они расходуются быстрее остальных), кобальт (синий), черную (лучше купить маленькую тубу, так как краска этого цвета используется редко), желтую среднюю, кармин, умбру и умбру жженую. Также для работы понадобится краска светлого золотого и серебряного цвета. Акриловые краски хорошо разводятся водой. Однако при нанесении на рабочую поверхность нескольких слоев такой разведенной краски вода может растворить не высохший предыдущий слой. Поэтому для разбавления акриловых красок лучше приобрести специальный разбавитель. Имейте в виду, что разбавитель не влияет на время высыхания краски. Разбавленные акриловые краски при нанесении на поверхность становятся полупрозрачными, что позволяет усилить или ослабить цветовые тона на разных участках основы. Это очень удобно для искусственного состаривания поверхности изделия и имитации потертости – лессировки, соответственно, разведенные акриловые краски так и называются – лессировочные краски.
center944880
Лаки. Чтобы подготовить поверхность изделия к работе, а после декорирования защитить от механических повреждений и влажности, рекомендуется использовать акриловый лак. Изготавливается он из нежелтеющих акриловых смол. Его можно приобрести в специализированном художественном магазине или же купить на строительном рынке, подойдут и тот и другой – разница только в цене. Лучше брать матовый или полуглянцевый лак. Такие лаки повышают яркость тонов, и покрытые ими поверхности выглядят очень эффектно.
В целях удобства следует отдавать предпочтение бесцветному лаку: в случае необходимости его легко можно тонировать, добавив немного акриловой краски.
Алкидный лак понадобится для грунтовки стеклянных и керамических поверхностей. Для создания оригинального визуального эффекта используется техника состаривания поверхности путем образования кракелюров (тонкой сетки трещин). Кракелюры создаются при помощи специальных кракелюрных лаков. Они могут быть одно-и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами. Двухкомпонентные лаки, как правило, помечаются цифрами «1» и «2». Эти материалы лучше покупать в комплекте, потому что изготовленные разными производителями лаки могут не дать нужного эффекта. Для проявления кракелюров потребуется акварельная (сухая) пастель.
18345151367790
Дополнительная литература: Материалы и инструменты для декупаже [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.filosofyfree.ruКонтрольные вопросы:
Что такое декупаж– ….?
Что украшали в технике декупаж в 15 веке ?Перечислите материалы и инструменты для декупажа?
Методические рекомендации к практической работе:
Цель: Изучить со школьниками, историю декупажа, основные материалы и инструменты в декупаже.
Материалы: