Формирование орфографической зоркости младших школьников как основа грамотной письменной речи в условиях ФГОС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ГРАМОТНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Формирование орфографической грамотности в современной школе в условиях ФГОС одна из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников. Она является одной из составных частей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.
Действительно, материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же.
Поэтому учёные, учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса, причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Тема данной работы “ Формирование орфографической зоркости младших школьников как основа грамотной письменной речи в условиях ФГОС» выбрана не случайно. Одна из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников - это несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение « видеть» орфограммы.
Другая причина в том, что методика обучения орфографии не совершенна. В ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Слово "орфография “ образовано от греческого orthos – прямой, правильный и grapho – пишу. Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.Соблюдение принятых правил говорит о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий.
В настоящее время термин «орфография» рассматривается в нескольких вариантах:
1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания;
3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;
4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.
Правила орфографии, опирающиеся на языковую природу орфографического явления, на грамматику, морфемику, словообразование, этимологию, помогают выбрать целесообразное, обоснованное написание, обеспечивают правильное, точное понимание смысла текста, служат гарантом единообразных написаний морфем, грамматических форм, родственных слов, собственных имен в отличие от нарицательных, единообразия переносов слов со строки на строку. Орфография обеспечивает смысловое разграничение слов, их сочетаний. Иными словами, она обеспечивает взаимопонимание, коммуникацию. Школьники должны на практике убедиться в этом, чтобы к орфографии относиться осмысленно, с пониманием ее системы (чему очень мешают многочисленные исключения из правил, отступления от основных принципов орфографии).
В русском языке велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К.Д.Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное».
К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
«Упражнения должны быть систематическими».
- «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд».
- «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Проблема исследования заключается в методическом обеспечении процесса формирования орфографической зоркости.
Цель работы: определить особенности методики преподавания орфографии.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на формирование орфографической зоркости.
Предмет исследования: методика и приемы работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов.
Гипотеза: формирование орфографической зоркости учащихся будет проходить более эффективно, если учитель будет включать систему специальных упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости на уроках обучения грамоте.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами сформулированы следующие задачи:
Описать факторы влияния на формирование орфографической зоркости.
Выявить особенности формирования орфографической зоркости как базового орфографического умения.
Разработать систему упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости на уроках обучения грамоте.
Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- моделирование на теоретическом и прикладном уровне;
- диагностический;
- математическая обработка результатов;
- наблюдение за учебным процессом;
- изучение и обобщение опыта работы;
База исследования: РБ, Калтасинский район, с. Калтасы МОБУ Калтасинская СОШ №1, группы учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в школах.
Описание методики исследования и процедуры ее проведения
Эксперимент по определению и повышению уровня овладения орфографией у учащихся начальных классов проводился во 2 Б классе. Учащихся 18, из них 8 девочек и 10 мальчиков в возрасте от 8 до 9 лет. Целью исследования являлось выявить уровень владения учащимися орфографическими навыками. Вся работа была разбита на несколько этапов.
Первый этап – констатирующий. Целью этого этапа было определение уровня орфографических навыков у учащихся на начало практики, выявление слабоуспевающих учеников, выяснение причин орфографической безграмотности, проанализировать типичные ошибки в работах и наметить пути их устранения. Для выполнения этой цели в ноябре был проведен контрольный диктант (Приложение 1; Диктант 1). Результаты которого были выше среднего. На основе результатов диктанта был разработан «экран грамотности» класса, который помог увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе. «Экран грамотности» представляет собой таблицу, в которую внесены данные об ошибках каждого учащегося. (Приложение 2; экран №1) Предполагалось, что причинами недостаточного владения орфографией являлись следующие: рассеянность внимания, низкая мотивация к учению, незнание правил и неумение их применять, бесконтрольность за успеваемостью детей со стороны родителей. Следующим этапом был - формирующий. Целью этого этапа было развивать орфографическую зоркость, а следовательно повышать орфографическую грамотность учащихся. Главными задачами на этом этапе были: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками; развитие у детей памяти, внимания; расширение словарного запаса; развитие положительной мотивации к учебе, особенно к занятиям русского языка. Вот некоторые приемы работы, использованные на данном этапе эксперимента.
На каждом уроке отводилось 3 минуты для дополнительного «жужжащего чтения», а на уроках русского языка использовалась методика орфографического проговаривания.
Письмо с проговариванием. Ученик диктовал предложение, произносил каждое слово орфографически, диктовал слово по слогам.
Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
Формулировка правил шла с опорой на ключевые слова, чтобы избежать излишнего напряжения памяти слабоуспевающих учеников требованием его запомнить. Чтобы ребенок применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки русской речи; умением видеть «опасные места», требующие применения правил.
Использование карточек на темы: «Парные согласные в корне слова», «Проверяемые безударные гласные», «Словарные слова» под ред. Ю.В.Межуевой, «Лицей».
Работа с раздаточным материалом в рабочих тетрадях поможет учащимся повторить и закрепить пройденный материал. (Под ред. Л.Г. Моршневой)
Работа в тетрадях для творческих работ, содержащие упражнения для развития литературно-творческих способностей учащихся, их речь, образное мышление и воображение, подготавливая их к восприятию более сложного материала. Под ред. О.А. Шаповаловой, «Лицей»-2012 г.; в рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников писались с пропуском по орфограммам, а дети вставляли пропущенные буквы.
Списывание с разнообразными заданиями;
Диктанты зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), по памяти, словарные;
Особенно детям стал нравиться зрительный диктант с последующей самопроверкой. Проводился он так: на доске записывался небольшой абзац из текста. Сначала читалось первое предложение, с соблюдением всех норм орфоэпии. Подчеркивались и назывались все изученные орфограммы, затем текст закрывался, дети записывали предложение в тетради. Открывался текст, и дети самостоятельно проверяли свои записи, исправляя ошибки (если они их допустили) ручкой зеленого цвета. В конце предложения дети ставили себе той же зеленой ручкой отметку – «5», если нет ошибок. Таким же образом велась работа со следующим предложением – и так далее до конца.
Диктант «Найди слова». Диктовалось несколько предложений и давалось задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты были небольшие по объему, состояли из 2 – 3 предложений.
Обязательным условием на уроках было использование игровых моментов и занимательного материала, что, несомненно, вызывает у детей интерес и внимание. Применялись игровые моменты, которые привлекают детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.Например:
Игра «третий лишний». Вычеркни лишние слова.Слониха, слоновий, слоненок, прислонился, слоник.
Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные: билет,
теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.
3. Игра « Назови лишнее слово». мяч, арбуз, лес, зубыНочь, дочь, поле, петь
4. Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.
Сосна, стол, парта, лесной, ком.
5. Использование ребусов, кроссвордов, загадок.
Итак, на этом этапе упор был сделан на то, что знание правил орфографии, разнообразие видов работ, применение занимательного материала и самоконтроль на уроках русского языка – условия необходимые для выработки грамотного письма. Следующий, третий этап экспериментальной работы – контрольный.Цель этого этапа было проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами. Для достижения этой цели детям был предложен контрольный диктант, по сложности близкий к тому, который был проведен вначале работы (Приложение 1; Диктант 2).2 Анализ и обработка результатов исследованияНа констатирующем этапе работы, как уже говорилось выше, был проведен диктант «Оляпка» (Приложение 1; Диктант 1).
Результаты данного диктанта следующие:Выполняло работу 18учащихся – 100%«5» - 3 ученика – 16,6%«4» - 8 учеников – 44,4 %«3» - 6 учеников – 33,3%«2» - 1 ученик – 5,5% Успеваемость – 94,4%
Качество –61%Графическое изображение смотри на схеме 1 (см. Приложение 3; схема № 1)Видно, что средний балл не очень высокий, но удовлетворительный, а качество знаний выше среднего. Самой слабоуспевающей ученицей была Прокопенко А. в ее работе 8 ошибок (Приложение 2; экран №1) Самыми распространенными ошибками были: - безударная гласная в корне слова – 12 ошибок –25,5%; -парные согласные в корне– 10 ошибок –21,3%;
- написание словарных слов – 7 ошибок –14,9%;
-пропуск буквы – 5 ошибок –10,6%;- нарушение правил орфографии (жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк-чн) – 4 ошибки – 8,5%
- другие ошибки – 9 ошибок – 19,1%Всего учащимися допущено 47 ошибок. Следующим этапом работы был формирующий этап. На этом этапе была проведена работа по повышению результатов (среднего балла и качества знаний) и понижению количества допускаемых ошибок за счет развития орфографической зоркости и привития интереса к предмету у учеников 2Б класса. На этом этапе были использованы такие приемы и формы работы как: работа с карточками, с рабочими тетрадями, ежедневная работа со словарными словами, письмо с комментированием, работа с памятками и алгоритмами, применение загадок и занимательного материала и др. Кроме того, велась обширная индивидуальная работа с учащимися и их родителями. Обо всем этом рассказывалось выше.На контрольном этапе был проведен контрольный диктант «Зайцы» (Приложение 1; Диктант 2).Результаты диктанта представлены в таблице (см. Приложение 2; экран 2)Всего по списку –18 учащихся – 100%Работу выполняло –18 учащихся«5» - 4 ученика –22,2 % «4» - 9 ученика– 50%«3» - 5 человек – 27,7%«2» - нетУспеваемость – 100%Качество знаний – 72,2%
На этот раз типичными ошибками были (Приложение 3; схема №3):- безударная гласная в корне слова – 9 ошибок –22,5%;-парные согласные в корне– 7 ошибок –17,5%;
- написание словарных слов – 8 ошибок –20%;
- пропуск буквы – 4 ошибки –10%;- нарушение правил орфографии (жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк-чн) – 3 ошибки – 7,5%
- другие ошибки – 9 ошибок - 22,5%Всего было допущено 40 ошибок. (Приложение 2 экран №2)На схеме сравниваются результаты первого и второго диктантов (см. Приложение 3, схема 1). Можно сказать, что за этот месяц пройден большой и достаточно трудный путь по формированию орфографической зоркости у учащихся. Результатами этой работы явилось повышение качества знаний на 11,2% , уменьшилась частота допущения ошибок по основным орфограммам (безударная гласная в корне слова на 3%, парная согласная на 3,8%).Таким образом, систематическое использование методики, разработанной приводит к повышению уровня знаний детей, повышению орфографической зоркости, расширению словарного запаса, развитию интеллекта и привитию интереса к урокам русского языка. Во время наблюдений за детьми в конце практики, было замечено, что дети стали более уверены в написании словарных слов, стали быстрее находить проверочные слова, выучили правила проверки безударных гласных и парных согласных. На протяжении всей работы следовало помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости, как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий. Главными условиями являются: 1) четкое планирование всей работы; 2) тренировочные упражнения; 3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии, особенно со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
Заключение
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся.
В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку, усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.
В процессе работы познакомилась с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировала и углубила знания об основах орфографической зоркости, о факторах её формирования, рассмотрела классификацию орфографических ошибок. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления и применения начинающим педагогам в их профессиональной деятельности.
В исследовательской работе провела диагностику своего класса. Её цель заключалась в проверке специальных упражнений, в результате определены уровни орфографической зоркости.
В результате диагностики пришла к следующему:
1. В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников в условиях ФГОС необходимо опираться на знание основных принципов орфографии школьной программы, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы.
2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха, решение орфографических задач методом запоминания; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.
3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
На завершающем этапе в экспериментальной и контрольной группах было проведено контрольное задание, позволяющее определить эффективность применяемых упражнений в экспериментальной группе.
Проанализировав полученные результаты, отметила повышение уровня орфографической зоркости во 2 «Б» классе.
Таким образом, современная методика преподавания стремиться искоренить причины безграмотности и низкой мотивации к занятиям по русскому языку. Для этого на уроках используются ИКТ, выявляются самые продуктивные методы, разрабатываются новые учебники и учебные пособия.
Литература
Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.-160 с.
Белянкова, Н.М. Каким должен быть учебник русского языка нового поколения// Начальная школа.-2007.-№ 5.-С.24.
Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. 2003. № 7.
Буркова, Т.В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию//Начальная школа.- 2002. - №10.- С.29-35.
Герасимова, Л.А. Орфографическое домино// Начальная школа.- 2008.-№ 12.- С. 67.
Ибрагимова, А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов. - Н.Челны, 1997.-С.115.
Королёва Л.А. Карточки для работы над орфографией русского языка, 2 класс.- Мн., 2003.
Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания рус. яз. в нач. классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений/ -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-С.464
Моршнева, Л. Г. Русский язык.2 класс. Проверочные работы [Текст] / Л.Г.Моршнева - Саратов: Лицей, 2013.
64 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.
Полякова, А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2004.-143с. ISBN 5-09-013213-5
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. Электронное издание
Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения.- М.: Просвещение, 1954. – 725с.
Приложения
Приложение 1
Диктант 1
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала еду. Через минуту выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка.
Диктант 2
Зайцы.
Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экран орфографической зоркости 1
№
п/п
ФИО
Безуд.
гласная в корне слова
Парн согл. в корне
Написание словарн. слов
Пропуск и искажение буквы
Жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк-чн
Др.
ошибки
1.
Апукова Екатерина
1
2
1
1
2
2.
Ахметдинова Эльвира
3.
Бадретдинов Тагир
1
1
4.
Газизов Дамир
1
1
5.
Гараев Ильнар
6.
Исаев Данил
1
1
2
1
7.
Иштуганов Артем
1
1
1
8.
Курбанов Линар
9.
Манаева Виктория
1
1
10.
Нуриахметова Регина
2
11.
Прокопенко Ангелина
2
2
1
2
1
1
13.
Сарбагишева Эльвина
1
1
14.
Сторожилов Антон
15.
Султанов Альхаким
2
2
1
16.
Тимербаева Диана
1
17.
Хакимова Гульнара
1
18.
Хакимов Динар
1
1
1
19.
Хатмуллин Эмиль
1
1
Экран орфографической зоркости 2
№
п/п
ФИО
Безуд.
гласная в корне слова
Парн согл. в корне
Написание словарн. слов
Пропуск и искажение буквы
Жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк-чн
Др.
ошибки
1.
Апукова Екатерина
1
1
1
1
2
2.
Ахметдинова Эльвира
3.
Бадретдинов Тагир
1
1
4.
Газизов Дамир
1
1
5.
Гараев Ильнар
6.
Исаев Данил
1
1
2
1
7.
Иштуганов Артем
1
1
1
1
8.
Курбанов Линар
9.
Манаева Виктория
1
1
10.
Нуриахметова Регина
1
1
11.
Прокопенко Ангелина
2
1
1
1
1
13.
Сарбагишева Эльвина
1
1
14.
Сторожилов Антон
15.
Султанов Альхаким
2
2
1
1
116.
Тимербаева Диана
1
117.
Хакимова Гульнара
118.
Хакимов Динар
1
1
119
Хатмуллин Эмиль
1
1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СХЕМА 1
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Схема 2
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Схема 3
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root EntryTimes New RomanСравнительный анализ орфографической грамотности учащихся 2 Б класса_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1Ґ
·
·Times New Roman1р
·
·Times New Roman=
·
·
·
·Контрольный этап!Гистограмма 3
·
·Сравнительный анализ орфографической грамотности учащихся 2 Б класса
·Times New RomanTimes New RomanTimes New RomanТипичные ошибки учащихся, допущенные на Nконстатирующем этапеCБезударная гласная в9Парные согласныеHСловарное словоПропуск и искажениеДругие ошибки_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·Times New Roman1.
·Times New Roman1.
·Times New Roman1.рTimes New Roman1И
·
·Парные согласные'Пропуск и искажение буквы7Другие ошибки