Методическая разработка на тему Использование ролевых игр на уроках английского языка
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский Республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Кафедра иностранных языков
Методическая разработка
Тема: «Использование ролевых игр на уроках английского языка»
Выполнила: учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары
Смирнова А.Н.
Чебоксары 2014
Аннотация.
Данная разработка посвящена идее использования ролевых игр для развития устной речи у учащихся на разных этапах обучения. Предназначение данной работы – показать большие коммуникативные и, следовательно, обучающие и воспитательные возможности ролевых игр; привести примеры нескольких ситуативно-вариативных упражнений.
Содержание.
Введение.4
Основная часть...5
Понятие о ролевой игре...5
Схема и структура проведения ролевой игры...7
Этапы проведения ролевой игры........8
Формы ролевых игр на уроках иностранного языка.9
Основные требования к ролевым играм13
Функции ролевых игр..14
Обучающие возможности ролевых игр.15
Из личного опыта.16
Заключение19
Список литературы20
Приложение
Введение.
Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков. Это требует от учителя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.
Т.о. задачей учителя на уроке является моделирование ситуаций общения, создание условий, при которых с помощью языка ученик не боялся бы высказываться , смог бы решить нужные для себя проблемы[1].
Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам реальной жизни, помогают развивать навык общения, отрабатывать лексический материал. Т.е. ролевая игра как одна из основных форм организации речевой ситуации является средством интенсификации обучения групповому общению, т.е диалогическому. Цель ее – развитие речевых умений, закрепление языкового материала[3].
Актуальность. Выбор данной темы связан с тем, что в своей работе основной целью обучения я считаю развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. И одним из способов обучения практическому владению иностранным языком является ролевая игра, которой я уделяю большое внимание, т.к. считаю, что ролевая игра является одним из сильных мотивов. А общение просто немыслимо без мотива.
Цель работы – предложить рекомендации по применению РИ на уроках английского языка для формирования говорения у учащихся.
Задачи:
Изучить формы, этапы, структуру и функции РИ;
Оценить воспитательные и обучающие возможности РИ.
Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и монологическому высказыванию, активизации речемыслительный деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.
Основная часть.
Понятие о ролевой игре.
Понятие социальной роли является элементом общественных отношений: окружающая среда выступает по отношению к человеку как первичная социализация. В ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель – ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о “вторичной социализации”, имитирующей первую в её самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортёр и т.д.). [3] Мера условности может быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть более театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. [3] Это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Именно здесь воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, происходит не только интеллектуальное, но и нравственное развитие личности. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. В ролевой игре они начинают более активно контактировать друг с другом и с учителем, т.е. разрушается традиционный барьер между учителем и учеником. В этой атмосфере все равны, нет плохих или хороших. Игра помогает робкому ученику преодолеть свою неуверенность. Ведь каждый ученик, будь то неуверенный в себе или, наоборот, лидер получает свою роль, поэтому должен быть активным в речевом общении. Ролевая игра и название свое получила из-за того, что каждому её участнику приходится исполнять роль определенного персонажа. Интересные, удачно подобранные роли оказывают побуждающие к общению действия. Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.
Ролевая игра – это точная модель общения, разыгрывание возможных жизненных ситуаций: в магазине, в больнице, в библиотеке, в школе и т.д.
Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность[4].
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. А какова же роль учителя в подобной игре? Ролевая игра не может состояться без ведущего, роль которого отведена, как правило, учителю. Учитель управляет процессом общения, но делает это педагогически грамотно. Учитель всегда должен быть готов помочь, подсказать, посоветовать, исправить. Ролевая игра может использоваться на всех этапах обучения.
Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями: ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров; ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана; ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё собственное “я”, но через “я” соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет; ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности; ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в игру; ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. [5]
Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.
Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.
Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и воспитательную работу. [6]
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся.
2.Схема и структура проведения ролевой игры.
Схема :
- постановка цели или задачи игры;
- определение игровых ситуаций;
- разработка сценария;
- подготовка необходимого реквизита, ролевых карточек;
- инструктаж участников;
- проведение игры;
- анализ и выработка рекомендаций на будущее.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Учебная речевая ситуация является конструктивной основой ролевых игр. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства»; выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т. е. «запускает» механизм ролевой игры.
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия[9].
3. Этапы проведения ролевой игры.
Используя методику Маслыко Е.А., можно выделить три этапа в проведении ролевой игры:
Подготовительный этап.
Учитель, выбрав тему, сообщает ее учащимся, ставит коммуникативную задачу, распределяет роли. На этом же этапе отрабатывается языковой материал.
Включает:
а) Введение обучающихся в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой;
б) Знакомство с лингвистическим наполнением игры;
в) Предварительная тренировка лексических единиц и грамматических структур.
Учащиеся могут прочитать дома или в классе соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации.
2.Собственно ролевая игра:
Успех игры обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний, реквизита и размещения участников игры (большим кругом, буквой «П» и т.д.)
В ролевых играх часто используют ролевые карточки, которые могут быть оформлены по-разному. Например, одна сторона карточки даёт информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотная сторона карточек для разных участников игры различна, т.к. они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Карточка также может содержать на одной стороне ролевое предписание, а на другой - языковую подсказку.
Учителю во время игры рекомендуется принять роль ведущего или одну из «второстепенных ролей» с тем, чтобы стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся нужное «русло», не нарушая создавшуюся коммуникативную ситуацию.
3. Заключительный этап.
Этот этап предполагает оценку учителем деятельности обучающихся и, возможно, дискуссию по данной или близкой проблеме. Итоги подводятся на русском языке. Что понравилось, что не понравилось. Почему? Кто играл лучше всех, кто говорил лучше всех. Если ролевая игра – состязание, то необходимо подвести итоги, обозначить победителей.
Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы. Очевидна взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Удовольствие, полученное от игры, создает благоприятную морально-психологическую обстановку на уроке. Учащиеся стремятся изучать предмет более старательно и увлеченно. А это в свою очередь положительно сказывается на результатах обучения [7].
4. Формы ролевой игры на уроках иностранного языка.
На уроках иностранного языка в зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:
- младший школьный возраст – сюжетная ролевая игра сказочного содержания;
В сюжетных ролевых играх используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.п.
Учащиеся охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет, с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
- средний школьный возраст – сюжетные ролевые игры бытового содержания;
Возрастной период школьников среднего школьного возраста характеризуется тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта.
Для разработки сюжетов таких ролевых игр используются следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга, на участках трудовой деятельности и т. п.
- старший школьный возраст – имитационные ролевые игры познавательного содержания;
В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. В такой сфере соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение организуется в соответствии с игровым заданием, учитываются правильные и неправильные решения, по окончании игры подводятся итоги, определяются победители, выполнившие задания наилучшим образом[10].
С учащимися 7-9 классов можно организовывать имитационные игры познавательного содержания: в игровой форме уч-ся могут знакомиться с персонажами литературных произведений, фактами биографии выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, тем самым, углубляя свои представления об отдельных периодах истории страны изучаемого языка, расширить знания об окружающем мире.
Имитационные игры используются также в целях формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений. Для достижения этих целей организуются игры мировоззренческого содержания. Так, например, можно имитировать дискуссия между русскими школьниками и их «зарубежными сверстниками». Проводятся также игровые дискуссии, раскрывающие отношения школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участие в игровой дискуссии рассматривается как важное средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли обмену мыслями, активному и инициативному иноязычному общению.
С учетом выявления профессиональных интересов школьников организуются имитационные деловые игры. В таких играх участвуют будущие рабочие, врачи и учителя, журналисты, деятели искусства и т. д. Одной из форм является игровое задание с текстом, содержащим профессиональную информацию на изучаемом языке. Учащиеся дома знакомятся с содержанием текста и выполняют определенное игровое задание. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могли возникать в будущей профессиональной деятельности.
Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста могут использоваться ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т. д[10].
младший школьный возраст
средний школьный возраст
старший школьный возраст
сюжетная ролевая игра
сказочного содержания
сюжетная ролевая игра
бытового содержания
имитационная ролевая
игра познавательного
содержания
имитационная ролевая
игра мировоззренческого
содержания
имитационная
деловая игра
ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения)
Ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста, что позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи[14].
5.Основные требования к ролевым играм.
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной , творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
6. Учитель сам непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
Ролевые игры могут проводиться в парах, подгруппах и в целой группе. Ролевая игра в парах - самый простой вид ролевых игр, их хорошо использовать на начальном и среднем этапе обучения. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая, друг другу вопросы. Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Но допускается и такой вариант, когда одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне - когда все участники разыгрывают дискуссии, круглые столы.
Итак, можно сделать следующие выводы:
- ролевая игра это обучение в действии, повышающее качество обучения;
- это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) взывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
- дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
- сопровождается, как правило, эмоциональным подъёмом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность[15].
6. Функции ролевых игр.
В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем[16].
Функции:
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. В данном случае игра обеспечивает воспитательную функцию.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию[17].
Обучающие возможности ролевых игр.
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями.
Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог В.А.Артемов предлагал «поучиться у театра» при обучении иностранному языку. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей.
Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но через «я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате, и в конечном счете на усвоении иностранного языка.
Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеса строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.
Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой. При этом языковой материал, в который она обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая реплике, придает ей естесственную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. Игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение.
Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях[9].
Из личного опыта.
Дети всегда с удовольствием принимают игры, предложенные им, но больше всего увлекаются ролевыми играми. В этих «моделях общения» я часто использую театральные компоненты. В основном это практикуется уже на среднем этапе обучения. Предшествуют же этим играм упражнения на драматизацию текста: чтение по ролям, инсценировка диалога, что вводится уже на начальном этапе.
На начальном этапе обучения эффективным является составление и драматизация диалогов на основе изученного материала, сначала по клеше, потом самостоятельно. Затем вводится реквизит: картинки, игрушки, элементы одежды. Но из-за небольшого языкового опыта в игре участвуют только двое, а остальные ученики слушатели. Затем дается возможность проиграть ситуацию всем ученикам по парам, но с разными компонентами реквизита. Такого рода диалоги, основанные на изученном материале, дают возможность использовать знания в конкретной обстановке и правильно строить речевое поведение с разными людьми на основе норм вежливости.
Элементы ролевой игры можно включать в разные упражнения и в разных классах, на разных уровнях обучения. Чем раньше учащиеся начинают знакомиться с такими приёмами, чем больше они ими овладевают, тем легче они включаются в собственно ролевую игру и в дальнейшем лучше ориентируются в жизненных ситуациях.
Чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, я провожу большую предварительную работу:
1. упражнения на тренировку выражений этикетного характера;
2. упражнение на составление микродиалогов в парах по диалогу-образцу, который является основой для составления их собственного диалога.
Этапы:
чтение диалога по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие усвоению;
чтение диалога, с целью восстановить пропущенные реплики;
инсценировка диалога с воспроизведением реплик по ролям;
самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.
Основываясь на личном опыте, я полагаю, что ролевая игра, да и любая другая не должна занимать весь урок. Ролевая игра - не изолированный вид работы, а часть урока или ряда уроков. Она может быть использована как составная часть урока или как кульминация. В своей практике на младшей ступени элементы ролевой игры занимают около 5 минут, на средней – около 10. В случае превышения временных рамок у учащихся увеличивается количество ошибок.
Готовя учеников к игре, я добиваюсь полного понимания учащимися темы, цели и роли. Организую отработку до автоматизма лексических и структурных единиц в речевых упражнениях. В игре с максимальной эффективностью стараюсь использовать языковой материал по теме. Ролевую игру нужно хорошо подготовить (как содержание, так и форму), четко организовать. Ролевая игра должна быть принята всей группой. Распределяя роли, готовя учеников к игре, я учитываю не только их знания и умения, но и индивидуальные особенности характера.
Используя термин“ролевая игра”, я имею ввиду и разыгрывание коротких сценок, и дискуссии на свободную тему, и чтение по ролям, и инсценировку текстов, и постановку одноактных пьес и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:
она создает модель общения, в ней переплетаются речевое и неречевое поведение, создаются комфортные условия для обучающихся, возникает мотивация для общения, игра учит партнерству и сотрудничеству, принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит, общение проходит в творческой, доброжелательной атмосфере.
В целом, ролевые игры стимулируют учащихся к работе над языком, к свободному владению языком и повышают мотивацию.
Как я уже говорила выше, ролевую игру считают одним из мотивов учения. Поэтому я стараюсь использовать игру не только на младшей ступени, но и на средней и старшей, т.к. мотивация снижается от класса к классу. Примеры применяемых ролевых игр указаны в Приложении.
Заключение.
Итак, мы видим, что в настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т. д. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д[4].
Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью[19].
Список использованной литературы.
Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск: Титул, 2001.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. ИЯ-ИЯШ 1992 г. №1
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №4
Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2007.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск. Издательство Вышейшая школа. 2006 год.
Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6
Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. ИЯ-ИЯШ 1990 г. №1
П/р Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг.-М., Новая школа, 1994 г.
Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. ИЯ-ИЯШ 1983 г. №6
Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №1
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2001.
Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 2005. - №1.
Livingstone C. Role Play in Language Learning.- Oxford, 1992.
Ladousse J.P. Role Play.- Oxford, 1992.
Strange D. Chatterbox II. -Oxford University Press, 1997.
Tomalin B., Stempleski S. Cultural Awareness.- Oxford, 1993.
Whitney N. Open Doors 1.- Oxford University Press, 1994.
Приложение.
1.Телеграмма. Цель: овладение обучаемыми средствами сжатия текста.
Ход игры: играющие должны послать телеграмму родственникам, друзьям, знакомым т т.д. Им предлагаются развёрнутые тексты сообщений, которые они постепенно должны сжать до “телеграфного” стиля. Полученный текст они должны сдать в окошко служащему – ведущему, который вместе с преподавателем оценивает качество телеграммы.
2. Уикэнд. Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения на иностранном языке.
Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикэнда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).
3. Что случится, если? Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.
Ход игры: каждый играющий получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если?”. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.
4. План города. Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
5. Выполни и передай задание. Цель: тренировка навыков и умений иноязычной речевой деятельности на основе неоднократного повторения подлежащего усвоению языкового материала.
Ход игры: каждый участник игры готовит задания (тест, вопросы), которые предлагает своему товарищу. Выполнив задание, товарищ в свою очередь передаёт его дальше по цепочке. Все обучаемые работают одновременно, получая, выполняя и передавая другим задания.
6. Восстановление рассказа. Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и активизация соответствующих навыков и умений.
Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.
7. Если бы я был Цель игры: формирование навыков и умений употребления в иноязычной речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности на основе активизации речемыслительной деятельности.
Ход игры: преподаватель предлагает играющим представить себя в роли известного киноактёра, писателя и т.д. и сообщить, как бы они выглядели, чем бы занимались и т.п.
8. Плюсы и минусы. Цель: активизация аргументирующей монологической речи.
Ход игры: играющим предлагается обсудить какое-либо событие или явление (например, обсудить закон, запрещающий курение во всех общественных местах). Участники должны назвать плюсы и минусы обсуждаемого события (явления), аргументировать свою точку зрения.
9. Один день в Москве (Лондоне, Нью-Йорке). Цель: активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Ход игры: играющим задаётся ситуация: экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор.
10. Глаголы и наречия. Цель: активизация грамматики и лексики в устной речи.
Ход игры: играющие образуют пары. На столе лежат две стопки карточек. В одной стопке карточки, на которых написаны глаголы, обозначающие действия, в другой – карточки с наречиями, поясняющими эти действия. Один из играющих берёт карточку с глаголом, второй – с наречием. Каждая пара играющих должна изобразить перед группой действие, записанное на карточках. Играющие должны догадаться, какое действие они изображают, какие глаголы и наречия иллюстрируют, и назвать их на иностранном языке.
11. Рассказ по цепочке. Цель: практика совместной речевой деятельности в рамках темы и в соответствии с коммуникативной задачей; формирование и активизация навыков и умений спонтанного говорения и самостоятельной связной речи.
Ход игры: играющим предлагается вместе по цепочке составить рассказ по заданной теме. Даётся описание ситуации или общий сюжет, который необходимо развить до уровня развёрнутого текста. Можно также вручить играющим карточки с рабочими материалами (записанными опорными мыслями, ключевыми словами, фразами и т.п.), чтобы помочь им в составлении конкретных фрагментов текста. Опорой могут быть рисунки, фотографии, диапозитивы и др.
Ролевая игра "At a Birthday Party"
Цель ролевой игры: закрепление изученного лексического и грамматического материала по темам “Hello”, “Nice to meet you”, “Would you like a cup of tea?”, умение применять его в игровой ситуации общения, повышение интереса к изучению английского языка.
Игра способствует воспитанию вежливости, культуры поведения, уважения друг к другу, а так же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Материалы и оборудование, необходимые для проведения игры: воздушные шары, цветы, плакаты, магнитофон, два телефона, игрушечный чайный сервиз, карточки с указателем места для каждого и именные значки.
В игре участвуют: Линда – хозяйка - вечеринки и ее гости.
Сцена 1: “Разговор по телефону”
Раздается телефонный звонок. Линде звонит Макс:
Max: Hello, Linda!
Linda: Hello, Max!
Max: How are you, Linda?
Linda: I’m fine, thanks. And you?
Max: I’m fine. Let’s go to the club today.
Linda: Sorry, I’m busy. Let’s go tomorrow.
Max: OK. See you, Linda.
Linda: Bye, Max.
Сцена 2: “Линда встречает гостей”
Гости входят, по очереди здороваются с хозяйкой. Те, кто еще не знакомы, знакомятся друг с другом и с Линдой:
Linda: Hello, John!
John: Hello, Linda. This is Mary
Linda: Hello, Mary. Nice to meet you.
Mary: Hello, Linda. Nice to meet you too.
Сцена 3: “За столом”
На столе расставлены чайные чашки, кофейник, чайник. Возле каждого прибора установлен place marker. У каждого гостя кроме того имеется свой name badge. Значок и карточка-указатель изготовляются заранее участниками игры.
а) Приглашение к столу:
Linda: Let’s have tea.
Guests: Thank you.
Linda: Coffee?
John: Yes, please.
Linda: Tea?
Mary: No, thanks. I’d like coffee, please.
б) Маленькое происшествие:
Один из гостей нечаянно опрокидывает чашку с чаем:
Bob: Oh, sorry!
Linda: That’s OK.
в) Диалоги за столом:
Линда и ее гости ведут за столом беседу. Во время беседы можно предложить еще чашечку чая или попросить передать что-либо. Можно расширить тематику беседы, расспросив собеседника о его семье, хобби и т. д.:
Victor: Could you pass me the sugar, please, Nick?
Nick: Here you are.
Mary: May I have another biscuit?
Linda: Yes, certainly.
Сцена 4: “Игры”
Линда приглашает всех гостей поиграть:
Linda: Let’s play!
Guests: Fine! OK!
Первая игра “Pin the Тail on the Donkey”.
Для этой игры нужен большой рисунок ослика без хвоста. Хвост дают кому-то из играющих, затем завязывают этому игроку глаза, а он должен приколоть хвост ослику. Кто сделает это точнее, тот и победитель.
Linda: The game “Pin the Tail on the Donkey”. Who wants to start?
John: Can I?
Linda: Please, John.
Все гости по очереди пытаются приколоть хвост ослику.
Вторая игра “Pass the Parcel”
Для этой игры нужно взять маленькую шоколадку(игрушку), завернуть ее в несколько слоев бумаги. Включается музыка, и пока звучит мелодия, играющие передают друг другу “посылку”. У кого в момент остановки музыки оказалась посылка, тот разворачивает один слой бумаги. Музыка играет снова. Приз оказывается у того, кто снимает последнюю бумагу с шоколадки.
Сцена 5: “Песня”
Линда предлагает спеть песню:
Let’s sing a song!
Звучит запись любой веселой песни, и все гости дружно поют.
Сцена 6: “Прощание”
Гости благодарят хозяйку и расходятся:
Guests: Thank you for a nice party.
Linda: Please take a piece of cake.
Guests: Bye and thanks again.
Linda: Good bye.