Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности
Тема моей методической работы
«Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности»
***
Сегодня не для кого ни секрет, что устная речь наших учеников бедна, невыразительна, односложна. Большая часть учеников пассивна на учебных занятиях, дети не умеют общаться и не желают говорить во время урока. Мне как учителю, преподающему устный предмет, приходится сталкиваться с этой ситуацией на каждом уроке.
Поэтому я поставила перед собой цель – развивать коммуникативную культуру учащихся на уроках географии. Над этой темой я работаю второй год.
1. Коммуникативная компетентность
Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информации.
Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность- это умение вступать в общение с целью быть понятым.
Причины плохой коммуникации:
Стереотипы – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуации. Нет объективного анализа и понимания.
Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам.
Плохие отношения между людьми.
Отсутствие внимания и интереса собеседника (интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя).
Пренебрежение фактами (вывод делается голословно).
Ошибки в построении высказывания (неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность и нелогичность).
Неверный выбор стратегии и тактики общения.
Составляющие коммуникации:
7% - слова
40% - звуки и интонации
53% - неречевое взаимодействие
2. Анкета, выявляющая речевые умения и трудности, связанные с речевыми высказываниями
Для того, чтобы понять на сколько сформирована у учащихся коммуникативная компетентность, я решила начать с изучения семиклассников. Им было предложено определить, что мешает им настойчиво и убедительно действовать в коммуникативных ситуациях.
Анализ исследования показал, что учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с традициями школьного урока в области коммуникации. Это хорошо видно из представленной таблицы.
Коммуникативные умения
Скорее легко
%
Скорее тяжело
%
Сделать это мне
Говорить перед классом
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов
Отвечать у доски
Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания
Увлечь одноклассников своим ответом
Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением
Внимательно и заинтересовано слушать своих одноклассников
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя
Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить
Считаться с мнением других
Сообща работать в группе
Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно не очень важное
Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе
69
36
87
62
42
24
80
73
71
69
47
78
49
36
56
31
64
13
38
58
76
20
27
29
31
53
22
51
64
44
Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод.
Школьники отметили затруднения и в таких вопросах как излагать материал последовательно, увлечь одноклассников своим ответом, ждать возможности, чтобы ответить, сообща работать в группе, слушать другого человека.
Почему такое происходит? Я думаю, что здесь играют роль 2 основных фактора:
На уроке педагог отдает предпочтение своей речи
Потеря общения между подростками на уроке, либо коммуникативно-культурное общение становится бедным или вообще отсутствует.
Поэтому я поставила перед собой задачу - развивать коммуникативные умения у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности. Рассмотрим ее подробнее.
3. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности в процессе обучения географии
Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения словесными методами обучения. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии.
Обсуждение проблем строится на основе конкретных жизненных фактах, которые требуют конкретных жизненных решений.
Таким образом, применяя данную технологию в обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.
Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетентность ученика формируется:
через обучение содержанию предмета;
через развитие прикладных исследовательских умений;
через развитие социально-коммуникативных умений;
через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Учебная коммуникация может развиваться посредством разнообразных аспектов ученической деятельности, таких как прикладной и исследовательский аспекты, социально-коммуникативный и личностно-ориентированный. Приведу несколько примеров развития данных умений на уроках географии.
Прикладной аспект учебной коммуникации
Исследовательский аспект учебной коммуникации
Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации
Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации
Понимание учебного материала.
Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей
Оценка изучаемого материала и т. д.
Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.
Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.
Умение представлять и презентировать изучаемый материал.
Умение работать со справочной и дополнительной литературой и т. д.
Развитие умений слушать.
Развитие умений участвовать в беседе.
Развитие умений дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.
Развитие умений интеграции и кооперации и т. д.
Формирование навыков общения.
Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы.
Формирование учебной мотивации.
Целеполагание и определение пути к собственным достижениям и т. д.
Поставив перед собой задачу развития коммуникативных умений уч-ся, мне пришлось искать способы и формы работы, на уроке позволяющие развивать учебную коммуникацию.
Типы и формы уроков с применением технологии коммуникативно-диалоговой деятельности
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
урок-практикум.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания, т. е. все формы уроков применимые к этим этапам школьного занятия.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний и умений
Формы данного типа урока:
повторительно-обобщающий урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих работ, проектов;
творческий отчет;
собеседование.
4. Примерное тематическое и поурочное планирование курса
«География России. Природа. Население. Хозяйство»
Учебник: В.П.Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России.
9 класс - 68 часов (2 часа в неделю)
Планируя поурочную работу, мне пришлось добавить еще один раздел при составлении тематического планирования – это «форма организации обучения». Приведу пример одной из тем
№ учебного занят.
Тема занятия
Дата
Пр. раб.
Форма организации обучения
Азиатская часть.
(Восточный макрорегион) (16 часов)
Азиатская Россия. Общая характеристика.
Обзорная лекция
Западная Сибирь. Факторы формирования района.
№19 (у)
Дискуссия
Природа Западной Сибири.
Урок-путешествие
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.
№20 (у)
Лекция с элементами практикума
Хозяйство Западной Сибири.
№21
практикум
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.
Беседа учителя и ученика
Природа Севера Восточной Сибири.
Мультимедиа-урок
Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.
№22
практикум
Хозяйство Севера Восточной Сибири.
№23 (у)
Лекция с элементами практикума
Южная Сибирь. Факторы формирования района.
обзорная лекция
Кузнецко – Алтайский подрайон.
Беседа учитель-ученик
Ангарско – Енисейский и Забайкальский подрайоны.
Беседа учитель-
Дальний Восток. Факторы формирования района.
№24 (у)
гсо
Природа Дальнего Востока.
№25 (у)
гсо
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.
гсо
Хозяйство Дальнего Востока.
№26
практикум
Россия в современном мире (2 часа)
Россия и страны СНГ.
беседа
Россия и страны СНГ.
защита творческих работ
Фрагмент конспекта урока по теме «Москва – административный, культурный и научный центр России»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цели по содержанию:
а) образовательная – способствовать формированию представления о Москве – как многофункциональном городе-милионнике и о Московской агломерации.
б) развивающая – продолжить развитие умений: конструировать вопросы репродуктивного, конструктивного и творческого характера; готовить сообщение по тексту учебной статьи, внимательно слушать своих одноклассников.
в) воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за свою страну; показать значение Москвы – столицы России.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: 1) тексты учебных статей для разных групп учащихся: «История Москвы», «Кремль», «Планировка Москвы и ее границы»; 2) Атлас «География России 9 кл.»; 3) рабочая тетрадь ученика; 4) презентация видов Москвы; 5) задания для групп учащихся; 6) памятка по составлению вопросов.
Ход урока
Оргмомент
Учитель приветствует класс, определяет готовность рабочего места учащихся, делит класс на группы по 4 - 5 человек.
Целеполагание и мотивация
- Сегодня мы подробнее познакомимся с нашей столицей, древним и одновременно молодым городом – Москвой. Давай те познакомимся с планом урока.
План урока:
Почему Москва стала столицей государства?
Достопримечательности Москвы – Кремль;
Планировка Москвы и ее границы.
3. Изучение нового материала и первичное закрепление
- Основное содержание урока мы найдем в текстах о Москве, которые лежат на ваших столах. Но при этом каждая группа должна выполнить задания по данным текстам. Задания напечатаны для каждой группы.
Задания для групп учащихся:
Познакомьтесь с текстом статьи;
В течении 5 мин один из учеников готовит сообщение по данному тексту (при ответе текст можно использовать), постарайтесь рассказать так, чтобы оно запомнилось вашим одноклассникам;
Остальные участники группы в это время составляют не менее 3 вопросов каждый, разного уровня сложности;
Обсудите вопросы в группе и выберите 3 самых лучших, задайте их классу по окончании выступления вашего одноклассника;
В конце занятия сдайте свои вопросы на проверку учителю.
Школьники работают с заданиями в течении 5 мин.
Заслушиваются сообщения от каждой группы. Во время выступления учитель показывает на ПК или DVD проигрывателе фотографии с видами Москвы.
Участники групп задают лучшие вопросы одноклассникам.
Памятка по составлению вопросов.
I уровень – репродуктивный. С помощью вопросов и заданий этого уровня вы воспроизводите (повторяете без изменений) уже знакомый материал и получаете за это законную отметку «три».
II уровень – конструктивный – предполагает применение знаний в знакомой ситуации. В детстве вам приходилось строить из одних и тех же кубиков разные конструкции. При выполнении заданий II уровня вам предстоит создавать новые конструкции из имеющихся у вас знаний. При этом вы будете сравнивать, выделять главное, объяснять
Если вы справляетесь с заданиями, подобными этим, вы получаете вполне заслуженную четвёрку.
III уровень – творческий.
Это проблемные, развивающие вопросы и задания, требующие размышления, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, доказательства и опровержения. При этом вам придётся показать свободное владение знаниями в новых, незнакомых ситуациях, проявить творчество, умение нестандартно мыслить.
Первичное закрепление
- Какова планировка Москвы? (радиально-кольцевая)
- Почему Москва стала центром русского государства?
- Год основания Москвы (1147 г.)
- Назовите объект Всемирного культурного наследия, расположенный в Москве. (Кремль)
Что может и должен сделать учитель?
Во-первых, сам владеть словом, ведь первое средство наглядности на его уроках - его речь.
Во-вторых, на каждом уроке создавать атмосферу общения, в которой и будут гармонизироваться монолог и диалог. Учитель обязательно использует систему ситуативных упражнений, дает коммуникативные установки, которые вовлекают в общение всех учащихся на протяжении всего урока («продолжите сказанное», «подтвердите», «уточните», «докажите», «предложите», «объясните» и т.п.)
В-третьих, учитель должен уметь организовать интерактивное общение. Интерактивность (или открытость к общению) - это примета нашего времени. Интересные возможности дает работа в группах, где хороший эмоциональный климат, где «достойные» партнеры: слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный собеседник; упрямцу полезно помериться силами с упрямцами; самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабым». В процессе интерактивного общения вырабатываются правила: важно уметь не только говорить, но и слушать; говорить надо понятно, по теме, убедительно и интересно (чтобы быть услышанным); нужно уметь задавать вопросы. Правильно организованное общение на каждом уроке дает прекрасные результаты.
Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Удивляй», «Три уровня домашнего задания» и др.
В-четвертых, учитель должен чувствовать речевые «подводные камни», знать речевые проблемы каждого ребенка и уметь их преодолевать, а значит, надо быть в курсе новых достижений в своей науке, пробовать и внедрять наиболее успешные методики.
Для формирования у детей коммуникативной компетентности часто применяю методы: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
В-пятых, любой педагог должен систематически и оперативно проверять знания ребят, своевременно видеть недочеты каждого и постараться предупредить разного рода ошибки.
В-шестых, каждый учитель должен стараться пробудить интерес к учебе, любовь к предмету, должен знать, как создать творческую атмосферу на уроке. Для создания творческой обстановки, способствующей полноценному мышлению на уроках географии, часто использую метод ГСО. При таком способе обучения совместная работа учеников организуется в парах или в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся таких важных умений, как:
самостоятельно изучать новый материал;
мыслить творчески;
передавать свои мысли другим учащимся полностью, без искажений;
слушать, и получать информацию;
поставить вопрос и сформулировать проблему;
осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.
Начиная с 7 класса, я активно использую метод составления и защиты проектов, презентаций и фильмов, созданных школьниками.
Внеклассная работа - это еще один из способов развития культуры речи учащихся:
Предметная неделя географии
Школьная географическая олимпиада по географии
Защита мини-проектов по темам курса
Игра «Хочешь познать мир – изучай географию»
Викторины: «Знаешь ли ты?», «Блиц – турнир», «Быстрей-быстрей!» и т. д.
В-седьмых, любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых методов и форм обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика.
6. Этапы формирования школьной коммуникации
1 этап
Учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
Готовность учащихся участвовать в урочном общении;
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
Комментировать вопросы и ответы;
Делать сообщения
Рассказывать логично и последовательно.
2 этап
Учащиеся применяют на уроках следующие умения:
Простота и четкость речевого высказывания;
Отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
Умение использовать риторические вопросы;
Умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 этап
Отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:
Умение вести беседу в паре , в группе;
Умение поддерживать беседу;
Умение вести конструктивный диалог, дебаты;
Умение построить дискуссию и вести ее;
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Каждый этап соответствует возрастному периоду учащихся. Так 1 этап формируется на уроках географии в 6 и 7 классах. Умения следующего этапа формируются на уроках в 8-9 классах. 3 этап применим к учащимся 10-11 классов. Но только при условии, что учащиеся овладели умениями предыдущих этапов.
***
И в заключении хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения и здоровья детей.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне современных передовых технологий.
Литература
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
Душина И. В. методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И. В, Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»:,2004.
Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – Москва, Ладога-100, 2002.
Современный урок географии. Ч. 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / Ред.-сост. И. И. Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2001.
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Щуркова Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
15