Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
БИНАРНОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
Урок-представление
для учащихся 7-х классов
(вводный урок или внеклассное мероприятие)
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»
Цель: развитие интереса к предметам.
Задачи:
формировать познавательный интерес, наблюдательность;
развить знания и умения, элементы творчества;
развить умение применять теоретические знания на практике, ставить эксперимент.
План мероприятия:
Театрализованное представление:
Отгадай загадку.
Реши задачу.
Разгадай ребус.
Конкурс болельщиков.
Занимательные опыты.
Подведение итогов, награждение.
Действующие лица.
Семья наук: Математика, Физика, Русский Язык, История, География, Механика, Фольклор.
Урок проводят учащиеся 9-10 классов, отрепетировав предварительно с учителем (География сидит у глобуса, История – рядом).
Математика. Добрый день. Я надеюсь, что вы узнали меня. Я – Математика. Говорят, что я – царица всех наук, но это не так. Я не царица, я их матушка. Все вы хорошо знаете нашу большую семью наук. И как всякая мама я бываю и ласковой, и строгой, но всегда справедливой. Как и во всякой семье иногда случаются споры. Чаще всего Русский Язык чем-то недоволен.
Слайд 1. В царстве математике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Входит Русский Язык).
Слайд 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
То он Историю начинает исправлять, то Географии замечания делать, то с Трудом подерется, желая быть главным.
У меня много детей. Все они разные, но у всех есть общие черты – все они важные (но не важничают), сложные (но всем помогают) и одновременно интересные (если с ними подружиться). Ни один человек не может обойтись без нас. Пришло время познакомить вас с ещё одной дочкой – Физикой.
Русский Язык. 6 лет в школе жили и до 11 класса прожили бы без неё. Тоже мне наука: то яблоко с башни на голову кинет, то током ударит, то кипятком ошпарит.
Математика. Подожди, сынок! Если не хочешь ребят с Физикой знакомить, так расскажи им что-нибудь о себе, на то ты и Язык.
Слайд 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Русский Язык. Это в 100 раз лучше. Ты, мама, всегда найдёшь правильное решение. Я самый старший. Я родился вместе с человеком. Люди общались, приобретали жизненный опыт и передавали его своим потомкам – так и родилось дитя – устное народное творчество.
Прошли столетия, дитя росло – и превратилось в устное народное творчество, и ещё много столетий и выросло устное народное творчество. Так прошло много столетий – из дитя выросло .Так почему это я не расту? Ладно. Прошло 10 тысяч лет! И выросло ... .(плачет). Опять устное народное творчество.
Мама-а-а! Почему я какой-то недоразвитый? Когда же я буду языком с фонетикой, морфологией, синтаксисом?
Математика. Ты просто пренебрег физикой. Человек без нее не сумел бы использовать перо, сделать бересту и бумагу, изготовить чернила, а позднее книгопечатающие машины и типографии. Физика и так позволила тебе излучать и слышать звуки. А все твои обиды на Физику только от того, что ты ее плохо знаешь и не хочешь пока узнать.
(Подходит География)
География. Ты что плачешь?
Слайд 4.
Русский Язык. Да вот я думал, что физика мне не нужна, что я и без нее обойдусь; и чуть до беды не дошло. Расскажи, как ты без этой всезнайки обходишься?
География. Что ты? Я без нее никак не могу. Без законов физики невозможно объяснить климат, течение рек и морей, образование ветра. Я уже молчу о путешествиях, благодаря которым узнали Землю. Какие могут быть путешествия без лодок, воздушных шаров, железных дорог. На волах далеко не уедешь, да и там телега нужна. Вот так, дорогой братец! (Отходит)
Русский Язык. Кто же меня поддержит? Если география, то и биология заодно с физикой, так как это науки о природе. Может рисование? Да нет. Начнет говорить: «Кто мне краски и кисточки сделает, если не физика с химией». Музыка? Тоже не откажется от инструментов и звуков. Может труд? Тем более – нет! Чтобы растить продукты питания, и то всякие приспособления нужны. И чтобы одежду делать, нужно физику знать. Как же без иголки и ножниц! Везде влезла!
И чайник без нее не кипит, и самолет не летит, урожай не соберешь, дом не построишь. Лекарства, и то в шприц не наберешь. Да без нее просто вздохнуть невозможно! Мама, как всегда, права: без физики – никуда!
(Подходит к Истории.)
История, расскажи нам, пожалуйста, о ней. Кто, если не ты, сможет все расставить на свои места и привести все в порядок.
Слайд 5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
История. Физика родилась давно. Сначала она объединила все знания человека о природе. Еще греческие ученые за несколько сотен лет до нашей эры пытались объединить происхождение мира и выяснить причины всех изменений, которые происходят в природе.
Слайд 6.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд 5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слово физика (греческое «фюзис») означает «природа». Впервые оно появилось в трудах древне – греческого философа Аристотеля. Правда, изучались тогда только единичные явления природы – изменения, которые люди могли наблюдать.
Слайд 6.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Русский Язык записывает на доске.)
Русский Язык. (к ученикам). А, вы, что не хотите знать физику? Или русский язык не любите? Записывать надо в тетрадь правильно, аккуратно и быстро.
(Заходит Фольклор.)
Русский Язык. А тебе, что надо? Мы здесь серьёзным делом занимаемся – физику изучаем.
Фольклор. И я буду изучать. Может и помогать.
История (к ученикам). Как вы думаете, какие явления наблюдали древние греки? (Дождь, молния, ветер, образование льда, смена поры года, радуга и т.д).
(Детям дают жетоны.)
Фольклор (помогает).
Слайд 7.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Гром гремучий, 2. Радуга-дуга, 3. Вей, вей, ветерок,
Тресни тучи. Перебей дождь – Натяни парусок;
Дай дождя Опять в ночь Гони стружок
С небесной кручи. Льёт во всю мочь; С запада на восток.
Перебей гром –
Не попал бы в дом.
4. Всем поведает, Хоть и без языка, Когда будет ясно, А - когда облака. (Барометр)
5. На стене висит тарелка,По тарелке ходит стрелка.Эта стрелка напередНам погоду узнает.(Барометр)
6. Две сестры качались, Правды добивались, А когда добились, То остановились. (Весы)
7. Никто не видывал,А слышать - всякий слыхивал.Без тела, а живет оно,Без языка - кричит.(Эхо)
8.Что с земли не поднимешь? (Тень)
9. Сначала - блеск,За блеском - треск.За треском - плеск.(Молния, гром, дождь)
Художник рисует:
История. Современная физика тоже изучает простейшие явления (механические, тепловые, звуковые, электрические, световые)
(Русский Язык пишет)
Природу и физические свойства тел, которые нас окружают.
Слайд 8.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Какие из названных ранее явлений являются:
тепловыми (образование льда, смена пор года);
звуковыми (гром);
электрическими (молния);
световыми (радуга);
механическими (дождь, ветер).
История. Человек, изучая природу, определил, что изменения, которые происходят в природе неслучайные, существуют причины. Назовите изменения в природе и причины, их вызывающие.
Предполагаемые ответы:
Во время охлаждения до предельной температуры, вода превращается в лёд, и наоборот. Изменение поры года обусловлено вращением Земли вокруг Солнца. Горы разрушаются под действием ветра, солнца, дождя.
История. Перечисленные явления естественные (природные), так как они обусловлены природными причинами. Но существуют изменения в природе, которые совершаются в результате деятельности человека (искусственные).
История. Человек не только открывает законы природы, но и использует их для своих нужд.
Изучив электрические явления, он стал использовать электрическую энергию (освещение, транспорт, телевидение и т. д.).
Изучая световые явления, человек научился исправлять дефекты зрения, изготовил приборы, без которых тяжело представить нашу жизнь (очки, бинокль, фотоаппарат).
Художник рисует:
Фольклор.
1. Книги читают, 2. Была телега у меня,
А грамоты не знают. Да только не было коня,
Своих глаз нет, И, вдруг, она заржала,
А видеть помогают свет. Заржала – побежала.
(Очки) Глядите, побежала телега без коня.
(Грузовик)
3. Держусь я только на ходу, 4. Стоит в саду среди пруда
И если стану, упаду. Столбом серебреным вода.
(Велосипед) (Фонтан)
5. За стеклянной дверцей
Бьётся чье-то сердце –
Тихо так,
Тихо так.
(Часы.)
История. Так мы подошли к изучению физики.
(Входит физика)
Физика. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада, что вы пришли в страну физики. В начале нашего путешествия по этой удивительной стране познакомимся с нашим верным п учебником. Здесь важно всё. Текст написан разным шрифтом в зависимости от значимости написанного. Правила и формулы выделены. В конце параграфа стоят вопросы, на которые надо ответить после ознакомления с текстом. Можно начать с ответов на вопросы. Но и в этом случае надо прочитать параграф, чтобы узнать, правильный ли был ваш ответ. Кроме того, после параграфов находятся упражнения (решить, дать ответ) и задания (практические или прикладные). Но самое главное – это то, что написано между строк. Вот учитель и будет вас учить этому.
Слайд 9.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Русский Язык. Каждая страна имеет свой язык. Физика тоже имеет специальный язык, без знания которого путешествие будет невозможным.
Физика. Вот простой пример. Из перечисленных ранее явлений приведите примеры конвекции. Конвекция – это вид теплопередачи, при которой энергия передается с переносом вещества. Вы догадались, что это ветер?
Предлагаю вам сейчас ознакомиться со специальными терминами, которые нам потребуются.
В тетрадь записать несколько главных предложения. (§2, ответы на вопросы – 5 мин).
Физика. Наш словарик ещё невелик, но для начала путешествия его достаточно. Приглашаю вас в район «механических явлений».
Механика. Встречались вы со мной на уроках математики, а вот познакомились только что. Именно с моей помощью можно узнать, где и когда встретятся два велосипеда, выехавшие на встречу друг другу из пунктов А и В. Как быстро движется заяц и сможет ли он убежать от волка? Я поясняю, что помогает каплям дождя падать? Может ли двигаться то, что покоится?
Механика показывает опыт
Список возможных опытов для показа на мероприятии:1. Ведёрко с водой вращать так, чтобы вода из него не вылилась. 2. «Мёртвая» петля и шарик. 3. Маятник Максвелла. 4. Выбить линейкой шашки из столбика шашек. 5. Графин с водой – выдернуть лист. 6. Жестяной стержень на острие, согнуть – равновесие нарушается 7. Двойной конус движется вверх. 8. Воздушный шарик летит по проволоке – реактивное движение 9. Швабра, весы, ножовка. Уравновесить на верёвочке швабру, распилить в месте подвеса и наблюдать, что весы не в равновесии! 10. Стакан с водой на весах уравновесить гирями. Опустить в него, не касаясь стенок и дна палочку, наблюдать нарушение равновесия.
Слайд 10. Ведёрко с водой вращать так, чтобы вода из него не вылилась
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд 11. «Мёртвая» петля и шарик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд 12. Разбейте стакан сильными ударами слесарного молотка по гире
На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым телом, например, гирей массой 10 кг. Попробуйте разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Почему стакан не бьется? Где наблюдается аналогичное явление в практике?
Удар молотка приходится по телу, обладающему достаточно большой массой. Изменение количества движения этого тела незначительно. Отсюда передача действия молотка на стакан также незначительна.Подобное явление можно наблюдать, например, в кузнице это удары молота по наковальне, пневматические и паровые молоты.
Физика. Спасибо, нам очень понравилось у вас, Механика. Но нам пора идти, ждут другие явления.
Механика. Простите, я не могу отпустить вас без небольшого испытания. Надо определить среднюю скорость шарика. Как это сделать?
(скорость = расстояние / время)
Слайд 13.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физика. Вижу, что матушка Математика хорошо подготовила вас к встрече с Физикой. Спасибо ещё раз. А нам пора в другую область.
Механика. Мы встретимся очень скоро. Вы не успеете соскучиться. Я хотела бы вам понравиться и запомниться.
Фольклор. Отгадайте загадку, чтобы мы попали в другую область проживания Физики:
Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Готовы щи, компот, блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
Физика. Да, мы попали в область «Тепловые явления», знать которые нужно не меньше, чем механические. С ними мы тоже встречались на уроках природоведения.
Слайд 14. Опыт: расширение металлического шарика при нагревании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Демонстрация расширения шарика)
Фольклор. Воробьи по проводам
Скачут и хохочут;
Верно строчки телеграмм
Ножки им щекочут.
(С.Маршак)
Сейчас речь пойдет об электрических явлениях
Физика. Электрические явления мы можем наблюдать каждый день. Снимая в темноте шёлковые или шерстяные вещи, каждый видел, как проскакивают, потрескивая, небольшие искорки на поверхности ткани.
Погладим кошку и почувствуем лёгкое покалывание, потрескивание. Электрические явления должны знать не только физики и электрики, но и парикмахеры.
Слайд 15. Демонстрация наэлектризованного султанчика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Демонстрация наэлектризованного султанчика)
География. Вряд ли клиенту понравится такая прическа. При изучении электричества можно и компас заставить показывать не на север, а так как нам надо.
Физика. Наши предки очень боялись молнии. А теперь в кабинете физики её можно сделать, как в природе.
Слайд 16. Демонстрация электрофорной машины
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Демонстрация электрофорной машины.)
Русский Язык. Хорошо, вы меня убедили. Физику необходимо знать человеку любой профессии. Но многие женщины просто домохозяйки. Как физика может им помочь?
(Ответ учеников)
История. Я предлагаю заглянуть к домохозяйкам разных времен и посмотреть, какие физические явления они использовали во время обыкновенной работы (например, глажка).
Фольклор.
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
то назад, то вперед
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
(Демонстрация: рубель, утюг с углями, электрический утюг)
История. Какие явление происходят во время работы:
рубель – механические;
с углями – механические и тепловые;
электрический утюг – механические, тепловые, электрические.
Русский Язык. Я понял свою ошибку. Я тоже хочу учить физику.
Физика. А ты ее уже изучаешь вместе с нами. За короткое время мы узнали много нового и интересного, но надо заканчивать урок. Пройдем быстро по всем этапам путешествия и посмотрим: не забыли ли мы что-то важное. Что вы увидели и услышали?
Русский Язык. Мы наблюдали за грозой, которая сопровождалась:
электрическими и световыми явлениями – молния;
звуковыми – гром;
механическими – ветер, падение капель;
тепловыми – похолодания.
Фольклор. Во время нашей грозы был такой сильный ветер, что выдул некоторые слова из текста. Я предлагаю вам его восстановить. Потерянные слова можно найти в словарике в тетради и на доске, куда их занесло ветром.
(2 команды наперегонки)
Текст. В нашей школе все ученики изучают предметы – математика и физика.
_________ – наука о природе.
Цель её – изучить ________________, которые связывают между собой разные физические ______ , проявляющиеся в ______; находить связи и ______явлений.
Впервые слово «физика» появилось в работах ______философа ______. Чтобы изучать физику, используют специальные слова – ______. Например: физическое ______. Каждое тело имеет форму и ______. Кроме того, ______ тела могут отличаться ______, из которого их изготовили.
(Некоторые слова: физика, явления, законы, объем, греческий, природа, термин, тело, вещество, физические, Аристотель.)
Слайд 17.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физика. Да, вы действительно сегодня молодцы. Все хорошо поработали. А теперь я попрошу мою семью оценить вашу работу.
Рефлексия. Учителем проводится прием, позволяющий провести интеллектуальную рефлексию усвоения понятий «Таблица», где каждый учащийся фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Понятие
Знал
Узнал
Хочу знать
физика
+
явления
+
***
О, Физика! Царица – мать!
Её для жизни надо знать.
Чтоб свет, тепло в домах иметь,
И в космос к звёздам полететь!
***
Двести двадцать знаем мы
Не влезай – шарахнет!
В физику мы влюблены
Хоть смоленным пахнет!
Архимедовы законы
Жидкость изучают
Нам хоть в этом повезло –
Воду отключают!
В голове играют марш
Цифры, аксиомы.
Иногда войдем так в ритм
Хоть пиши законы!
Мероприятие окончено. Всем спасибо за участие!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Чаленко А.В.
13PAGE 14515
13PAGE 14215
@