Урок развития речи в 5 классе на тему: Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: Знакомьтесь, мой друг — …

МАОУ СОШ № 40 «Методический кабинет»








Описание предмета.
Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: «Знакомьтесь, мой друг – »
(урок русского языка, пятый класс).




Выполнила
В.Н. Кофанова,
учитель русского языка
и литературы





Старый Оскол


Тема урока: Описание предмета. Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: «Знакомьтесь, мой друг – ».

Цели: 1) напомнить учащимся строение текста типа описание предмета, проверить степень сформированности отдельных речевых понятий, формировать умение создавать собственные тексты подобного типа; 2) воспитывать любовь к родному слову через произведения писателей; 3) способствовать развитию речи учащихся (на материале анализа текстов, работе со словарём синонимов), мышления.

План

I. Оргмомент: проверка готовности, выявление целей и задач работы.

II. Актуализация опорных знаний.
1) фронтальный опрос:
- Что такое речь?
- Какие условия необходимы, чтобы речевое общение состоялось?
- Какие типы речи вам известны?
- Что такое тип речи описание, (рассуждение, повествование)?
- Какие виды описания вам известны?
- Где используется художественное описание, деловое описание?
- Какой вид описания будете использовать в своей работе?
- Какие виды информации вам известны?
- Что является «новым» в тексте описания, данным?
- Какова композиция текста описания?
- Как вы думаете, в ваших работах будет только тип речи описание? Возможно ли сочетание типов речи?
2) проведение тестирования;
3) составление схемы речевой ситуации и композиционной таблицы.

III. Анализ дидактического материала, работа по предупреждению речевых ошибок, анализ синонимических рядов (записи на доске).

IV. Составление собственных текстов:
1. Анализ опорных схем (речевой ситуации и композиционного построения текста).
2. Анализ работ учащихся (выставка работ, объяснение условий оформления работы).
3. Самостоятельная работа, создание обучающимися собственных текстов.

V. Итог урока. Домашнее задание.

I. Тест


1. Речь – это:
а) звуки, произносимые человеком;
б) слова, произносимые человеком;
в) язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся в общении с другими людьми.

2. Назовите условия, необходимые для речевого общения:
а) присутствие, по крайней мере, двух человек: говорящего и слушающего;
б) наличие потребности сказать что-либо другому;
в) единый язык общения.

3. Наши высказывания зависят от того:
а) где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации;
б) от желания человека.

4. В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа:
а) описание, повествование, рассуждение;
б) научную, художественную, разговорную.

5. В описании говорится:
а) об одновременных признаках;
б) о последовательных действиях;
в) о причинах свойств или явлений.

6. В художественных описаниях предмета используются:
а) прилагательные с конкретными значениями, и существительные, и глаголы, и наречия.
б) прилагательные и существительные с отвлечённым значением;
в) сравнения;
г) переносное употребление слов.

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?
а) яд, прекрасный, познакомьте;
б) переехал, простоял, восемьдесят;
в) йогурт, пояснительного, съёмки;
г) почтальон, моё, примять.

8. Какое предложение соответствует схеме: , и ? (Знаки препинания не расставлены).
а). Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья и бросал их в траву.
б). Кто-то шепчет и смеётся сквозь лазоревый туман.
в). О новом фильме много писали и мы решили его посмотреть.
г). Мы остановились на большой высоте и любовались неподвижной бирюзой водной поверхности.
II. Тексты для анализа

1А. Перед вами сочинение ученицы. Прочитайте его. Как можно избежать повторения слов в работе и оживить описание? Отредактируйте текст.
Конь был вороной масти. У коня голова была узкая, красивая, а на лбу белая звёздочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперёд, а левую поджал под себя.

1Б. Внести исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.
Один раз я увидела в подъ-
езде на коврике маленького ко-
1
тёнка. Он был весь чёрный, ни 1. Нельзя ли перестроить
одного белого пятнышка. Хво- предложения, чтобы совсем из-
бавиться от слов был, было, бы-
стик у него был маленький, пу- ли или использовать их не три, а
1 один или два раза?
шистый. Глазки у него были
зелёные, большие, умные.
Рядом с котёнком находи-
лось блюдечко с молоком. Он
увидел меня, очевидно, испу-
2
гался и торопливо побрёл к ба- 2. Можно ли «торопливо
3 брести»?
тарее, забирая за собой когот- 3. Может быть, сказать за-
ками коврик. Вид у него в этот цепив?
момент был очень жалкий.

2. Ответьте на вопросы: у кошки волосы или шерсть? Ногти или когти? Кошка кушает или ест? Можно ли сказать о кошке, что она среднего роста? Внесите в данное ниже сочинение необходимые исправления.
У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо.
Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит когти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпусти её или скушает.

3А. Прочитай те отрывок из рассказа А. Куприна «Ю-Ю». Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?
Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

3Б. Прочитайте текст. Найдите в нём художественно-изобразительные средства, помогающие сделать описание ярким и образным.
Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые. Это очень красивый кот. (По Е. Чарушину)
15