Протокол заседания ШМО учителей, внедряющих ФГОС ООО


Протокол
заседания методического объединения учителей, внедряющих ФГОС ООО
24.03.2017 №4
Председатель – Погодина И.В.
Секретарь – Долинина Г.А.
Присутствовали: Богданова Л.Н., Богданова А.А., Володичев А.Н., Долинина Г.А., Захарова Т.С., Лысаков Ю.А., Комина Г.А., Погодина И.В., Тюрикова С.А., Цветкова А.А.
Тема: «Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышение качества образования обучающихся».
Повестка дня:
Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности.
Стратегии смыслового чтения.
Технология смыслового чтения «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Технология проблемного диалога. Из опыта работы.
Отчет по годовой теме по самообразованию.
По первому вопросу слушали Богданову Л.Н.
Она отметила, что в настоящее время проблеме включения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс уделяется большое внимание. Исследовательские умения рассматриваются как сложные умения, состоящие из трех основных компонентов: мотивационного, содержательного, операционного. Лидия Николаевна разъяснила разницу между понятиями «навык» и «умения». Проектные исследования – это эксперимент, выходящий за рамки школьной программы, который ученики выполняют под руководством учителя. Учитель предложила критерии оценивания работы над проектом и критерии оценивания оформления проектной работы. Она поделилась опытом работы над проектами на уроках английского языка, продемонстрировала коллажи. В прошлом году итоговый проект Жигановой Виктории «Профессии», сделанный на английском языке, был одним из лучших.
По второму вопросу выступила Погодина И.В.
Она подробно рассказала об этапах работы с текстом. Предтекстовый этап: формируется или уточняется целевая установка, то есть решаются вопросы «для чего», «зачем читать». Этап планирования деятельности зависит от объема текста, времени, отведенного на работу с ним. Текстовый этап: реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его содержания, структуры, стиля , графической подачи. Послетекстовый этап: осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки. Учитель объяснила как работать с несплошными ( таблицы, графики и др.) и сплошными текстами. Назвала стратегии ( комплекс приемов) смыслового чтения, более подробно остановилась на нескольких: ИНСЕРТ, «Круги на воде», синквейн, « Ромашка вопросов Блума, «Денотатный град», «Ассоциативный куст», «Фишбоун». Эффективным средством отработки техники чтения является антиципация ( предугадывание содержания).
По третьему вопросу выступила Погодина И.В.
Она поделилась опытом проведения уроков по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо. Напомнила этапы урока в рамках этой технологии: вызов, осмысление, размышление. Назвала приемы, используемые в данной технологии. Учитель провела мастер-класс проведения урока литературы по данной технологии приемом «чтение с остановками» по рассказу И.А..Бунина «Роман горбуна». Поделилась опытом проведения уроков литературы , используя прием «6 шляп мышления». На примере урока «Теория Раскольникова – зло или спасение?» рассказала, как строить и проводить такие уроки. Белая шляпа- факты, информация; желтая – положительные стороны; черная – только отрицательные стороны; красная- чувства, эмоции; зеленая- новые идеи; синяя- выводы.
По четвертому вопросу выступила Цветкова А.А.
Она рассказала о технологии проблемного диалога, назвала особенности подготовки к таким урокам. Учитель подробно остановилась на примере проведения урока в 7 классе по рассказу И.А.Бунина «Кукушка», проведенного по технологии проблемного диалога. «Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы» является годовой темой по самообразованию данного учителя. Алла Алексеевна старается проводить уроки проблемного обучения с 5 по 9 класс, имеется большой опыт по данному вопросу.
Слушали отчет по годовой теме по самообразованию Долининой Г.А.
Галина Александровна работала по теме «Проектная деятельность на уроках технологии – средство формирования навыков самостоятельной работы обучающихся». Отчет содержит только теорию по данному вопросу. Было предложено доработать и представить конкретные наработки.
Решение:
Продолжить работу над проектами как средством развития навыков исследовательской деятельности.
Продолжить изучение и внедрение в практику технологий обучения смысловому чтению.
Принять к сведению информацию о стратегиях смыслового чтения.
Председатель: И.В. Погодина
Секретарь: Г.А.Долинина