Стартовый мониторинг уровня сформированности УУД в 1 классе
Стартовый мониторинг уровня сформированности УУД в 1а классе
Составитель: Нечаева Светлана Михайловна,
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №15» города Братска
С 1 сентября 2011 года в 1-х классах всех школ РФ были внедрены стандарты второго поколения. Поэтому, актуальны слова руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова:
«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения».
Теперь в начальной школе учитель должен не только научить читать, писать и считать. На первый план выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера – так называемые УУД, без которых теперь невозможно успешное обучение. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить, чтобы у детей возникли собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД. И прежде, чем учителю отбирать содержание и контролировать учебный процесс с учётом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у младших школьников. Сейчас очень много различных методик диагностик. Я хочу рассказать о тех диагностиках, которые использовала на начальном этапе. В моём выступлении представлены стартовая диагностика и критерии оценивания уровня сформированности УУД у моих мальчиков(в классе только мальчики).
Универсальные учебные действия сгруппированы в 4 основных блока:
Личностные;
Регулятивные;
Познавательные;
Коммуникативные действия.
Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
Личностные УУД обеспечивают умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.
Познавательные УУД обеспечивают умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ.
Коммуникативные УУД обеспечивают умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать друг с другом
Диагностики личностных УУД:
1.«Беседа о школе» (Т.А. Нежновой)
УУД: мотивация, внутренняя позиция школьника, мотивация учения.
2.Методика «Моральные дилеммы» УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами.
3.«Лесенка»
УУД: оценка качеств своей личности, внутренней позиции школьника, выявление уровня развития самооценки.
4. «Оцени поступок» (по Э. Туриелю)
УУД: выделение морального содержания действий.
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Инструкция «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов.
Ступенька 1 – завышенная самооценка. (9 уч-ся)
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставил себя на первую ступеньку, потому что я самый хороший», «Я самый лучший». Некоторые ребя- та не могли объяснить свой выбор. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «тучка и т.д.).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка (16 уч-ся)
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме, папе», «Я хороший, потому что не дерусь, слушаю учителя», «Я хорошо играю с мальчиками». Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребята говорят следующее. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка (1 уч-ся)
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка (1 уч-ся)
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Диагностика регулятивных УУД
1.Методика «Кодирование»
УУД: знаково–символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля.2. Проба на внимание (поиск различий в изображениях)
УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.
3.Корректурная проба
УУД: объём и концентрация внимания.
Продолжительность – 5 мин. Задание: зачеркнуть карандашом треугольники и обвести в кружок звёздочку. По истечению одной минуты учитель подаёт сигнал «черта». Ребёнок должен поставить на таблице вертикальную черту в том месте, где он остановился. И продолжать работу дальше.
Оценка результатов:
2,5 мин. – высокий темп; 3 мин. – средний; 3-5 мин. – низкий.
Диагностика познавательных УУД
1.Методика «Словесно-логическое мышление» УУД: логические действия, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей.
2.Проба на определение количества слов в предложении.
УУД: знаково-символические познавательные действия.
3.Методика «Нахождение схем к задачам.
УУД: моделирование, познавательно-логические, знаково-
символические.
4. Методика «Найди несколько различий» УУД: логические универсальные учебные действия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оценка результатов.
10 баллов – ребёнок справился с заданием менее, чем за 20 сек
8-9 баллов – правильно решил все 4 задачи за время от 21 до 30 сек
6-7 баллов – затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек
4-5 баллов – израсходовал на выполнение задания от 41 до 50сек
2-3 балла – время работы над заданием заняло от 51 до 60 сек
0-1 балл – не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Уровень развития.
10 б. – очень высокий, 8-9 б – высокий, 4-7 б. – средний, 2-3 б. – низкий, 0-1 б. – очень низкий.
Диагностика коммуникативных УУД
1. Методика «Рукавички»
УУД: коммуникативно-речевые действия, действия, направленные на умение работать по словесной инструкции
партнера, действие, направленное на формирование
произвольной регуляции поведения.
2.Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета
мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными
интересами.
3. Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
УУД: действия, направленные на учёт позиции собеседника.
«Рукавички»
Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами НОО.
Picture 415