НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Краснодарский край Красноармейский район
станица Полтавская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Голубев Ю.С.
учитель физической культуры
МБОУ СОШ№4 ст.Полтавская
В связи с прогрессирующим снижением доли здоровых детей проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, среди которых отмечается выраженный рост распространенности морфофункциональных отклонений, хронических заболеваний, снижение функциональных возможностей растущего организма [1].
В целом регистрируемые в обществе в период социально- экономических преобразований негативные тенденции в состоянии здоровья и социального благополучия школьников диктуют необходимость научного поиска оптимальных организационных решений. В настоящее время в педагогических науках, изучающих вопросы организации и содержания физического воспитания школьников, сложилась проблемная ситуация. Она детерминирована все нарастающими противоречиями между потребностями системы школьного физического воспитания в радикальном повышении уровня здоровья учащихся, с одной стороны, и недостаточной научной информацией для успешной практической реализации таких технологий - с другой [2; 3].
В то же время на всех этапах становления современной школы существовал неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. И если на начальных этапах этот интерес в большей мере проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения позитивного здоровья принад- лежит системе образования [3]. Современные научно-практические исследования в области воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях конкретизируют пути формирования у них социально-бытовых, учебных и трудовых умений и навыков, но, к сожалению, недостаточно полно раскрывают особенности процесса формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).
Одной из основных причин неблагополучного состояния здоровья современных школьников специалисты считают недостаток физической активности. Гиподинамия (дефицит двигательной активности) считается серьезным фактором риска возникновения самых различных заболеваний и функциональных нарушений в организме человека. Высокий уровень патологий у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения России. Решать данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу, поэтому значительную часть работы обязаны взять на себя образовательные учреждения. В связи с этим возникает необходимость критического анализа имеющегося опыта оздоровительной работы в системе образования.
Реализация приоритетных национальных проектов в образовании предполагает значительное улучшение системы обучения и воспитания, в том числе и в процессе физического воспитания школьников. Вместе с тем очевидно, что его совершенствование на основе старых концептуальных положений неэффективно, о чем свидетельствуют многочисленные негативные данные о состоянии здоровья, уровне физической и двигательной подготовленности учащихся.
Воздействие комплекса социальных и экологических факторов отражается в неблагоприятных динамических сдвигах здоровья школьников Славянского района. В структуре функциональных отклонений преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, функций желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые и нерв- но-психические нарушения. При этом более половины школьников (55 %) имеют низкий уровень развития жизненно важных физических качеств: силы, ловкости, физической работоспособности, в основном определяющих возможности учащихся в осуществлении рациональных способов жизнедеятельности. Следует отметить, что по мере взросления количество школьников, имеющих недостаточный уровень развития физических качеств, увеличивается.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что современная концепция физического воспитания школьников должна базироваться на фундаментальных общепедагогических и медикобиологических принципах, а также учёте потенциальных психофизиологических возможностей растущего организма.
Перечисленные положения выдвигают необходимость решения важной педагогической проблемы, связанной с обоснованием через эксперимент эффективных подходов и механизмов их реализации по развитию физической культуры и спорта в школьном коллективе. Именно в физкультурно-оздоровительной работе можно формировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни у школьников.
Литература
Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: факторы риска и пути их устранения. - М.: Советский спорт, 2006. — 150 с.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995,-№4. -С. 2-7.
Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. - М., 1996. - 587 с.