Работа с одаренными детьми как одна из концепций по реализации образовательного проекта «ТЕМП» (из опыта работы)

Из опыта работы с одаренными детьми

Автор: Мальцева С.Р., учитель технологии,
в/к, МБОУ СОШ №117, г.Снежинск,
Челябинская область

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека
К.Роджерс
Сл.2 Работа с одаренными детьми как одна из концепций по реализации образовательного проекта «ТЕМП»
(из опыта работы)
Одна из концепций образовательного проекта «ТЕМП» - это работа с одаренными детьми.
Сл.3 Одарённость это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Сущность понятия «детская одаренность» можно представить в виде формулы: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность
Одарённый ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Сл.4 Какого же ребёнка принято считать одарённым?
В настоящее время одарёнными принято считать:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности ;
- детей, хорошо успевающие в школе (академическая одаренность).

Сл.5 Выделяют следующие виды одарённости:
- одарённость в практической деятельности;
- одарённость в познавательной деятельности;
- одарённость в художественно-эстетической деятельности;
- одарённость в коммуникативной деятельности;
- одарённость в духовно-ценностной деятельности.

«Одаренные дети» это особые дети. Задача педагогов - увидеть таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Сл.6 Целостный подход к одаренному ребенку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми представлены на слайде:
- своевременное выявление одарённых детей;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем, на мой взгляд, одарённые дети отличаются от других детей?
- Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность, прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
- Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
- Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления одаренных детей и работы с ними.
Сл.7
·Опыт показывает, что правильно организованная работа дает творчески думающих и способных учениц.
Главные условия это:
- своевременное выявление интеллектуальных способностей;
- качество содержания программного материала;
- уровень профессиональной компетентности;
- дифференцированная работа на уроке;
- разнообразие и адресность творческих заданий.
Сл.8 Работу по выявлению одаренных детей условно делю на 3 этапа.
1 этап - аналитический – в процессе наблюдений на уроках, я выявляю одаренных детей по их интересам и успехам в какой-либо деятельности: учебной, художественной, творческой и т.д.
Цель: подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми, обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную (активность и результативность участия в олимпиадах, конкурсах, выставках)
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы я отбираю и приглашаю к себе на факультативные занятия одаренных детей и считаю наиболее целесообразными групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые игры, исследовательские и практические работы, творческие и проектные задания.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения (участие на научно-исследовательских конференциях, конкурсах)
На данном этапе, как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
Сл.9 Формы работы, представленные на слайде, способствуют проявлению у одаренных детей:
-высокой продуктивности мышления;
-легкости ассоциирования;
-способности к прогнозированию;
-высокой концентрации внимания.

Сл.10 При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
В работе с одарёнными детьми также использую формы, направленные реализацию и развитие их способностей это: предметные недели; олимпиады и конкурсы (разных уровней), интеллектуальные игры; работа с родителями, индивидуальная работа.
Сл.11 Ежегодно мои ученицы успешно принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, выставках, конференциях:
Всероссийская олимпиада школьников (школьный и муниципальный этапы- победители, призеры)
Дистанционные олимпиады всероссийского и международного уровня (Дипломы I, II, III степени)
Региональные конкурсы: «Формула успеха», «Знатоки и умельцы Урала» (Диплом победителя III степени и призер)
Областные конкурсы: «Рождественская сказка», «Золотой ключик» (призеры)
Муниципальный конкурс «Шаг в будущую профессию» (участники) Городская научная конференция молодых исследователей (3 место)
Городские выставки декоративного творчества: «Новогодняя сказка», «Радуга ремесел», «Творчество юных» (1,2,3 места)
Дистанционные конкурсы различного уровня (победители, призеры)
Закончить свое выступление хочу словами В. А. Сухомлинского «В душе каждого ребенка
есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

15