Акценты концепций авторских систем abpbxtcrjuj hfpdbnbz


Акценты концепций авторских систем физического развития
Материал подготовил:
Учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Лицей-интерната № 1 г. Иркутска
Чепелевич Виктор Николаевич
Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания»
• Идея раннего физического развития: раннего плавания, ранней гимнастики, раннего ползания или хождения.
• Грудное вскармливание ребенка до появления первого зуба.
• Близость (физическая) матери к ребенку.
• Увеличение кругозора, возможность практически неограниченного познания мира («не запирать» малышей в коляски и пеленки!). Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов: «Не трогай», «Не лезь» и т.п.
• Запуск всех рефлексов, которые заложены Матерью-Природой.
• Легкая одежда, способствующая развитию системы осязания.
• Обогащенная физкультурная среда – система устройств и приспособлений: 1) оборудование в квартире спорткомплекса В.С. Скрипалева по книге «Стадион в квартире»; 2) свободное передвижение по квартире ребенка-«ползунка»; 3) игры во «взрослые игрушки» – кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и бумагу.
В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»
• Психические процессы (в т.ч. мышление) осуществляются не только корой головного мозга, но и всей моторной телесностью (мышечным тонусом).
• Импульсно-нажимной каллиграфический почерк – почерк, сообразный природе биоритмов человека.
• Валеологически обоснованное рабочее пространство процесса обучения основам наук.
• Борьба с перегрузками и переутомлением.
• Психомоторное и сенсорное раскрепощение учащихся: ликвидация моторно-закрепощенной сидячей учебно-познавательной позы.
Г.П. и Е.В. Воронковы: «Единство физического и умственного развития»
Здоровое тело есть продукт здорового рассудка (Б. Шоу).
А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности»
• Приоритет ценности здоровья и здорового образа жизни.
• Школе – чистый воздух.
• Школа без курения, алкоголя, наркотиков.
• К здоровью – через движение.
Л.Е. Бычкова: «Физкультура как самопознание»
• Необходимо, чтобы ребенок знал, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой.
• Ребенок должен не просто выполнять упражнения, а понимать, что происходит с его организмом.
• Физкультура – это не просто физическая нагрузка, а серьезная теоретическая работа.
Валеологическая концепция
• Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющей сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информация, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда – это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику к учителю приносит здоровье и радость, а не болезни.
• Приведение всех элементов учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей,
• Содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
• Обучение навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
• Помощь ребенку в осознании заботы о нем Мира взрослых, тем самым передача ему ощущения ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения.
• Способствование возрождению семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.
• Сохранение здоровья – приоритет для всего педагогического коллектива и родителей.
Особенности реализации
Обязательные занятия физическими упражнениями предусматриваются программами всех образовательно-воспитательных учреждений и включают, в зависимости от возраста детей, подвижные и спортивные игры, гимнастику, легкую атлетику, лыжи, плавание и др. Они проводятся в определенные часы (1-5 часов в неделю) под руководством штатных специалистов. Кроме того, занятия физкультурой и спортом организуются в разнообразных учреждениях дополнительного образования и на общественно-самодеятельных началах, в зависимости от индивидуальных желаний, потребностей и способностей детей. Эти формы охватывают практически все виды физической культуры и спорта.
В социально-педагогической практике и теории идет поиск решения проблем здоровья детей, создаются различные здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие модульные и локальные технологии, в содержании которых выделяются такие направления:
1. Физическое развитие как составная часть физической культуры осуществляется в технологиях, направленных к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достигать физического совершенства. Этому способствуют частнопредметные и модульные физкультурно-оздоровительные и обеспечивающие безопасность жизнедеятельности технологии.
2. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение, экологические технологии).3. Медико-психолого-педагогическое (технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; медико-гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия). Реабилитация здоровья детей путем оздоровительных дней, периодов, каникул, сезонов.
4. Учебно-воспитательное направление, которое включает валеологические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Единая, достаточно цельная, комплексная технология здоровья ребенка в России еще создается. Отдельные новаторы-технологи делают акценты на различных аспектах.
Б.П. и Л.А. Никитины:
Закаливание с помощью воздействия всех природных условий (солнце, вода, холод, хождение босиком, обтирание и т.п.).
Физические упражнения с повышенными нагрузками.
Разностороннему развитию и сохранению здоровья ребенка способствует включенность его в регулярную и разнообразную деятельность. Для этого в домашней обстановке оборудуются детская спортивная комната, мастерская, общая гостиная.
В спортивной комнате: два турника, канат, кольца, лесенка, гири, обручи, мешочки с галькой, целый угол деревянных кирпичей и несколько полок с куклами, игрушечными зверятами, конструкторами, играми. Над дверью из каркаса старой раскладушки сделано «гнездышко», куда забираются не только свои «птенцы», но и соседские дети.
Мастерская – это большая светлая комната: верстаки и инструменты всех размеров; лаки, краски, химические реактивы, моторы, машины, проволока, фанера, уйма разных железок, деревяшек. Все расположено на стенах, на потолке.
Гостиная: телевизор, пианино, полки с книгами, развивающие игры.
Мониторинг физического развития. Кроме антропометрических данных, отслеживаются «стимулирующие индексы» – прыгучести, скоростной, метательный, силовой. Они характеризуют рост ведущей – скелетно-мышечной системы организма.
В.Ф. Базарный:
Зрение. Методика «зрительных горизонтов».
Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости. Такие занятия, как обучение чтению, математике, письму, ознакомление с явлениями природы целесообразно проводить в режиме максимального удаления от детей дидактического материала, т.е. в режиме «зрительных горизонтов», а по возможности в условиях естественной экологической среды.
Для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция.
Переключение с ближнего зрения на дальнее (изменение форм работы на уроке). Офтальмотренажер.
Моторика. Сенсорное полотно. Пальцевая графика, возвращение к прерывному письму. Письмо перьевыми ручками.
Урок. Построение урока в режиме телесной вертикали и свободного перемещения по классу.
Режим динамических поз при письме и чтении: применение регулируемой конторки вместо парты, переход на уроке (2-3 раза) из положения «сидя» в положение «стоя». Конторка по ширине равна половине парты и позволяет ученику в течение 10-15 минут читать и писать стоя. По высоте конторка и парта должны соответствовать росту ученика (угол наклона 14-180). Ученик стоит на коврике из ткани (запрещается применять резиновые и синтетические коврики), и в течение этого времени его ноги (только в носках) получают своеобразный массаж подошвенной поверхности стоп. Затем (через 15-25 минут) конторка сдвигается на другую сторону парты, ученик садится, а его сосед начинает работать стоя. Если конторка имеется на каждой парте в классе, то смена поз осуществляется по сигналу учителя. Преимуществом «динамических поз» является снижение вероятности чрезмерного наклона головы при чтении и письме, что снижает количество нарушений осанки типа искривления позвоночника и асимметрии плеч, в некоторой степени уменьшает зрительное утомление. Массаж подошвенной поверхности стопы снижает вероятность возникновения плоскостопия.
Систематическое (2 раза в неделю) плавание в бассейне.
Г.П. и Е.В. Воронковы:
Единая система учебной и внеклассной работы по физической культуре.
Учебная дисциплина «Ритмическая гимнастика».
Тренировка общей выносливости, которая по сравнению с другими физическими качествами значительно больше влияет на улучшение здоровья.
Гимнастика до уроков. Физкультминутки на уроках. Подвижные игры на переменах.
Двигательная активность. Спортивные игры, соревнования, турпоходы вместе с родителями.
Использование природных факторов: свежего воздуха, солнца, воды.
Комплексная спортивная площадка с гимнастическим городком, полосой препятствий, футбольным полем, беговыми дорожками, секторами для прыжков и метаний, баскетбольной и волейбольной площадками.
Спортивный зал: нестандартное оборудование (пристенный рукоход, навесные перекладины, дополнительные баскетбольные щиты, зажимы для отработки нападающего удара в волейболе и ряд других). Для учащихся младших классов в комнате группы продленного дня и в рекреации установили «домашний стадион», в зале атлетической гимнастики имеются тренажерные устройства, изготовленные своими силами. Тренажеры помогают моделировать различные режимы нагрузки, выбирать индивидуально-дозированные нагрузки с учетом пола, возраста и уровня физической подготовленности ребят.
А.Ф. Пазухин:
Уроки продолжительностью не более тридцати минут, никаких домашних заданий, первостепенное внимание – физической культуре.
Один рабочий день в неделю целиком посвящается физкультуре, спорту, туризму. Ребята заготавливают лекарственные травы, в школе работает комната ароматотерапии.
Борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек – вторична, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка.
В кабинете аутогенной тренировки ведет прием социальный педагог-психолог; устранить проблемы социальной неустроенности, незащищенности ребенка школа не в силах, но прилагать усилия к их разрешению необходимо.
В школе работают два врача-терапевта, две медицинские сестры, психолог, психотерапевт, стоматолог, логопед, социальный педагог.
Школьный парламент принял свод правил, объединенных девизом «Мы выбираем здоровье!».
На уровне школы:
• Зимний сад (каждый ученик принесет цветок).
• Детский контроль за чистотой помещений, помощь в уборке.
• Клуб нелюбителей курения.
• Детское экологическое общество. Познавая природу, помогай ей небольшими делами. Привести в порядок и оформить школьный двор.
• Школьная реклама здоровья. КВН, конференции на тему здоровья. Соревнования на лучшее знание здорового образа жизни.
• Регулярная школьная газета на тему здорового образа жизни.
В каждом классе:
Дежурство по здоровью: контроль за выполнением самых простых гигиенических правил.
Маленькая живая природа в каждом классе: у каждого ученика свое растение, за которым он ухаживает.
Чистый воздух в каждом классе: уборка, проветривание, разведение растений.
Пятиминутки здоровья.
Класс без курения, алкоголя, наркотиков.
Говорящие стены. Оформление класса высказываниями о здоровье.
Правило: Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт.
Л.Е. Бычкова
Предлагаются такие занятия, в процессе которых ребенок может исследовать себя с помощью некоторых тестов. На основе этого он сможет понять, каковы физические особенности его тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Все эти параметры – часть физической культуры человека. Прослеживая причинно-следственные связи в исследовании – подсчет пульса, выстраивание графика пульса, выяснение зависимости пульса от настроения и нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных ситуациях, что с ним происходит и отчего. Осознание будет началом изменения ситуации.
Педагог (тренер) предлагает ученику работать над собой, дает методики, рекомендации, как прогнозировать, анализировать, строить планы, познавать себя.Важное значение придается питанию на основе научного подхода – о расчете калорий, потребляемых организмом и необходимых для двигательной активности. Эта работа делается в старших классах специально с девушками (в то время, когда их очень волнует собственное телосложение).
Официальные физкультурные нормативы (стандарты) разбиты по классам на низкий, средний и высокий уровни, но они никак не учитывают разницу биологического возраста между детьми, которая для ребят одного класса настолько велика, что уровни (высокий, низкий) не имеют никакого значения, кроме статистического.
Нормативные оценки должны исходить из самочувствия и самоосознания ребенка на данный момент. Поэтому результатом образования становится не соответствие среднестатистическим нормативам по физической подготовленности, а понимание и осознание ребенком того, что от его двигательной способности в этот момент напрямую зависит состояние его психики, работоспособности, а как следствие – состояние его успеха. Ведется лист оценивания и самооценивания (не отметки, а показатели по 11 параметрам). Заключительный этап – написание рефлексивного теста и собеседование по нему с учителем.
Дети, выбирающие физкультуру в качестве выпускного экзамена, занимаются ею два дня по 6 часов ежедневно. И это время позволяет осуществить весь цикл работы над собой целиком – от тестирования своих двигательных способностей, составления графиков, анализа результатов до написания некоего рефлексивного текста, в котором и осмысление итогов, и осознание дальнейших шагов и своего отношения к ним.
Рекомендуемая литература
Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М., 1979.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (часть I). – Сергиев Посад, 1993. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф. Программа экспресс-динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся (часть II). – Сергиев Посад, 1994. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса (часть III). – Сергиев Посад, 1995. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (часть IV). – Сергиев Посад, 1996. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. Методология оздоровления детей и подростков. Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни. – М., 1994.
Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей // Гигиена и санитария. – 1990. – № 4.
Брегг П.С. Формула совершенства. – М., 1993.
Бычкова Л. Физкультура как урок самопознания // Первое сентября. – 2003. – 14 января.
Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю. – М.: Просвещение, 1988.
Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья (Валеология семьи). – СПб.: Союз, 2002.
Иванов П.К. Детка. - М., 1983.
Иванченко В. Тайны русского закаливания. – М., 1991.
Колбанов В.В., Зайцев В.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5.11.97.
Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. – М., 1992.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей / Под ред. В.Я. Сюнькова. – М., 1995.
Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1988.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. – М., 1990.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб., 1998.
Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. – 2000. - №№ 1, 3, 4.
Селевко Г.К. и др. Мониторинг здоровья школьников. – Ярославль: ГАЦ, 1998.
Скрипалев В.С. Стадион в квартире. – М., 1982.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М., 1996.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – СПб.: RETPOC, 1997.
Физическое воспитание в условиях микрорайона сельской малокомплектной школы / Под ред. М.П. Гурьяновой, Н.И. Целищевой (о Г.П. и Е.В. Воронковых). – М., 1991.
Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000.