Методическая разработка урока по литературному слушанию на тему: В. Чаплина Мушка
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников
«Начальная школа XXI века»
Тема урока: Литературное слушание. 1 класс «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
Составитель: Гусева Татьяна Анатольевна
Учебные задачи:
1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
2. Закрепить понятие «рассказ»;
3. Учить выделять особенности рассказа;
4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);
Учебные умения:
1. Правильно называть произведение (фамилию автора, заглавие), определять жанр и тем
2. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
3. Самостоятельно определять тему и жанр;
4. Составлять план текста;
5. Пересказывать текст по плану;
Учебный материал:
рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, модели жанров, книги В. Чаплиной, презентация
Оборудование урока: методическое пособие «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, текст рассказа В. Чаплиной «Мушка», листы для моделирования обложек, модели жанров, цветные карандаши, карточки для парной работы, портрет В. Чаплиной.
Планируемые результаты УУД:
Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.
Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности, сопоставляет (сравнивает) результаты своей работы с образцом
Познавательные УУД: учится слушать текст, понимать содержание прочитанного, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, учиться работать в паре, в группе, оказывать поддержку друг другу.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. 1.Организационно-мотивационный этап. .
Задачи: подготовить к продуктивной работе на уроке.-создать положительный эмоциональный настрой
Проверяет готовность детей к уроку,
настраивает на урок.
. А начинаем мы его с загадки.
Загадывает загадку
«Снова в классе тишина, сидят дети, не дыша!
На лицах удивление, улыбки и смятение!
Чем же так увлечены? Что же делают они?
Задает вопросы.
А почему вы так решили?
. А вы еще не догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Да, сегодня у нас урок слушания.
Какую роль мы будем выполнять?
- Какого слушателя?
- Как это внимательно слушать?
А почему слушать надо внимательно?
. Вам хочется послушать новое произведение?
Тогда слушайте!
Хором проговаривают слова:
«Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок!»
Проверяют всё ли готово к уроку
Слушают загадку
Слушают.
Отвечают на вопросы
Внимательны, сосредоточены.
Слушать какое-то произведение.
Роль слушателя.
внимательного.
Да!
Предполагают,
размышляют
Личностные: формирование личностной заинтересованности самоопределение.
Регулятивные:
Целеполагание; формирование умения организовывать рабочее место.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками, умение слушать и слышать учителя.
2. Чтение учителем произведения
Задачи:
добиться эмоционального восприятия произведения
Учитель выразительно читает произведение
Организовывает работу по первичному восприятию рассказа В. Чаплиной «Мушка»
Дети внимательно слушают и эмоционально воспринимают.
Познавательные:
восприятие прослушанного
Логические- анализ
Личностные
оценивание поступков людей, собаки.
общепринятых норм и ценностей(л); оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие(л);
3.Постановка учебной
задачи.
- Посмотрите, я принесла на урок очень интересную книгу. Может, паучок взялся из неё?
(Показ книги «Муха-Цокотуха»)
- Вам знакома эта книга?
- Может быть, вы знаете, кто её написал?
- Посмотрите, Корней Иванович Чуковский – автор этой замечательной книги. И он сам нам её сейчас прочитает. Сядем поудобнее. Приготовимся слушать сказку.
Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы
4.Построение проекта
выхода из затруднения.
Первичное слушание.
(Слушаем аудиокнигу К.Чуковского «Муха-Цокотуха» в исполнении автора.)
- Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление.
Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Догадались, откуда взялся вредный паучок?
-Что мы сейчас слушали? Назовите жанр этого произведения.
-Понравилась сказка? Какая она: весёлая или грустная, смешная или страшная?
Физминутка.
- Представьте, что вы тоже пришли на праздник к Мухе-Цокотухе. Веселитесь и танцуйте вместе с гостями.
- Вы запомнили фамилию автора сказки?
-Посмотрим ещё раз на портрет этого человека. К.И.Чуковский был высокого роста, с большим любопытным носом, непослушной чёлкой и смеющимися светлыми глазами.
-Как вы думаете, как называется эта сказка? Почему вы так решили?
Молодцы! Вы замечательно работаете сегодня.
Моделирование обложки.
- Давайте нарисуем модель обложки этой книги. Положите перед собой листки и цветные карандаши. Я буду рисовать на доске.
Только что-то я забыла, как это делать? Помогите, пожалуйста.
- Большое спасибо, вы мне очень помогли! Кто будет первым читать модель обложки нашей книги: вы или я?
(Правильное чтение: автор, название.)
Дети отвечают на вопросы
Дети танцуют под весёлую музыку
Перед детьми лежат половинки тетрадных листов в клетку. Дети подсказывают порядок работы:
-это сказка, поэтому в центре рисуем круг;
-сказка о животных – закрашиваем круг коричневым цветом;
-сверху рисуем красную рамочку и в ней печатаем фамилию автора;
-внизу рисуем синюю рамочку и в ней печатаем название сказки.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
7. Вторичное чтение сказки с составлением схемы.
- Прочитаем ещё раз эту сказку вместе. Вы будете мне помогать, хором подсказывать слова. Параллельно с чтением составим схему нашей сказки на обратной стороне листочка с моделью обложки.
(Чтение сказки по строфам и выполнение схемы на листах в приготовленных прямоугольниках с помощью «заместителей».)
1-я часть.
- Какая муха?(добрая, гостеприимная, щедрая). Напечатаем в первом прямоугольнике букву М
2-я часть.
-Гости какие?(Весёлые, воспитанные, пришли с подарками) (буква Г)
3-я часть.
- Какой паучок? (злой, жестокий)
-Какая муха? (испуганная) (печатаем буквы М и П)
4-я часть.
Физминутка - театрализация.
-Представьте себя в роли испуганных гостей. Во время чтения изобразите их поведение и действия.
- Так как все гости спрятались, то четвёртый четырёхугольник на схеме мы оставим пустым. Никого не видно.
- Хорошо поступили гости? Как надо было поступить?
5-я часть.
- Что вы чувствуете, когда слышите эти строки? (Жаль муху. Хочется ей помочь.)
-Какой комарик? (в прямоугольнике буква К)
6-я часть.
- Муха сердилась на гостей?
- Как вы думаете, что лучше: долго сердиться или побыстрее всех простить и помириться? Почему? (буквы М, К, Г)
- Молодцы! Мы закончили читать сказку и составили схему. Кто хочет рассказать сказку, пользуясь схемой?
Чтение отрывков из сказки.
- Как хорошо уметь читать! Можно прочитать любые самые интересные сказки. Мы с вами изучили все буквы, а значит можем прочитать любую строчку из этой книжки, а если очень захотим, то и всю книгу. Я раздала вам страницы раскраски из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Прочитайте строчки и можете разукрасить рисунки на этих страницах.
Дети выходят к доске. Учитель читает, а они прячутся, затем изображают кузнечика.
Слушаем пересказ сказки.
Самостоятельное чтение и чтение вслух
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение.
7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
-Понравился вам урок?
-Что понравилось больше всего?
-Что показалось трудным на уроке?
- Прочитаем ещё раз правильно обложку нашей книги.
- Чем сказка «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского похожа на сказку В.Сутеева «Ёлка»? А чем отличается?
- Какую ещё сказку в стихотворной форме мы читали?
- К.И.Чуковский написал много замечательных сказок, стихов и даже загадок для детей. Посмотрите на эти книги. Среди них есть знакомые вам? Вы можете взять эти книги в библиотеке и почитать дома вместе с родителями.
Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.
Ответы детей
Обе сказки о животных, но у К.Чуковского сказка в стихотворной форме
С.Я.Маршак «Тихая сказка»
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование__
3.Постановка учебной
задачи.
- Посмотрите, я принесла на урок очень интересную книгу. Может, паучок взялся из неё?
(Показ книги «Муха-Цокотуха»)
- Вам знакома эта книга?
- Может быть, вы знаете, кто её написал?
- Посмотрите, Корней Иванович Чуковский – автор этой замечательной книги. И он сам нам её сейчас прочитает. Сядем поудобнее. Приготовимся слушать сказку.
Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы
4.Построение проекта
выхода из затруднения.
Первичное слушание.
(Слушаем аудиокнигу К.Чуковского «Муха-Цокотуха» в исполнении автора.)
- Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
3.Выявление первичного восприятия произведения.
Задачи:
привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста
Задает вопросы
. -Какое мнение сложилось у вас о Мушке?
-История понравилась? Чем?
- Кому не понравилась? Чем?
- Благополучно ли она закончилась?
Высказывают своё отношение к прослушанному,
обосновывают свой ответ.
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
познавательной учебной задачи;
Личностные
наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли
4. Моделировани е первой страницы обложки.
Задачи:
Способствовать развитию умения моделировать обложку рассказа,
определять жанр, тему рассказа, аргументировать свой выбор.
Физминутка
Задачи:
Снять утомление
мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.
Организует работу детей по составлению модели обложки
У каждого на партах лежат модели жанров (по 3 у каждого)
-Определите жанр этого произведения.
-Выберите нужную модель, покажите и докажите, почему вы её выбрали?
Какова тема произведения?
Все ответы правильные, т.к. этот рассказ о дружбе девочки с собачкой.
Сколько же здесь тем?
Что же будем делать?
Ставит перед выбором
Каким цветом надо раскрасить прямоугольник? Почему?
Провоцирует
Сравните свою модель, с моделью на доске. У кого все сделано также поставьте плюс. А что вы так удивлены?
: Посмотрите тогда другую схему. Правильная?
У кого такая же модель поставьте плюс.
Побуждает строить предположения, сравнивать, делать выводы.
А что ещё вы должны показать на модели?
Какое бы вы дали заглавие этому рассказу?
Откройте учебник на странице 132 и прочитайте название этого рассказа, сравните со своим и впечатайте в свой листочек.
Прочитайте фамилию автора.
Этот рассказ написала Вера Чаплина (портрет). Она написала много поучительных рассказов для детей о дружбе человека и животных, о самих детях.
Вспомните, как пишутся фамилии? Впечатайте.
Рассказывает о В. Чаплиной.
Итак, что мы с вами составили?
Что в ней нового?
Что вы прослушали?
Организовывает проведение физминутки
Выбирают модель рассказа
Аргументируют свой выбор
Это рассказ, поэтому надо выбрать модель с прямоугольником, т.к рассказывается о событиях,. происходящих на самом деле
О животных, о детях.
Две.
Возьмем 2 карандаша
Коричневым и желтым. Так как тут 2-е темы.
У вас ошибка, этот рассказ не только о животных, но и о детях.
Да.
Выбирают,
раскрашивают,
приклеивают, сравнивают,
находят ошибку
Фамилию автора и название.
Предлагают свои названия,
работают с учебником
читают название,
фамилию автора,
впечатывают.
Модель обложки
В рассказе появились две темы.
Рассказ о животных и о детях В. Чаплиной «Мушка»
Обобщают
Произносят слова, выполняют движения
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
самоконтроль и самооценка, коррекция.
Познавательные-
моделирование обложки
Логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
сравнение,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
Коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
5.Работа с содержанием произведения и составление схематического плана.
Задачи урока:
Способствовать развитию умения составлять схематический план .
Задает вопросы
Организовывает работу по заполнению прямоугольников
О чем хотел нам сказать автор?
Назовите героев произведения.
-Как звали девочку? (Люда)
-Как звали собачку? (Мушка)
-Были ли другие персонажи в этом произведении?
(Ребята, хозяин собаки, собака)
Па партах лежат прямоугольники. В каждый впишите имя героя, обозначив одной буквой.
Организовывает работу в парах,
индивидуальную работу
А теперь разложите карточки в той последовательности, в которой происходили события.
Получились разные варианты?
Как же нам проверить?
Отвечают на вопросы,
повторяют правила работы в паре,
работа ют в парах
вписывают, обсуждают,
предлагают свои варианты, доказывают, сравнивают
Еще раз послушать текст.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; Познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, составление модельного плана, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; Коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра, овладение монологической речью
6. Повторное слушание. «Чтение с остановками
Задачи урока:
Способствовать развитию умения сопоставлять содержание части с пунктом схематического плана.
-
Организует чтение рассказа детьми по частям и сопоставление содержания части с пунктом плана
В процессе беседы сопоставляется содержание части с карточкой схематического плана.
Первый отрывок читает учитель, а дальше - хорошо читающие ученики, у которых текст напечатан на листочках.
Задает вопросы:
Кто нашел собачку? Люда
О ком говорится во второй части? Мушка
Кто смеялся над Людой? Ребята
Кто испугал ребят во дворе? Собака
Кто подоспел вовремя? Хозяин
Карточки выставляет на доске.
Что у нас получилось?
Слушают,
читают,
отвечают на вопросы,
анализируют,
сравнивают, корректируют.
План пересказа.
Читают план
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения; Личностные:
самоопределение, умение выделять суть нравственных поступков
Познавательные
умение работать с текстом, понимать состояние героев, составлять план
Коммуникативные:
умение отвечать на вопросы, умение слушать ответы, овладение навыками чтения.
7. Составление характеристик героев
«Кластер»
Задачи урока:
Учить
искать в произведении необходимую информацию для характеристики героев, составлять «Кластер»,
корректировать свои ответы;
способствовать развитию умения
рассказывать текст по плану под руководством учителя.
8.Творческая работа.
Задачи:
способствовать развитию творческих способностей детей, учить работать самостоятельно и коллективно.
9.Рефлексия
Задачи:
проверить умение использовать новое содержание совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при выполнении задания.
.
10 Итог урока и самооценка.
Задачи:
осуществлять
контроль за результатами деятельности,
формировать умение оценивать свою работу
11.Домашнее задание
Задачи:
Способствовать обогащению читательского опыта, развитию творческих способностей.
Организует работу детей по составлению характеристик героев.
Задает вопросы.
Что можно сказать о Люде?
Вставляет указанные слова в слайд презентации
- Как выглядела собачка, когда Люда принесла её домой?
Найдите предложение, где сказано об этом и прочитайте.
Как Люда ухаживала за Мушкой?
-Что можем сказать о девочке? Давайте добавим в схему.
Как стала выглядеть Мушка потом?
Почему с ней произошли такие изменения?
Добавляет в схему
Корректирует ответы
Какой поступок Мушки доказывает, что она стала сильной и храброй?
: Ещё раз послушайте, как об этом героическом поступки Мушки пишет Чаплина.
(зачитывает отрывок хорошо читающий ученик)
-Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку?
Найдите это предложение и прочитайте.
-Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку?
-Послушайте, как об этот говорится в рассказе.
(зачитывает отрывок хорошо читающий ученик)
О чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе?
Выслушивает ответы
Перескажите это произведение по плану.
Предлагает творческую работу,
помогает сделать книжку-самоделку.
-А сейчас творческая работа.
- Вам сейчас предстоит раскрасить собачку Мушку и девочку Люду из этого рассказа.
Потом все ваши рисунки мы соберём в нашу книжку – самоделку.
А теперь подпишите свои рисунки, и подойдите все ко мне. Мы с вами создадим книжку самоделку, разработанную учениками 1 класса.
Я поздравляю вас с новой книгой
.
,
Организует рефлексию
Работу в группах,
Предлагает выбрать пословицы
Прочтите, пожалуйста, глазками эти предложения.
- Что это, как вы думаете? (Пословицы.)
- У каждой группы на столе есть несколько пословиц. Выберите из них те, которые как вы считаете подходят к нашему рассказу.
1 группа
(Без труда, не вытащишь и рыбки из пруда.
Преданный друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.)
2 группа
Где смелость, там и победа.
Цыплят по осени считают.
Сражайся смело за правое дело.
3 группа
Друзья познаются в беде.
Где много слов, там мало дела.
Не тот друг кто на пиру гуляет, а тот кто помогает.
4 группа
Где хотенье, там и уменье.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Дружба - великая сила.
5 группа
Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Глаз - трус, сердце - храбрец.
. Какая главная же мысль этого рассказа?
Организует обобщение
-Какое произведение вы сегодня слушали?
Прочитайте обложку.
-Какова тема этого произведения?
-Какой урок вы для себя взяли?
Организует самооценку учебной деятельности
: Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак
-Понравился вам урок?
-Что понравилось больше всего?
-Что показалось трудным на уроке?
.1
Найти книги о дружбе детей и животных;
2).придумать историю о любимом животном и сделать рису_
нок (по желанию).
Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.
Вспоминают,
отвечают,
составляют кластер
Хромая
Худая
Грязная
Слабая
Трусливая пугливая
Читают предложения
Заботливая
Ответственная
Перестала хромать
Поправилась
Блестящая шерсть
Сильная
Смелая храбрая
Преданный друг
Отвечают,
анализируют,
делают выводы,
читают отрывки
Преданность, любовь к девочке
Читают предложения
Нет
Делают вывод:
В трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки
Пересказывают по плану.
Раскрашивают, делают книжку-самоделку,
делятся впечатлениями
подписывают рисунки
Работают в группах, повторяют правил дружной работы,
читают,
совещаются
предполагают,
обсуждают,
приходят к общему мнению,
выбирают отвечающего,
выступают от имени группы,
слушают,
обобщают высказывают свое мнение
Читают обложку,
Обобщают,
отвечают,
оценивают свою работу с помощью цветовых индикаторов
Регулятивные:
Понимание и постановка учебной задачи, коррекция
Личностные:
умение выделять суть нравственных поступков
_ Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, умение отвечать и слушать
Познавательные:
поиск и выделение нужной информации,
рефлексия;
Логические:
установление причинно- следственных связей, аргументация, анализ.
Регулятивные:
понимание учебной задачи, самоконтроль
Коммуникативные:
умение сотрудничать
Познавательные:
выполнение практико- ориентированных заданий
Регулятивные:
понимание учебной задачи, самоконтроль
Личностные:
-формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;
-формирование инициативности и самостоятельности
Познавательные:
понимание позиции автора, формулировка своей точки зрения о героях.
Регулятивные:
Самоконтроль и самооценка.
_Логические:
обобщение,
аргументация.
Коммуникативные
умение овладевать монологической речью:
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315