Статья Мои инновации в образовании

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ «СОШ №2 г. СТРОИТЕЛЬ»
Всероссийский открытый конкурс
«Мои инновации в образовании»


«Обучение в сотрудничестве по системе Л. В. Занкова»



Автор эссе:
учитель начальных классов
Смолка Людмила
Вячеславовна

г. Строитель 2007 г.



Метод обучения в сотрудничестве по системе Л.В. Занкова заинтересовал меня потому, что современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к усвоению нового учебного материала, состояние их здоровья, индивидуально типологические способности учащихся.
От того, какие навыки общения и обучения учитель заложит в самом начале обучения, какие цели он поставит перед ребёнком и родителями, будет зависеть дальнейший успех развития личности каждого ученика, степень сформированности и развития психических функций ребёнка.
Мечта каждого учителя – давать своим ученикам прочные, глубокие знания, развивать логическое мышление, память, привить навыки межличностного общения, взаимоуважения, взаимообучения, создание условий для формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих и в тоже время, не создавать лишних перегрузок ни детям, ни себе. Однако не все мечты сбываются.
С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Это новая обстановка, новые лица, новые формы поведения, новое отношение к нему со стороны родителей (более требовательное). Несмотря на то, что требования к ребёнку очень велики, большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями.
Существует много причин мешающих ребёнку хорошо учиться, одна из них, это неполное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, т. е. неполное развитие его неповторимой индивидуальности.
Однако требования современного общества к выпускнику школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии и постиндустриальном обществе, высоки. Мы должны подготовить ученика таким образом, чтобы он:
- умел думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- обладал критическим и творческим мышлением;
- владел богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Обучение в сотрудничестве по системе Л.В.Занкова даёт возможность наиболее полно реализовать идею индивидуализации в обучении для наиболее полного развития растущей личности и решить целый ряд учебно-методических задач:
- создание оптимальных условий для самовыражения и развития каждого ученика;
- развитие навыков межличностного общения;
- развитие речи, логического мышления младших школьников.
- создать условия для формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Метод «обучения в сотрудничестве» позволяет создать положительную мотивацию к учению, поддержать желание ребёнка превратить свои уроки в моменты радости, которых так всегда ждёт малыш, ждёт с желанием учиться и творить, а при обучении в сотрудничестве это ещё и желание помочь другу, порадоваться за его успех.
Основной педагогической идеей моей работы является обеспечение успешного развития личности каждого ученика на основе сотрудничества педагогов и школьников, на основе взаимного уважения и доверия.
В своей работе по данной проблеме я опиралась на труды учёных:
Л.С. Выготского, Л.В.Занкова В.В.Гузеева, К. Роджерса, С. Шлехти, Б.С. Гершунского, В. С. Леднёва и др.
Я поняла, что главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, что образовательный психологический контакт следует строить исходя из уровня личностного развития каждого ребёнка, опираясь на субъективный опыт ученика.
В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
Суть моей педагогической деятельности направлена на то, чтобы ученик захотел сам приобретать знания, т. е. самореализировать себя в учении в силу сформированности мышления и навыков межличностного общения . Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.
Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Обучение в сотрудничестве отличает четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
При освоении обучения в сотрудничестве мне пришлось опираться на:
уровень готовности к обучению в данной области знания и степень общего развития, культуры, то есть ранее приобретенный опыт;
особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т. п.);
особенности характера, темперамента.
особенности отношений в семье.
Ориентация на особенности личности каждого ученика призвана обеспечить наилучшее усвоение опорных понятий, помочь учащимся свободно оперировать ими и самостоятельно ставить вопросы, соотносить события и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и анализировать.
Закладываются навыки анализа и синтеза, а происходит это эффективно, в сочетании с реализацией принципов развивающей системы Л.В.Занкова. В достаточности степени реализуются один из основных принципов дидактики - принцип доступности учебного материала. Вместе с тем, применения технологии обучения в сотрудничестве позволяет создать условия для самореализации каждого ученика.
Обобщая изложенное, я с уверенностью могу сказать, что обучение в сотрудничестве является мощным стимулом для развития личности и формирования важнейших новообразований младшего школьного возраста (рефлексии, произвольности и способности к саморегуляции).
Использование этого метода будет эффективно, если учитель:
помогает ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
постарается, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать;
организует необходимую и достаточную для формирования необходимого навыка, умения практику;
убеждается, что каждый ученик получает информацию о том, на сколько правильно он выполняет задания по овладению навыком, умением;
стимулирует учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики;
создает ситуации, в которых ученики обязательно добьется положительного результата;
стимулирует подобную практику до тех пор, пока учащийся не почувствует потребность в ее постоянном применении.
(Приложение 1; Приложение6;) Список использованной литературы
Аргинская И.И. Методическое пособие для учителя по курсу «Математика» для 1 классов. – М. – 2003.
Блонский П. П. Психология младшего школьника – Москва – Воронеж, 1997г
Диреклеева Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности – М.: Вербум. – М, 2002г
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология – Красноярск, 1998г
Евстифеева О. В «Индивидуализированный образовательный процесс в школе» // «Завуч» - 2002г №5
Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки к проведению личностно-ориентированного классного часа. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М.: Сфера, 2002г
Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов – М.: Вентана-Граф, 2002г
Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к азбуке, рабочим тетрадям по чтению, тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева.)
Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 и 3-4 классов. – М.: Просвещение, 2004.
Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», 2005.








13PAGE 15


Смолка Л.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2 г. Строитель»

13PAGE 15


13PAGE 14315




15