Статья на тему: Традиции и инновации в современном образовании


Традиции и инновации в современном образовании.
Существование традиций не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию,
которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.
Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.
Я думаю, что в учебном процессе должно быть определённое, выверенное соотношение "старого и нового", традиционного и инновационного, укореняющего знания - и "зовущего вперёд".
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности нашей школы.
Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы
преподавания и формы контроля качества обучения:
В процессе обучения использую:
 Объяснительно-иллюстративные и проблемно-поисковые методы.
 Коммуникативно-развивающие технологии.
 Информационные технологии.
 Исследовательские методы в обучении.
 Технология образовательных проектов.
 Технология проблемного обучения.
Внедряю новые формы контроля качества обучения
 Тестирование.
Для эффективного применения интерактивных технологий, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, учащиеся получают задание для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельно. В выполнении заданий учитывались собственные интересы детей. Весь класс был разделён на группы: информационная, языковеды, литераторы, чтецы, аналитики, экологи. Работая индивидуально, в парах и малых группах учащиеся получили дополнительные знания, выполнили ряд творческих заданий. Организованная таким образом работа над восприятием художественного произведения ведёт к улучшению навыков чтения, вызывает интерес, развиваются морально-эстетические чувства, творческие способности детей.
Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Традиционное обучение
1. Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся к уроку.
Инновационное обучение:
1. Создание эмоционального настроя. Введение в работу. Цель: мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности.
Традиционное обучение
2. Проверка выполнения домашнего задания. Цель: проверка домашнего задания.
Инновационное обучение:
2. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности. Цель: организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.
2+2+2+2+2+2=12 3+3+3+3=12 4+4+4=12 6+6=12
Реши задачу.
126 весёлых медвежат
В школу на урок спешат.
И для счёта по 3 шишки
Подобрали наши мишки.
Подсчитать они забыли
Сколько шишек притащили?
Традиционное обучение
3. Сообщения темы и целей урока. Цель: сообщение темы и цели урока .
Инновационное обучение:
3. Создание проблемной ситуации. Цель: создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
Традиционное обучение
4.Объяснение нового материала. Учитель сам объясняет новый материал урока.
Инновационное обучение:
4.Поиск решения проблемной ситуации. Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. Традиционное обучение
5. Первичное закрепление. Цель: организация усвоения обучающимися нового учебного материала.
Инновационное обучение:
5. Первичное закрепление с проговариванием. Цель: организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
Традиционное обучение
6. Самостоятельная работа. Цель: выявление качества и уровня ЗУН.
Инновационное обучение:
6. Самостоятельная работа с самопроверкой ( взаимопроверкой).Цель: организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого;Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления..
Традиционное обучение
7. Обобщение и систематизация знаний. Цель: организация деятельности обучающихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые.
Инновационное обучение:
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
Традиционное обучение
8.Итог урока. Цель: подведение итогов урока.
Инновационное обучение:
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы для рефлексии:
- Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание :
Обязательная часть – посильную для каждого ребёнка на вариативной основе и с творческим компонентом. Необязательная часть.
Традиционное обучение
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: сообщение домашнего задания; инструктаж по его выполнению.
Инновационное обучение:
Информация о домашнем задании входит в этап рефлексии учебной деятельности.
Физкультминутка
Обязательный этап урока.