Статья Инновационные подходы в образовании
Инновационные образовательные технологии в преподавании
Х.У. ДжабароваГород Сарыагаш, ЮКО, Республики Казахстан
Khalida.60@mail.ru В работе автор освещает стратегии и методы новых подходов в обучении и преподавании, раскрывает эффективность методов менторинги и коучинга в сфере образования.
In this work the author elucidate the strategy and methods of new approaches in teaching. Throw light oneffectiveness of mentoring and Coaching in the sphere of education.
Баяндамада оқытутың мақсаттылығы мен оқыту үдерісінде инновациялық технологияларды қолданудың тиімділігіне жан- жақты тоқталынған. Сонымен қатар, инновациялық әдістердің философиялық және әдіснамалық негіздемесі келтіріліп, практикалық қолданысы кеңінен сипатталады. Интербелсенді әдістердің нәтижелілігін кең қамтыған. Оқыту мен оқу үрдісінде сыни тұрғыдан ойлауға үйретуге бағытталған әдістерді қолдану бойынша мұғалімнің жеке іс- тәжірибесінен нақты мысалдар келтірілген.
Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
Ян Амос Коменский.
Современная жизнь требует от человека компетентности во всех сферах, умения практически использовать свои теоритические знания, свой интеллектуальный потенциал.
Глава нашего государства подчеркивает, что развитие образования является одним из приоритетов Казахстана. Он отмечает, что страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Поэтому учительству необходимо изменить свое мировоззрение, отношение к результатам своей деятельности.
Чтобы стать успешными в информационном пространстве, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости. В этой связи перед учителями стоит ряд задач для достижения эффективности обучения. Учитель должны:
Уметь обеспечивать персональную обратную связь учащихся.
Хорошо знать, как происходит обучение, иметь представление об уровне мотивации отдельных учащихся, о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы.
Обладать прочными навыками в области информационных технологий и методики их использования как эффективного инструмента преподавания.
Совершенствовать свои профессиональные способности, участвуя в коучингах и менторингах в рамках своей школы, а также в рамках сетевых профессиональных сообществ.
Прежде, чем говорить о повышении компетенции учителя в современной школе, необходимо обратиться к определению слова «компетентность». В словаре иностранных слов есть следующее определение: «Компетенция (с латинского «соответствие, соразмерность») – круг полномочий какого – либо учреждениями, опытом». Компетентный, по Ожегову, - это знающий, осведомленный, авторитетный в какой – нибудь области человек.
Школа, как никакое другое учреждение, нуждается в компетентных кадрах. Видный педагог – практик Ш.А. Амонашвили компетентного учителя называл «мастером педагогического дела». В его книге «Единство цели» есть такие строки: «Быть мастером педагогического труда - значит владеть методикой, технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе, постоянно искать пути разрешения проблем обучения и воспитания». Учителю необходимо жить своей профессией, познавать свои педагогические обществу. Какой учитель, такое и общество. Постоянная работа над собой, стремление к самосовершенствованию является обязательным в данной профессии. «Тот, кто мало знает, малому может и учить». Эти слова принадлежат великому дидактику Коменскому, и они не теряет своей актуальности. В современных условиях знания являются гарантом успеха и процветания общества. Современный учитель - постоянно ищущий, штудирующий «вечный студент». При подготовке к уроку он пользуется не только учебником, но и объёмной дополнительной литературой. Сейчас источников информации очень много. Дети, что – либо услышав, в силу ещё неразвитого мировоззрения могут недопонимать. За разъяснениями дети очень редко обращаются к родителям, скорее они спросят это у учителя и , скорее всего на уроке. Учитель должен быть в курсе новых открытий, новых гипотез, должен быть готов дать разъяснения на возникающие у детей вопросы.
В повышении компетенции учителя большую роль играют специальные научно – методические журналы. В современном мире недостатка в периодической печати нет. Для казахстанских учителей доступно около восьмидесяти методических изданий и ещё больше научно – популярных. Они являются для учителей и советником и помощником. В них можно найти разъяснения по новейшим технологиям, информацию о научных достижениях современности, исторические справки. А также через эти журналы каждый учитель может поделиться мыслями и педагогическими идеями. Компетентный учитель – личность открытая как для учеников, так и для своих коллег. Чем больше общение, тем богаче педагогические секреты, пусть и небольшие , но проверенные опытом. Учитель должен делиться этим опытом и самому быть восприимчивым к новшествам. Сейчас век информации. Компетентному учителю интересны новшества педагогики, новые педагогические технологии не только отечественных новаторов, но и зарубежных. Учитель первоиспытатель теоретических рекомендаций, он может доказать их правильность и жизнеспособность, либо опровергнуть их. Но как эти знания преподать? Дать их в готовом виде, либо направить учеников на собственной поиск? Современная педагогика все более останавливается на втором варианте, считая его более результативным. Готовые знания, которые требуют только усвоения, быстро забываются. Развивающее обучение дает больше положительных результатов. Учитель должен владеть методикой логических приёмов, научить анализировать, синтезировать, обобщать и делать выводы. Такие знания необходимы детям их дальнейшей жизни, может даже больше, чем их конкретные познания в различных науках.
Педагогика очень тонкая материя, связанная с детьми, с их очень тонким внутренним миром. Ребенок только тогда откроется учителю, когда он будет ему доверять. Знания психологии детей может стать гарантом успехов не только в воспитании, но и образовании в целом. Компетентный учитель – это не только предметник, но и психолог, и воспитатель одновременно. Личность может быть воспитана только личностью. Чем ярче как личность учитель, тем значимее для общества будут его ученики. Он сможет воспитать всесторонне развитую личность, востребованную в очень сложное современное время.
Весь мир мобилен, технически «упакован», как говорят молодые. Сейчас работать по – старому нельзя. Школа не исключение. Нужно идти в ногу со временем. Современные школы имеют неплохое техническое оснащение: мультимедийные кабинеты, интерактивные доски, подключение к Интернету. Ещё недавно мы об этом и не мечтали. А сейчас это возможно и реально. Чуть ли не в каждой школе Казахстана по полностью оснащенному мультимедийному кабинету. С этого года в нашей школе, как и в других школах, по пять интерактивных досок. Учителю необходимо уметь работать на новейших технических средствах обучения, пользоваться электронными учебниками, хорошо в них ориентироваться . Электронные учебники представлены очень широко, есть и наши отечественные и российского производства. Желательно, чтобы учитель был в курсе новейших разработок. Ученик должен получать необходимую информацию от своего наставника. Это веление времени. Очень много преимуществ новейших ТСО: ярко, интересно, удобно, мобильно, экономит время учителя и разгружает от проверок тестов. Любая информация может быть использована на уроке. Если учителя не устраивают готовые электронные учебники, он может создать свой, в который он внесет любую информацию, рисунок, фотографию, записать свой голос или любое другое звуковое сопровождение. Использование электронных тренажеров, кроссвордов вносят в урок элементы игры. Что может быть лучше, чем учиться играючи. Это оживляет любой урок, повышая интерес к предмету в целом. Современных детей мало чем можно удивить, заинтересовать, но это надо сделать.
Мы должны стремиться к компетентности, не быть случайными людьми в школе. Педагогические задатки, несомненно, могут играть большую роль в профессии учителя. Но всё же педагогами не рождаются, педагогами становятся. И в этом становлении рука об руку идут любовь к детям, любовь к знаниям, любовь к самой гуманной профессии на свете. От того, какие мы, зависит будущее наших детей. Всего общества и государства.
Цель системы образования РК - способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, готовой решать главные социально – экономические проблемы на благо и во имя человека. В настоящее время Казахстанское образование находится на этапе перехода к новой модели образования, ориентированного на результат, на практическое применение полученных знаний. Слишком большая ответственность лежит на плечах учителя. Мы просто обязаны соответствовать своему социальному предназначению.
И вновь я хочу процитировать слова Амонашвили: «Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмеримые с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное».
Современный учитель является фасилитатором , направляющим к источнику знаний. Для достижения результативности, он должен сам обладать широким спектром знаний. Считаю, что трехуровневые курсы при «Назарбаев интеллектуальных школах», ЦПМ и «Орлеу» по Программе Кембриджского университета окажут положительное влияние на профессиональный рост казахстанских учителей, на обогащение их методического арсенала.
Я прошла курсы I уровня в ЦПМ г. Шымкент с августа по ноябрь 2013 года. Занятия проходили очень насыщенно. Лекции сменялись практическими занятиями. На первом вводном занятии наша тренер Сауле Романовна Матаева умело познакомила нас друг с другом: за полчаса мы узнали об увлечениях, интересах, предпочтениях своих сокурсников. В этот же день мы познакомились с достижениями в мировом образовательном пространстве, о государствах, которые на первый план выдвигают развитие образование. Тронули за душу слова из японской притчи: «Встретился на пути учитель – отступи на три шага, но смотри – не наступи на тень учителя!» А на практических занятиях заполняли постеры на темы «Идеальный ученик», «Идеальная школа», «Меняется мир, меняемся мы», а наши спикеры защищали их.
Каждый день мы получали массу новой информации, обсуждали на занятиях и мысленно примеряли к своим школам, к их условиям, перед глазами появлялись коллеги, которые поддержат и те, которые будут «сторонними наблюдателями». Узнав о процессах коучинга и менторинга, вспомнила о наставничестве, о своих наставниках, которые сыграли немаловажную роль в моём профессиональном становлении.
Процессы коучинга и менторинга могут оказать существенное влияние на повышение эффективности преподавания, так как учителя могут совместно составлять планы уроков с учетом мнений опытных коллег, вводить коррективы, анализировать достоинства и недостатки учебного процесса. Приехав на практику в свою школу, я собрала коллектив, рассказала о 7 модулях Кембриджской Программы, попросила коллег ответить на вопрос: «Для чего нужны изменения?». Рассказывая о новых подходах в образовании, отметила, что на современном этапе высокое мировое признание получила конструктивистская теория (Hattie 2009), цель которой состоит в том, чтобы достичь более основательного понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне класса. Конструктивистская теория в области преподавания требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей и практических навыков у учеников.
Учащимся должна быть предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание в условиях взаимодействия со сверстниками. Далее я отметила, что успешным учитель будет при наличии «трёх помощников учителя»: (Shulman 2007) головы, руки, сердца – профессионального понимания, практических навыков преподавания, профессионально – нравственной целлостности. Ознакомив с целью своей практики, пригласила учителей в творческую группу, которая будет вносить изменения в жизнь школы, знакомить с 7 модулями Программы, с методами и стратегиями новых подходов в образовании, их особенностями. Особый акцент я сделала на развитии критического мышления, так как не все учащиеся умеют высказывать свою точку зрения, отстаивать своё мнение.На заседании творческой группы мы продемонстрировали ролики «Школа будущего», «Дом будущего», ознакомили с результатами вводного анкетирования учителей, старшеклассников и их родителей. Респонденты открыто высказали своё мнение по проблемам школы. Коллеги поняли, что мир меняется, поэтому необходимо вносить изменения в работу каждого. Целью мое практики ( слушателя I уровня) было составление плана развития школы, создание профессионального сообщества, которое в будущем может перерасти в сетевое сообщество. Хочется отметить, что мои коллеги ( те, на кого я рассчитывала) с ответственностью отнеслись к моим предложениям о проведении коучинг – сессий , серии последовательных уроков. На заседаниях я старалась ознакомить с теоретическим курсом как можно шире: рассказывала о каждом модуле, о преимуществах работы в группах, о влиянии критического мышления на развитие творческих способностей, на развитие творческого мышление, о типах бесед, об открытых и закрытых вопросах. Ознакомившись с этим материалом, провели ряд интересных коучинг – сессий на темы «Формы оценивания», «Диалоговое обучение», «Метод исследования Lessonstudy», «Работа с талантливыми и одаренными». «Работа во взаимодействии», «Учёт возрастных особенностей».
Учителей стали привлекать эти занятия, и с каждым разом их становилось больше. На своих менторингах я рассказала, что требованиями новых подходов являются обязательная постановка достигаемых целей – SMART планирование ожидаемых результатов, введение модулей в учебный процесс, обеспечение обратной связи учащихся и обязательная рефлексия учителя на своё занятие «по горячим следам». В ходе практики я старалась узнать мнения учащихся – проект ДжиинРаддок « Голос ученика». Ребята отмечали, что хотят как можно больше таких уроков, где чувствовалось сотрудничество учителя и учеников, их взаимное доверие, обоюдное желание достичь успеха. На стикерах ребята не только выставляли себе и товарищам оценки, но и высказывали свои пожелания в адрес учителей. Обратная связь дает учителю представления о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах учащихся. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважение и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. Необходимо помнить! Обратная связь должна быть позитивной. Чтобы достичь реального успеха, учащийся должен научиться самооценке с тем, чтобы «понимать основную цель своего обучения и что нужно делать для достижения этого успеха».
На своих уроках я применяю методы и стратегии критического мышления, так как они позволяют развивать речь учащихся, умение творчески мыслить, обогащают их словарный запас. Ребята с удовольствием составляют синквейны, заполняют постеры, а также любят работать с ключевыми словами. Стратегии КМ «Шесть шляп», «Фишбоун», «Инсерт», «Зигзаг» никого не оставляют равнодушными. Даже учащиеся со слабой мотивацией стараются внести вклад в работу своей группы, высказывая небольшие реплики, составляя предложения. С большим интересом учащиеся принимают участие в ситуативных диалогах, которые позволяют повысить познавательную мотивацию.
Список использованной литературы качество
1. А. Кусаинов. образования в мире и в Казахстане. Алматы 2013.
2. С. Ожегов. Словарь русского языка.
3. Интербелсенді әдістемені ЖОО да қолдану мәселелері. Алматы 2013.
4. Руководство для учителя (учебное пособие для слушателей I уровня курсов НИШ. Астана 2013.