Материалы для педсовета Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа
Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно - деятельностный метод обучения.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
В программе ОУ в соответствии с ФГОС должны быть сформированы следующие УУД:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем
- технологическая компетентность
- готовность к самообразованию
- готовность к использованию информационных ресурсов
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, что на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
- ориентацию на ФГОС;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет, и не может быть какой-то одной, универсальной технологии.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1.Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.), о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук
4. Принцип минимакса - школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»
5.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения
6. Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности (ситуация успеха, настрой на творческое дело)
Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача
- учебные действия
- действия самоконтроля и самооценки.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:
Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания → Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельная работа с проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль (принцип минимакса) → Решение задач на повторение
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций
Использование активных и интерактивных методик
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. Для учителя это означает, что он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Учителя волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?
Системно-деятельностный подход, включающий в себя следующую последовательность деятельностных шагов, дает ответ на вопрос «Как учить?»:
- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- рефлексия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии.
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать можно только в процессе деятельности.
Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия… И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно-деятельностного подхода.
Школа не изменится от появления новых учебников, программ, концепций и даже новых стандартов. Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность, образ мышления.
Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
Типология уроков в дидактической системе
деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
-уроки «открытия» нового знания;
-уроки рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
-уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к урокам
Урок открытия новых знаний
I. Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
III. Выявление места и причины затруднения
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами
(алгоритмом, понятием и т.д.).
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1)Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для
реализации поставленной цели.
V. Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
VI. Первичное закрепление во внешней речи
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
IX. Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Урок рефлексии
I. Мотивация к учебной деятельности
Сформулировать основную образовательную цель урока.
Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)
Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).
Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.)
Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.
Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.
Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.
Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией в каждом задании используемого эталона (обозначение актуализированного способа действия).
Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).
Мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности.
а) с целью коррекции результатов деятельности;
б) с целью самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.
III. Локализация затруднений
1) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися места затруднения.
2) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.
Для учащихся, не выявивших самостоятельно место затруднения:
3) Организовать выявление места затруднения по подробному образцу.
Для учащихся, не выявивших самостоятельно причину затруднения:
4) Организовать выявление причины затруднения по эталону для самопроверки.
Для учащихся, получивших верные ответы в с.р. № 1:
5) Организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании (по эталону для самопроверки).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1) Организовать уточнение учащимися цели своих будущих действий.
2) Организовать формулирование учащимися шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
3) Организовать выбор средств достижения поставленной цели.
V. Реализация проекта выхода из затруднения
Организовать реализацию построенного плана действий:
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать самостоятельное исправление ошибок.
Для учащихся, которые смогли самостоятельно исправить свои ошибки:
2) Организовать конструирование и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).
Для учащихся, которые не смогли самостоятельно исправить свои ошибки:
3) Организовать исправление ошибок с помощью эталона для самопроверки.
4) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).
5) Организовать самопроверку заданий по образцу.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
6) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.
VI. Обобщение затруднения во внешней речи
Организовать обсуждение типовых затруднений.
2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1
(учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки).
2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.
3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
4) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению
следующих тем.
IX. Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
2) Организовать проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать вербальную фиксацию мест и причин (способов действий) возникших на уроке затруднений.
4) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).
5) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей учебной деятельности.
6) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
7) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
3. Урок общеметодологической направленности
(Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода)
4. Урок развивающего контроля
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
В чем же новизна современного урока?
Место в образовательном процессе
- Информационное образование
- Домашнее образование
- Дополнительное образование
Структура
Традиционный урок
Орг.момент
Проверка д/з
Объяснение нового материала
Закрепление
Современный урок
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока (Мотивация)
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия
Содержание
- Теория в практике (а не от теории к практике)
- Общее в частном (а не от частного к общему)
- Целое в части (а не от частей к целому)
- От задач к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Организационные формы
- Индивидуальные
- Групповые
- Парные
- Дифференцированно-групповые
- Фронтальные
5. Закрепление и коррекция
Нетрадиционные формы урока
Методика
- Проблемное обучение
- Исследовательское обучение
- Проектное обучение
- Развивающее обучение
- Личностно-ориентированное обучение
- Рефлексивное обучение
- Продуктивные технологии
7. Средства
- ЭОРы
- ТСО
- Динамические пособия
8. Результаты
УУД:
- личностные
- метапредметные
- предметные
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.