Педсовет на тему Модель выпускника начальной школы и портфолио учащихся
Выступление на ПЕДСОВЕТЕ
Здравствуйте ,уважаемые коллеги ,тема сегодняшнего педсовета «Модель выпускника начальной школы и портфолио ученика».Но начать его я хочу со слов Конфуций «Учитель и ученик растут вместе».
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
«Модель» выпускника начальной школы (4 класс).
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только на статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его дитя училось в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.
Не стоит забывать, что сейчас у выпускника начальной школы должно быть портфолио. Что такое портфолио?
Портфолио -это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социально-коммуникативной и др. и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Многие задаются вопросом: «Зачем нужно портфолио в начальной школе?»
Портфолио помогает решить важные педагогические задачи такие , как :
-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
-формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий прогресс ученика должен быть зафиксирован».
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жёстких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.
ПОКАЗ портфолио
Я провела опрос по выявлению ,какое портфолио удобней в использовании и получила следующие результаты. Вы согласны с этим мнением?
В своей профессиональной деятельности я буду использовать портфолио «папка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы, посвященной модели ученика и применение портфолио в обучении убедительно показывает, что каким должен быть ученик по окончанию 4 класса . В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Я считаю, что метод Портфолио необходимо применять и в старшей школе для повышения образовательного рейтинга выпускника школы. И тогда
АТТЕСТАТ + ПОРТФОЛИО = Образовательный РЕЙТИНГ выпускника начальной школы.
Закончить свое выступление хочу словами Л.Сенека «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).
Раздаточный материал