Инновационные подходы в организации занятий в дополнительном образовании «Организация внеурочной деятельности по информатике» (5-8 класс)
Инновационные подходы в организации занятий в дополнительном образовании
«Организация внеурочной деятельности по информатике»
Содержание
Пояснительная записка
Методическая разработка мастер-класса «Создание анимации»
Заключение
Пояснительная записка
Сегодня развитие деятельностных компетенций для школьного образования становится всё более актуальным. Поэтому сейчас в школе неотъемлемой частью образовательного процесса становится внеурочная деятельность, расширяющая рамки образовательной программы.
Внеклассная работа по информатике в нашей школе реализуется через: проведение индивидуальных занятий и консультирования (работа в сети Интернет, сканирование материалов, подготовка докладов и презентаций); участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах; проведение декады математики, физики и информатики (КВНы, игра «Сто к одному», викторины, тематические вечера); подготовку к ЕГЭ; организацию групповых занятий.
Организация групповых занятий – это основная внеурочная работа по информатике. Она поможет учителю выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету. Так сотрудничество с «Открытым молодёжным университетом» г. Томска позволило не только освоить с помощью специально разработанных компьютерных учебников и рабочих тетрадей курсы по программам: «Юный дизайнер», «В мире Flash», «Современные web-технологии», «Уроки Photoshop» и «Компьютерный дизайн: web-дизайнер», но и побывать, имея зачетные книжки, в студенческой атмосфере, а по окончанию получить сертификаты и в следующем году по желанию продолжить обучение.
Желающих получить такое образование много, поэтому многие школы могут столкнуться с такими проблемами как: невозможность организации занятий в удобное для учащихся время из-за недостаточного количества кабинетов, их занятости, нехватки компьютерного оснащения, а также дорогостоящего специального программного обеспечения и платной основы курсов.
И не менее важно, чтобы внеурочное образование детей согласовывалось с ними, а не останавливалось на выборе родителей и учителей!
Так, как в программах по информатике во второй ступени дети обучаются только простому рисованию в графических редакторах и создании мультимедийных презентаций, а районные конкурсы по созданию электронных открыток для этого звена предполагают умения создавать графическую анимацию с использованием графических редакторов. Сотрудничая с 2010-2011 учебного года с Открытым Молодёжным Университетом г. Томска и имея опыт проведения занятий по комплексным образовательным программам «Школьный университет» во внеурочное время, решила провести мастер-класс для всех школьников, желающих научиться создавать электронные открытки с анимацией.
Методическая разработка мастер-класса «Создание анимации»
Цель: сформировать у учащихся умения создавать Gif-анимацию
Задачи:
Образовательная: ознакомить с понятием «анимация», сформировать знания о видах анимации и способах их создания.
Развивающая: развить познавательный интерес и творческие способности самостоятельной работы.
Воспитательная: воспитывать внимательность и усидчивость.
Оборудование: проектор, экран, компьютеры.
Программное обеспечение: графические редакторы Paint, Gimp.
План занятия
Организационный момент – 2 минута.
Актуализация знаний – 3 минуты.
Постановка целей – 2 минуты.
Практическая работа – 10-20 минут.
Подведение итогов. Рефлексия. – 3 минуты.
Ход урока
Организационный момент: приветствие учащихся. Чтение четверостишия (собственного сочинения):
Каждый из нас рисовать хоть чуть-чуть, да умеет.
И на альбомном листе, и в компьютере смело.
Но оживлять картинку не всякий сумеет,
Сегодняшнее занятие вам этот секрет откроет!
Актуализация знаний: Речь учителя:
Сегодня каждый из нас слышал название «анимация», и вы прекрасно понимаете, что оно означает. В самом простом представлении, анимация – это набор картинок, последовательно показываемых зрителю. И если каждая следующая картинка чуть-чуть отличается от предыдущей, а сами картинки друг друга сменяют очень быстро, то создается ощущение плавного движения, картинка оживает. Причём, каждую отдельную картинку принято называть кадром. Так, рисуя кадр за кадром, можно создать анимированную картинку, и даже целый мультфильм. Наверное все заметили, что мультфильмы, которые смотрите, имеет различное графическое изображение и анимацию. В зависимости от того в каком графическом редакторе вы будете создавать движущиеся картинки, можно выделить Gif и Flash анимации. Flash-анимацию можно создать только программном обеспечении Macromedia Flash, которое является платным. В этой программе можно рисовать не только отдельные кадры, но создавать анимации формы (например, превращения круга в прямоугольник) и анимацию движения объектов. К сожалению, эта программа имеет бесплатных аналогов. Для создания анимации сегодня мы будем использовать графические редакторы Paint и Gimp.
Постановка целей:
С понятием анимация и кадр познакомились? Как создавать анимации узнали? И теперь осталось? Перейти к практической части создания с помощью графических редакторов Paint и Gimp Gif- анимации на примере прыгающего смайлика.
Давайте правильно сядем за компьютеры, включим компьютеры, подумаем, сколько и какими будут наши кадры, где мы их будем создавать. Давай на доске изобразим их, а затем будем приступим к работе. Пусть будет пять кадров:
Практическая работа (дети выполняют действия учителя, демонстрирующие на проеторе):
Создадим 5 кадров анимации в графическом редакторе Paint следующим образом:
С помощью эллипсов, кисти, распылите и заливки создадим 1 кадр.
Сохраним в созданную папку «Анимация ФИ» в моих документах:
Имя – 01 (означает первый кадр). Тип файла – JPEG.
Не закрывая программу, с помощью инструмента выделения, вытянем вдоль и поднимем повыше наш смайлик. С помощью ластика, кисти и распылителя изменим прическу, расположение рук, закроем один глаз:
Сохраним как! в ту же папку, изменив номер кадра на 2. Для наглядности, включим вид «Эскизы страниц»:
Подобные действия проведём для создания следующих трёх кадров. Убедимся, что в папке 5 кадров есть и закроем программу. Важно, чтобы тень на рисунке оставалась на одном месте, и смайлик не смещался относительно центра.
Создадим Gif-анимацию в графическом редакторе Gimp следующим образом:
Откроем программу Gimp через пуск(все программы.
Откроем слоями (кадрами) пять созданных изображений.
С помощью меню Окно ( Прикрепляющие диалоги ( Слои, убедимся, что все кадры. С мощью мышки, разположим в правильном порядке. Фон – это первый кадр (можно создать копию слоя фон и переименовать кадр в 1, а слой фон удалить).
Теперь сохраним в виде анимации: Файл ( Сохранить как. Выберем формат Gif, имя файла «анимашка». Нажмём сохранить.
Экспортируем файл, задав параметры: Сохранить как анимацию. Нажмем на кнопку экспорт, возможно придётся, обрезать кадры. Выбираем расположение кадра: Один кадр на слой. Нажимаем кнопку сохранить.
Анимация готова! Закрываем программу Gimp.
Подведение итогов. Рефлексия:
Теперь посмотрим на работы, откроем файл «анимашка» через программу просмотра изображений и факсов или через браузер.
Посмотрим работы друг друга. Теперь вы можете создать свою собственную анимацию или мультфильм. Надеюсь, вам мастер-класс понравился! Теперь вы знаете, как создавать анимацию и можете участвовать в конкурсах по созданию электронных открыток с анимацией. Желающие познакомиться с Flash – анимацией, могут обучиться по комплексным образовательным программам «Школьный университет» Открытого Молодёжного Университетом г. Томска во внеурочное время, на платной основе.
Спасибо за урок!
Заключение
Данная авторская методическая разработка знакомит с практической технологией создания анимации на основе бесплатного программного обеспечения, доступного каждому. Она ориентирована на учащихся 5-8 классов и полезна педагогам в процессе преподавания компьютерной графики. Продолжительность мастер- класса: 20-30 минут.
После проведения мастера класса, некоторые учащиеся приняли участие в конкурсах по созданию электронных открыток с анимацией.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115