Методические рекомендации учащимся по выполнению творческих проектных работ 
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
 «Центр детского творчества»  г. Абакана
Методические рекомендации  учащимся
по выполнению творческих 
проектных работ 
(для учащихся среднего и старшего звена)
                                                                       Подготовила 
педагог дополнительного образования
Иванова Людмила Ивановна 
                           Абакан  2016
Методические рекомендации ученику
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка, которая дает возможность проявить свою изобретательность и реализовать свои способности. 
Любой проект предполагает шесть пунктов – шесть букв «П»:
Проблема.                                                            
Планирование (проектирование).                      
Поиск.   
Продукт.
Портфолио.
Презентация.
                                                               Пункт №1 Проблема.   Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. 
 Как выявлять проблемы?
Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
Как выбрать тему?
Вопросы в помощь при выборе темы:
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Тему проекта надо записать.
Цель.  Цель – это мечта, которая должна осуществиться к точно определённому сроку. На основе выявленной  проблемы, ставится цель проекта.  Цель должна звучать емко, лаконично и отражать тему проекта.
Когда  ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен).
Пункт №2 Планирование. «Только тот, кто  планирует, может и организовать» (аксиома менеджмента)
 Перед началом работы нужно обязательно составить  предварительный план действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта. Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, необходимо составить  схему обдумывания проекта, в которой отражаются основные вопросы выполнения работы. Однако надо помнить, что при проведении творческой работы этот план возможно придётся изменять и совершенствовать, потому что творчество - это процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.
Пункт №3 Поиск информации. «Действительно жить – это значит, жить, располагая правильной информацией» (Норберт Винер, основатель кибернетики).
      Для того чтобы найти несколько вариантов решения проблемы, чтобы осмыслить поставленные проектом задачи и решить их, нужны дополнительные знания, которые необходимо научиться искать самостоятельно.  Для поиска недостающей информации, для успешной работы над проектом необходимо иметь достаточный выбор источников информации: энциклопедии, учебные пособия, руководства и методички, каталоги, библиотека, музеи, выставки, Интернет, CD-Rom и др.
Пункт №4.   Продукт. Результатом работы над проектом является продукт.  Именно на этом этапе реально воплощаются в жизнь все идеи и задумки  авторского творческого проекта: 
-  совершенствуются конструкторские умения и навыки;  
- оттачивается мастерство исполнения технологических операций;  
-  осваиваются новые способы деятельности,  и создаётся конкретный полезный продукт, который носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Пункт №5  Портфолио - это  папка, в которой собраны все рабочие материалы. Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите – показать ход работы над проектом. 
В состав проектной папки (портфолио) входят следующие структурные элементы:
Титульный лист, содержание, введение;
Основная часть:
- обоснование проекта
- рассмотрение аналогов (банк идей)
- выбор материалов
- конструкторско-технологическая документация
- выбор оборудования, инструментов
- экономическое обоснование
- рекламный проспект
Заключение
- самооценка проекта
- список литературы
- приложения (схемы, таблицы, рисунки, фотографии). 
А также в проектной папке должен быть оформлен паспорт проекта.
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
Тема проекта.                                                                                                      
Автор проекта                                                      
Руководитель проекта
Необходимое оборудование
Цель проекта
Задача проекта
Предметная область, в рамках которой  проводится работа по проекту.                                 
Список литературы.
Пункт №6  Презентация
Это самый  психологически напряжённый этап проектирования - подготовка и выход на публичную защиту творческой работы. Автор проекта должен кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 7 -10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.
Ученик должен отстоять свою работу, убедить всех  в её значимости; отработать умения отвечать на вопросы,  отстаивать свою точку зрения; показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта  с экономической точки зрения. 
       Как подготовить презентацию?
Эффективная подача презентации достигается за счёт выполнения четырёх общепринятых этапов (четырёх «П»):
Планирование – определение основных моментов доклада
Подготовка – формулировка доклада
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель проектной деятельности;
3) какие ставились задачи;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам реализации творческого проекта;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Запиши текст доклада.	
Практика – оформление слайдов, просмотр и  репетиция, подготовка структуры и времени показа презентации 
Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания  аудитории и донесение до неё важности сообщения.
Как провести презентацию?
Чтобы разобраться с первоначальной путаницей мыслей, следует задаться четырьмя главными вопросами:
1) Что я должен сказать в обязательном порядке?
2) Что ещё было бы не плохо сказать?
3) О чём можно упомянуть к слову?
4) О чём следовало бы умолчать?
В заключение проекта необходимо провести  самоанализ и самооценку проектной деятельности, сравнить то, что было задумано, с тем, что получилось.
15