Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России на тему: « Как жили наши предки»


Пояснительная записка
Маслова Алена Юрьевна, учитель истории и обществознания.
Муниципальное Образовательное Учреждение "Лицей № 3 имени Петра Аркадьевича Столыпина г.Ртищево Саратовской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России на тему: « Как жили наши предки»
Цели мероприятия:
1)Образовательные
- познакомить детей с их древними предками – славянами, с первыми историческими фактами образования Руси;
- дать представления об укладе жизни древних славян;
- познакомить с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины
2) Развивающие
- развивать навыки и умения групповой работы;
- умение работать с дополнительной литературой (статьи, энциклопедии), историческими источниками;
- умение сравнивать, анализировать и применять новые знания.

3) Воспитательные
- воспитывать интерес к историческому прошлому своей Родины, уважение к жизни предков;
- воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости;
- интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, ватман для каждой группы, канцелярские принадлежности, карточки с индивидуальным заданием и научно – популярной статьей для каждой группы, хрестоматии, историческая литература.
Форма работы: групповая.
Данное мероприятие проводилось для обучающихся 6-х классов, программа А.А.Данилова.
Материалы данной разработки могут быть использованы преподавателями 6 -х классов, работающими по любым УМК, руководителями исторических кружков.
Дополнительные материалы: презентация, приложение (практические задания), папки с изображениями для групп.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами узнаем очень много нового и интересного, но для этого нам нужно потрудиться и выполнить большое количество познавательный и разноплановых заданий.
II. Эмоциональный настрой.
Учащиеся по очереди читают отрывки стихотворения О. Милявского « Любите Россию» .Колышет березоньку ветер весенний, Весёлой капели доносится звон... Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые, Про жёлтые нивы и взлет журавлей. Любите Россию, любите Россию, Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели. Нас ветер России в пути обнимал. Когда вся Россия надела шинели, Нередко, бывало, солдат вспоминал:
И белые рощи, и ливни косые. И мысленно детям своим завещал: Любите Россию, любите Россию - Россию, которую я защищал.
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, Тот отдал ей сердце и душу свою. Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, О ней, о России, я песню пою.
Про белые рощи и ливни косые,Про желтые нивы и радость весны.Любите Россию, любите Россию!И будьте России навеки верны!
III. Мотивация.
Учитель. Ребята, какие у вас сложились мнения, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (Мнения детей.) Что вам уже известно о далеком прошлом нашей страны?(Ответы учащихся.) Скажите, можно ли с полной уверенностью утверждать, что нам уже всё известно о нашей Родине? (Высказывают свои мнения.) Конечно не можем, в истории нашего государства еще не мало белых пятен, которые требуют долгого и пристального изучения.
Учитель.
Наверное, самым сложным в изучении истории любого государства является период его рождения. Обычно отсутствуют позволяющие охарактеризовать такой период материалы, созданные самим народом: возможно нет еще письменных источников, не хватает достоверных этнографических данных, очень смутны сведения, которые можно почерпнуть из исследований по источниковедению и археологии.
Где находится исток российской истории, где оно то семя, из которого произросло ветвистое и могучее древо Российского государства? Это поистине глубокий вопрос, огромная проблема над решением которой бились и бьются лучшие умы отечественной исторической науки.
История государства имеет свои жизненные этапы, от рождения до процветания…
А интересно ли вам ребята узнать, каким было наше государство много веков назад, еще задолго до нашего с вами рождения?
(Ответы детей.)
Я хочу предложить вам отправиться в маленькое путешествие в глубину веков. Спешите принять удобное для вас положение, ведь наше путешествие уже начинается…
Звучит спокойная музыка.
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, какой мы видим её в настоящее время. Всю территорию европейской части России практически полностью занимали леса. Там, где сейчас огромные плодородные поля и густонаселенные людьми города, в те далекие времена можно было увидеть лишь дремучие леса с деревьями - великанами, заросли кустарников и непроходимые болота. Только по широким и полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.
Давайте закроем глаза и представим, что попали в то далёкое время… Синей лентой вьётся река. Длинные ветви деревьев низко висят над водой. Кое - где их обнаженные корни торчат из размытых от весенних паводков берегов.
Посмотрите, над высоким холмом, над рекой чуть виднеется дымок. Оттуда слышен людской шум. Пойдемте поближе. На широкой , расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилища древних славян…
IV. Постановка вопросов. Определение сферы исследования.
Ребята, что бы вам хотелось сейчас узнать?
(Кто такие древние славяне? Как они выглядят, во что одеты? Чем занимаются? Как выглядят их жилища?)
Давайте мы с вами определим (при коллективном обсуждении):
Тему иследования: Как жили наши предки.
Область исследования: История Древней Руси.
Объект исследования: Древние славяне.
Источники информации: научная (статьи) и художественная литература, компьютер, ресурсы из Интернета.
Как можно проводить исследования?
(Работая самостоятельно или в группе.)
Какую форму работы мы с вами выберем?
(Дети предлагают работу в группах.)
Давайте вспомним правила работы в группе.
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
6. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.
V. Работа в группах.
Учащиеся делятся на рабочие группы .
Каждая группа выбирает координатора. Для каждой группы определяется направление работы.
1-я группа: Жилища славян.
2-я группа: Одежда славян.
3-я группа: Занятия славян.
4-я группа: Религия славян.
Каждой группе предлагается научно – популярная статья статья и задание по созданию слайдов для общей презентации (Приложение):
Задание для 1-й группы:
Прочитайте текст научно – популярной статьи. Составьте небольшое повествование о жилище древних славян. На предоставленном вам листе ватмана изобразите поселение древних славян или составьте аппликацию используя демонстрационный материал (по желанию можно выполнить комбинированную работу).
Задание для 2-й группы:
Прочитайте текст научно – популярной статьи. Составьте небольшое повествование об одежде древних славян. Сделайте выборку рисунков из демонстрационного материала «Славянская семья: родство и занятия» из дидактической игры «Древняя Русь». (По желанию можно дополнить своими рисунками.)
Задание для 3-й группы:
Прочитайте текст научно – популярной статьи. Придумайте небольшой рассказ о занятиях древних славян. Создайте буклет «Занятия древних славян.».
Задание для 4-й группы:
Прочитайте текст научно – популярной статьи. Составьте небольшое повествование о славянской религии. Создайте несколько слайдов на повествующих нам о славянской религии.
(Слайды включаются в общую презентацию)
VI. Защита мини-проектов.
Каждая группа представляет устный отчет о проделанной работе.
VII. Подведение итогов.
Учитель:
На сегодняшнем занятии мы рассмотрели с вами как жили наши предки, какой у них был быт, какую они носили одежду, во что верили.
Оцените пожалуйста результат проделанной вами сегодня работы: нашли ли вы ответы на все интересующие вас вопросы? Что вас особенно удивило, заинтересовало? Что ещё хотелось бы узнать из истории Древней Руси и жизни наших предков?
Обсудите, состоялась ли командная работа, что получилось, а что нет. Что бы вы хотели изменить или предложить для работы над следующими исследовательскими проектами?