Исследовательская работа Образ двуглавого орла в стихах русских поэтов. Работа представлялась на конкурс Овеянные славой герб наш и флаг
Региональный (заочный) конкурс на знание истории государственной символики Российской Федерации «Овеянные славою флаг наш и герб» учащимися в образовательных учреждениях
Образ двуглавого орла в стихах русских поэтов.
( «Исследовательская работа»)
(возрастная категория: старший школьный возраст)
Ф.И.О. – Прокофьева
Наталья Николаевна
МБОУ ОСОШ №3
п. Орловский, Ростовская область
домашний адрес Ростовская обл. п.Орловский, ул. Южная, 131
Ф.И.О. руководителя
Березанова Татьяна Нальевна
должность учитель русского языка и литературы
место работы МБОУ ОСОШ №3
тел.: 8-909-413-67-03……
п. Орловский
2016 г.
Содержание.
Введение……………………………………………….. 2 – 3
Глава I…………………………………………………...3 – 6
Глава II…………………………………………………..7 – 9
Глава III………………………………………………….9 – 11
Заключение………………………………………………11
Список источников и литературы……….......................12
.
Введение.
К государственным символам любой страны относятся государственные герб, флаг и гимн. Государственная символика отличает одно государство от другого. Она воплощает историю страны и ее настоящее, выражает патриотизм граждан, представляет государство на международной арене, является его зрительным и музыкальным образом. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Есть эти символы и у нашей страны.
Одним из главных символов является герб. Герб России – двуглавый орёл. Более пяти столетий он олицетворяет нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!
Герб России – самый древний государственный символ. На первом гербе, появившемся в конце XIV века, изображался всадник с копьем, поражающий змея. В XV веке брак Ивана III с византийской царевной принес на Русь герб – двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток, понравился ИвануIII. Когда пала Византия, Русь осталась единственной страной, владевшей таким гербом. Четыре с половиной века двуглавый орел был символом Руси. Революция низвергла его как атрибут проклятого прошлого. Сегодня двуглавый орёл обрел новую жизнь. Из олицетворения самодержавия двуглавый орел стал олицетворением демократии, символом власти, верховенства, силы и мудрости.
Не одно поколение историков, учёных, политиков ищет ответ на вопрос: «Почему же именно двуглавый орёл – символ государства?» Волнует этот вопрос и русских писателей и поэтов, потому что наша литература всегда жила и живёт проблемами своего времени.
В работе я решила проследить, кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к образу двуглавого орла и как с течением времени, в связи с изменениями в общественно-политической жизни изменялся этот образ.
Цели моей работы:
подобрать стихи русских поэтов, в которых упоминается образ двуглавого орла;
проанализировать стихи, выявить особенности создания этого образа;
сравнить образы, созданные разными поэтами;
изучить критическую литературу по данной теме.
Актуальность темы моей исследовательской работы очевидна. В Интернете, в журналах и газетах я читала стихи о гербе России. В основном это стихи поэтов-любителей о современном гербе нашей страны. Думаю, что не только мне будет интересно узнать, как воспринимался двуглавый орёл как основной элемент нашего герба, поэтами разных времён.
Исходя из целей и задач исследования, я использовала метод обобщения и систематизации материала.
Глава I.
Работая с различными источниками, я пришла к выводу, что первым поэтом, создавшим образ двуглавого орла, был выходец из Белоруссии, известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий. Он систематизировал философию русского государственного символа и сделал это настолько полно,что новым русским государственникам фактически ничего не удалось добавить к вышедшему из-под его пера. Симеон Полоцкий был первым профессиональным русским литератором. ЦарьАлексей Михайлович доверил ему воспитание своих детей. Чужеземец Симеон Полоцкий на совесть отработал монаршью милость. Выдающееся поэтическое дарование позволило ему стать рупором своей эпохи. «Поэт у трона», он сам считал себя верным слугой земных владык, но таким, которому позволено вещать за них, ибо он одарен острым зрением, чутким слухом и даром слова.
Накануне нового года 1 сентября 1667 года царь Алексей Михайлович объявил своим наследником царевича Алексея Алексеевича. Верноподданный пиит Симеон Полоцкий по этому поводу преподнес обоим героям дня поэтический панегирик (всякое восхваление в литературном произведении) «Орёл Российский».
Пресветлый Орле Российския страны,Честно каменным венцем увенчаны,Орле преславный, высоко парящий,Славою Орлы вся превосходящий… –
этими словами начинается поэма о державном российском гербе. Симеон Полоцкий в самой поэме дает обширное толкование государственного символа России, отправляя читателя в путешествие в глубь всемирной истории. Открывается поэма вдохновенным обращением к солнцу:
К светлости славы, во все концы моря,
Где восходит утро и где гаснет зоря,
Ты же, Солнце, прославленно ново,
Буди во путь сей радостны готово.
Затем в действо вступают музы. Урания вещает, что русская вера и добродетель — освещена лучезарным светилом. Клио напоминает врагам о мощи державы Российской. Она сравнивает гербы королевства Польского и Великого княжества Литовского, явно не в их пользу, с российским двуглавым орлом, взоры которого устремлены в Европу и Азию, однако без желания покорять их народы.
Евтерпа считает, что «есть солнце небу, что скипетродержатель, царствию и всем странам свой обладатель».
Эрато разделяет мнения знатнейших муз:
Мощно невежды страхом спасатиИже не хощут та солнца знати.
Мельпомена дает отповедь проповедникам агрессивности русичей:
Мир в надежде ибо в себе,
Мир имеет тако в небе.
Талия и Терпсихора выражают надежду, что младой Орел, царевич Алексей, будет достойным преемником отца, а его деяния воссияют в лучах собственной славы:
Лети щастлив Орле инше преславный,
Царское чадо, дедич Богом данный,
Пари до небес, всеми добротами,
Сияй Российским странам щедротами.
Полигимния утверждает, что скипетр в деснице Орла Российского знаменует благодать, меч — оружие отмщения злу:
Ты Византио оузришь в России.
Орла расторгша главу лютой змии.
Завершается поэма вдохновенной здравицей:
Ликуй Россио Сарматскы племя,
Радуйся Москва Афетово семя.
Пари веселой Орле быстрооки,
Разбивай крилма веер прешироки.
…
Летай во солнци православна света.
Отца и Сына пой Многа Лета.
Что намеревался сказать Симеон Полоцкий в поэме? Время течет неумолимо, и правители, как и все люди, смертны, вечной остается лишь Россия, с ее безмерным простором, несметным кладезем земных богатств, народом, жаждущим лучшей жизни и потому уповающим на доброго государя. Ему видится идеал правителя, который в действительности бы соответствовал прозвищу «отца Отечества». Поэт поместил на рисунке «Орла Российской державы» в центре солнце, от которого исходят лучи в виде добродетелей, христианского благочестия, человеческих качеств. Всего их – 84. В лучах, исходящих от солнца, мы находим слова «праволюбие», «любомудрие», «молитвы», «учение» (духовный труд) и «любовь» (к ближним и народу). Россия, надеется Симеон Полоцкий, станет государством благоденствия всех сословий, с прочным внутренним устройством и прочностью границ. Сочинитель «Орла Российского» предлагает читателю возлюбить Россию, с небом венчанную, с красотами непревзойденными, с крепостью веры православной.
Никто до Симеона Полоцкого не смог так ярко и так обоснованно соединить далекое историческое прошлое с божественным промыслом. Похвалы Алексею Михайловичу и отроку Алексею, словно бисер, рассыпанные по поэме, не должны смущать читателя. Поэт далек от сознания того, что обустройство России закончено, что наитруднейшие политические задачи осуществлены и последователям Тишайшего царя должно только следовать в русле его начинаний. Это не так, утверждает создатель поэмы.
Глава II.
Прошло всего два-три десятилетия и двуглавый орел как бы тускнеет; он
утрачивает свою солнечность, никаких лучей уже от него не исходит. Мифологическая птица становится исключительно государственной, имперской эмблемой. М. В. Ломоносов, один из великих одописцев XVIII века, воспевая оглушительные победы русского оружия, обращается к поэтическому образу орла как к национальномусимволу:
Как в клуб змия себя крутит,
Шипит, под камень жало кроет,
Орел, когда шумя летит,
И там парит, где ветр не воет;
Превыше молний, бурь, снегов.
Зверей он видит, рыб, гадов.
Пред росской так дрожит орлицей,
Стесняет внутрь Хотин своих.
Но что? в стенах ли может сих
Пред сильной устоять царицей.
Г. Державин, прославляя боевые подвиги П. Румянцева-Задунайского и А. Суворова, вещает, что российский орел затмил мусульманскую луну. Но Державин бесконечно расширяет поэтический образ орла, понимая его как олицетворение государственной мудрости. В оде «Видение Мурзы», описывая знаменитое полотно Дм. Левицкого «Екатерина – законодательница», поэт отмечает:
Орел полунощный, огромный,
Сопутник молний торжеству,
Геройской превозвестник славы.
Сидя пред ней на груде книг,
Священны блюл ее уставы;
Потухший гром в когтях своих
И лавр с оливными ветвями
Держал, как будто бы уснув.
Стихотворение «Заздравный орёл» Г.Р. Державина – заздравная песнь воинам, написанная в память о фельдмаршалах Суворове и Румянцеве.
По северу, по югуС Москвы орел парит;Всему земному кругу Полет его звучит.О! испослать, ребяты, Вам, русские солдаты!Что вы неустрашимы,Никем непобедимы!Орел бросает взоры На льва и на луну, Стокгольмы и БосфорыВсе бьют челом ему.
В стихотворении обыгрываются изображения на государственных гербах: орел — на русском, лев — на шведском, луна (полумесяц) — на турецком. С помощью гиперболы «Всему земному кругу», метафоры «Полет его звучит» и синекдохи «Стокгольмы и Босфоры Все бьют челом ему» Державин показывает величие и могущество государства Российского.
Последним в этой цепи следует упомянуть А. Хомякова. Правда, в его стихах орел уже воспринимается как запоздалый отзвук прошедших времен. Хомяков вкладывает в образ «Российского орла» качественно иной смысл; он (накануне Крымской войны) не олицетворяет государственное величие, а символизирует идею русского мессианизма.
...гордо над вселенной
До свода синего небес,
Орлы славянские взлетают
Широким, дерзостным крылом,
Но мощную главу склоняют
Пред старшим - Северным орлом.
Итак, в XVIII– XIX веках «двуглавый орел» был неотъемлемой частью исключительно правительственной «монументальной пропаганды».
Во второй половине XIX века двуглавый орёл выступает как оплот самодержавно-крепостнического строя. Виновником всех народных бедствий называет его поэт В.С. Курочкин:
Я нашел, друзья, нашел, Кто виновник бестолковый Наших бедствий, наших зол: Виноват во всем гербовый, Двуязычный, двуголовый, Всероссийский наш орел.
Глава III.
Традиции своих предшественников в изображении двуглавого орла продолжают поэты XX века, века войн и революций. В чём-то орёл этого периода похож на своего «предшественника» и остаётся символом власти, но чаще он напоминает орла из стихотворения В.С. Курочкина.
В. Брюсов, отправившись на фронт в годы первой мировой войны от газеты «Русские ведомости», публикует статьи, посвящённые военным событиям. Лжепатриотический угар быстро проходит, и война все больше предстает перед Брюсовым в своем отвратительном обличии. У него появляется ряд острокритических стихотворений. Одно из них – « Орёл двуглавый». Эти стихи остаются ненапечатанными.
И сколько вкруг себя он разогнал друзей,Посмевших перед ним свободно молвить слово:Теперь его завет один: «Дави и бейВсё то, что ново!»Бывало, пестунов он выбирать умел,Когда он замышлял опять полет гигантский,Потемкин был при нем, Державин славу пел,Служил Сперанский.
Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он «окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения».
Не оставил без внимания двуглавого орла поэт, «революцией мобилизованный», В.В. Маяковский. В стихотворении «Революция» он написал:
На крыльях флаговстоглавой лавоюиз горла города ввысь взлетела.Штыков зубами вгрызлась в двуглавоеорла императорского черное тело.
Поэт с восторгом пишет о том, в России рушится «тысячелетнее «Прежде», над которым возвышался Императорский двуглавый орёл.
«Песнями русской скорби и слёз» назвали стихотворения Сергея Бехтеева, белого офицера, который разделял все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В 1920 году С. Бехтеев отплывает на пароходе из Керчи, оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В эмиграции он много писал. Одно из его стихотворений – «Двуглавый Орёл»:
На бой последний, бой кровавый,
За честь и счастье всех племен,
Зовет бойцов Орел Двуглавый
Под сени Царственных знамен.
Находясь в эмиграции, поэт думал о судьбе России, связывая её будущее с «Царственным орлом». Этот орёл, уверен поэт, поведёт «народную стихию» «за Русь, за Веру, за Царя».
После 1917 года двуглавый орёл потерял значение символа государства. Воспоминания о нём остались только в стихах. В 1993 году орёл снова занимает почётное место на гербе России, но он символизирует совсем другое государство. Стихи о современном двуглавом орле принадлежат поэтам-любителям, иногда даже не указывающим своего имени. Все стихи, которые мне удалось найти на разных сайтах, объединены общей идеей – гордостью за свою страну.
Заключение
История двуглавого орла отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик орла, его отдельные детали претерпевали значительную эволюцию. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; они отражают разные этапы отечественной истории.
В своей работе я постаралась проследить, как русские поэты изображали двуглавого орла в своих стихах. Знание всего, что связано с государственными символами, имеет непреходящее значение в деле воспитания нового поколения русских людей, беспредельно любящих свою великую Родину, ощущающих свое духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.
Литература
Татарский И. Симеон Полоикий. Его жизнь и деятельность.- М., 1886;
Попов В. Е. Симеон Полоцкий как проповедник. -М., 1886;
Серман И. 3. “Псалтирь рифмотворная” Симеона Полоцкого и русская поэзия 18 в. М.-Л., 1962;
Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ.- Л., 1984.
Соч.: Избр. соч., подг. текста и ком. И. П. Еремина. М.—Л., 1953; Вирши, подг. текста и ком. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. Минск,1990.
Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982;
ПанченкоА. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
http://www.stihi.ru/2014/06/24/4781http://pesni.voskres.ru/poetry/behte.htmhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1098/СИМЕОН
http://stihi-klassikov.ru/authors/valeriy-yakovlevich-bryusovhttp://www.postkomsg.com/history/208394/