ГОБУ СПО Братское музыкальное училище (техникум)
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Л. Б. Осиновцева
Рекомендована ПЦК ОГД и СЭ
протокол №__ от ___. ___. 201__г.
Председатель ______ /__________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.09 ЛИТЕРАТУРА
по специальностям:
073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)
073403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
специализация
«Хоровое народное пение»
073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
Братск 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям:
073002 Теория музыки
073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
073403 Сольное и хоровое народное пение специализация «Хоровое народное пение»
073502 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Братское музыкальное училище»
Разработчик:
Вотякова Л.А., преподаватель Братского музыкального училища
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:
073002 Теория музыки;
073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов);
073403 Сольное и хоровое народное пение специализация «Хоровое народное пение»;
073502 Хоровое дирижирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учебном процессе в рамках реализации образовательных программ подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в цикл федерального компонента среднего общего образования, базовые учебные дисциплины (ОД.01.09).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующей компетенции:
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов:
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часа; самостоятельной работы обучающегося 63 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
207
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
144
контрольные работы
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
63
В том числе:
Составление сложного плана статьи, сборников
4
Анализ отрывка (стихотворения)
24
Составление цитатного плана
6
Написание сочинения
12
Составление портретной характеристики.
6
Подготовка сообщения, презентации.
5
Составление литературоведческого словаря по основным понятиям темы.
6
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Русская литература второй половины XIX века.
Тема 1. Введение
Литература второй половины 19 века: направления, имена, журналы.
2
1
Тема 2. Художественный мир И.А.Гончарова
Содержание учебного материала
4
2
И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
2
2
«Обломов» в оценке русской критики
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление сложного плана статьи «Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман».
2
2
Тема 3. Художественный мир А.Н.Островского
Содержание учебного материала
6
А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.
2
2
Проблемы человеческого достоинства и власти денег в пьесах А.Н.Островского.
2
2
Произведения Островского в оценке русской критики
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ отрывка из драмы «Бесприданница» А.Н. Островского
2
2
Тема 4.
Художественный мир И.С.Тургенева
Содержание учебного материала
6
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева.
2
2
«Отцы и дети». Споры вокруг романа.
Споры об образе главного героя и нигилизме в русской критике
2
2
Сочинение на заданную тему
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление цитатного плана по статьям Д.И. Писарева и Н.Н. Страхова об «Отцах и детях».
2
2
Тема 5.
Художественный мир Н.А.Некрасова
Содержание учебного материала
4
Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова.
2
2
«Кому на Руси жить хорошо». Лирика Н.А.Некрасова 60-70-х годов.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Написание сочинения «Как решается проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
2
2
Тема 6. Художественный мир Ф.И.Тютчева
Поэзия Ф.И.Тютчева.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ стихотворений.
2
2
Тема 7. Художественный мир А.А.Фета
Лирика А.А.Фета.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ стихотворений.
2
2
Тема 8. Художественный мир А.К.Толстого
Поэзия А.К.Толстого.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы.
Анализ стихотворений.
2
2
Тема 9. Художественный мир Н.Г.Чернышевского
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ отрывка (Сон Верочки).
2
2
Контрольная работа. Сочинение на свободную тему.
2
2
Тема 10. Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина
Содержание учебного материала
6
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор)
2
2
Сатирическое мастерство Салтыкова-Щедрина.
2
2
Сказки Салтыкова-Щедрина.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление портретной характеристики одного из градоначальников (по выбору) по произведению «История одного города»
2
2
Тема 11. Художественный мир Ф.М.Достоевского
Содержание учебного материала
8
Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.
2
2
«Преступление и наказание». Смысл теории Раскольникова.
2
2
«Двойники » Раскольникова, их роль в романе.
2
2
Обзор романов «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы».
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление портретной характеристики главного героя.
Написание творческой работы «Портрет Петербурга»
5
2
Тема 12. Художественный мир Л.Н.Толстого
Содержание учебного материала
10
Очерк жизни и творчества Л.Н.Толстого.
2
2
Роман «Война и мир». Идейно-тематическое содержание произведения.
2
2
Роман-эпопея «Война и мир». Образы главных героев.
2
2
Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
2
2
Сочинение на заданную тему.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ отрывка (война в изображении Толстого)
Подготовка сообщения или составление сравнительной характеристики о семьях Ростовых и Болконских.
4
2
Тема13. Художественный мир Н.С.Лескова
Содержание учебного материала
6
Характер и судьба талантливого русского человека в творчестве Н.С.Лескова.
2
2
«Леди Макбет Мценского уезда»: анализ произведения.
2
2
«Очарованный странник»: обзорное прочтение.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление портретной характеристики главной героини «Леди Макбет Мценского уезда».
Подготовка сообщения, презентации. Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.
4
2
Тема 14. Художественный мир А.П.Чехова
Содержание учебного материала
8
А.П.Чехов – враг пошлости, фальши.
2
2
Особенности драматургии А.П.Чехова.
2
2
«Вишневый сад». Смысл названия пьесы.
2
2
«Чайка»: самая загадочная пьеса А.П. Чехова.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
По
·°дготовка презентации «Очерк жизни и творчества А.П.Чехова»
2
3
Контрольное сочинение на свободную тему.
2
2
Раздел 2. Литература начала XX века.
Тема 1.
Литература русского зарубежья.
2
1
Тема 2. Художественный мир И.А.Бунина
Содержание учебного материала
4
2
И.А.Бунин. Мотивы угасания «дворянских гнёзд». «Тёмные аллеи».
2
2
«Господин из Сан-Франциско»: анализ произведения.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление таблицы «Сопоставление текста и подтекста в рассказе».
2
2
Тема 3. Художественный мир А.И.Куприна
Очерк жизни и творчества А.И.Куприна. Люди цивилизации и люди природы.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).
2
2
Тема 4. Художественный мир Л.Н.Андреева
Творчество Л.Н.Андреева. Анализ произведения «Большой шлем».
2
2
Тема5. Художественный мир М.Горького
Содержание учебного материала
8
Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького.
2
2
Пьеса «На дне». Поиски смысла жизни. Споры о человеке.
2
2
«Несвоевременные мысли»: трагедия писателя и человека.
2
2
Сочинение на заданную тему.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ цитатного материала по проблемам смысла жизни на страницах пьесы (выписки из произведения)
Составление литературоведческого словаря по основным понятиям темы.
4
2
Тема 6. Художественный мир русской поэзии начала XX века
Содержание учебного материала
12
«Серебряный век» в русской литературе. Поэтический мир А.А.Блока.
2
2
Поэма «Двенадцать»: многозначность смыслов.
2
2
Трагическая судьба В.Маяковского, человека и поэта.
2
2
Поэзия народных традиций С.Есенина.
2
2
М.И.Цветаева и А.А.Ахматова: сходства и отличия лирики.
2
2
Лирика О.Э.Мандельштама и Б.Л.Пастернака.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Составление сборника понравившихся стихов
Составление литературоведческого словаря по основным понятиям темы.
Сопоставление реализации темы Родины в творчестве Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока (анализ стихотворений)
Написание эссе «В чем секрет песенной популярности Есенина?»
Сопоставительный анализ любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Выразительное чтение и анализ стихотворения (по выбору обучающегося)
12
2
Контрольное сочинение на свободную тему.
2
2
Тема 7. Народ и революция в прозе 20 – 30-х годов XX века
Содержание учебного материала
10
Изображение гражданской войны как трагедии народа.
2
2
Роман-антиутопия: произведения Е.И.Замятина, А.П.Платонова.
2
2
М.А.Булгаков. Сатира повести «Собачье сердце».
2
2
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности жанра.
2
2
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы.
Чтение и анализ эпизода «Бал Сатаны»
Составление конспекта по теме «А. Платонов. Личность. Творческий путь»
4
2
Тема 8. Великая отечественная война в русской литературе
Содержание учебного материала
4
Военная проза.
2
2
Стихи и песни военных лет.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ лирики поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого (по выбору обучающегося).
2
2
Раздел 3. Литература второй половины 20 века
Тема 9. Литературные течения в русской литературе второй половины XX века
Содержание учебного материала
20
«Лагерная» тема в послевоенной литературе.
2
2
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
2
2
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы».
2
2
Сочинение на заданную тему.
2
2
«Деревенская» проза (обзор).
2
2
Ирония и сатира в произведениях 70-90-х годов.
2
2
«Московские повести» и «Дом на Набережной» Ю.Трифонова.
2
2
Сочинение на заданную тему.
2
2
Поэты-щестидесятники.
2
2
Авторская песня.
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Анализ эпизода повести «Прощание с Матерой»: «Сцена на кладбище», «Прощание Дарьи с избой», «Последний сенокос на Матере», финал повести (по выбору)
Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников.
4
Раздел 4. Русская литература конца XX и начала XXI веков
Содержание учебного материала
4
2
В.Пелевин. Сюрреализм художественный и реальный.
2
2
Б.Акунин. «Новый» детектив.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы
Чтение социально-психологических драм А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры» (по выбору).
3
2
Контрольное сочинение на свободную тему.
2
2
Всего:
207
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; лингвистические словари, электронные пособия.
Технические средства обучения: телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (вторая половина). 10 кл. – М., Просвещение, 2008.
Русская литература 20 века. 11 класс. В 2-х ч. / Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2007.
Русская литература 20 века. 11 класс: Хрестоматия для общеобразоват. учебных заведений. – В 2 ч. /Сост. В.В. Агеносов, Э.Л.Безносов, А.В, Леденев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа ,2007.
Дополнительные источники:
1. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2005.
2. Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2007.
3. Русский литературный постмодернизм. В.Курицын. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Русская литература и постмодернизм. С.Рейнгольд. / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. – М.: Экзамен, 2005.
6. Щетинкина Н.Е Поурочные планы по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. 1-2–е полугодие. – Волгоград, 2009 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- пересказ художественного текста;
- оценка выполнения анализа отдельных глав литературного текста
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);
- наблюдение над использованием литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения в том или ином произведении;
- решение литературных викторин по изучаемому художественному произведению;
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- написание сочинения, эссе, рецензии на изучаемый литературный текст
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- написание творческих работ обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);
- контрольные работы;
- тестовые задания
- определять род и жанр произведения;
-практические работы (анализ художественного текста)
- сопоставлять литературные произведения;
- контрольное сочинение по произведению
- выявлять авторскую позицию;
- написание отзыва на произведение;
- проведение исследовательской работы;
- ответ на проблемный вопрос
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;
- написание творческих работ обучающимися (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос)
Знать:
- образную природу словесного искусства;
беседа с обучающимися по прочитанному тексту;
- содержание изученных литературных произведений;
- беседа с обучающимися по прочитанному тексту; устный опрос
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX в.;
- оценка конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическими данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;
- оценка исследовательских и творческих работ обучающихся
- основные теоретико-литературные понятия.
- оценка исследовательских и творческих работ обучающихся
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 915