Самообразование. Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.
Мышление:
В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словестно-логическому. Мыслительная деятельность во многом напоминает мышление дошкольников.
Операции:
Анализ-детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов(палочек, кубиков, моделей предметов)
Синтез-тесно связан с операцией анализ. Это умение выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Чем глубже анализ, тем полнее синтез
Сравнение- сравнивают по ярким признакам.
Обобщение-выделяют и обобщая значимые для них, яркие, интересные предметы.
Внимание
Само по себе не является познавательным процессом, но присуще всем процессам.
Это сосредоточение на каком – либо процессе или явлении. Является необходимым условием для любого вида деятельности.
У мл школьников непроизвольное внимание . дети еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекает все блестящее. В процессе овладения зун, у ребенка развивается произвольное внимание. Оно становится более сосредоточенным и устойчивым. Он уже не перескакивает с одного объекта на другой . постепенно развивается и распределение внимания , удерживает в с воем поле уже несколько объектов.
Воображение
В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию. Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; образы становятся обобщеннее и ярче.
При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом. Учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.Упражнения : см распечатку
Память
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь перессказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
Память необходимо развивать и тренировать.
Восприятие
Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали.
Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.
Восприятие отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Но к III классу восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.