Методические рекомендации «Рабочая программа: создание, структура и содержание».
Рабочая программа:
создание, структура и содержание.Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно – методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом общеобразовательного учреждения на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Титульный лист программы должен содержать:
полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
где, когда и кем утверждена рабочая программа;
наименование учебного предмета (курса);
указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
срок реализации данной программы;
указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
ф. и. о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.
Путь утверждения учебной программы учителя.
Рассматривается на школьном методическом объединении. Решение школьного методического объединения оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (июнь месяц).
Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа.
Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.
Рабочая программа учебного предмета включает:
Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
Общую характеристику учебного предмета, курса;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, учебного курса.
К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.
Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:
Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями.
В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно – тематическое планирование.
Использование имеющейся авторской программы (программы автора учебника).
Использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно – тематическое планирование.
Авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ, которые позволяют получать качественно новый результат.
Необходимо организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.