Методические рекомендации по подготовке учебно-исследовательских работ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-экономический колледж»
Методические рекомендации
по выполнению учебно-исследовательской работы
По дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература
Курс 1
Для специальности/профессии (код и наименование специальности/профессии)
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Тольятти, 2015
Составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Составитель: В. Д. Хорс, преподаватель русского языка и литературы
РАССМОТРЕНО
на заседании преподавателей отделения
технических профессий и специальностей
Руководитель ООП
_________________ /Е. М. Гозаева/
Методист отделения
_________________ /А.Н. Галанова/ УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УМР____________________
Т. В. Половинкина«___» ____________ 20___ г.
«___» _______________ 20___ г. Рецензенты:
Л. У. Чачакова, старший методист ГБПОУ «ТСЭК»
Н. П. Шмелева, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, председатель МК ГАПОУ СО «ТМК»
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка…………………………………………………...4 1. Краткие сведения об учебно-исследовательской работе по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»…………………………6 2. Структура учебно-исследовательской работы ……………………….7 3. Этапы работы над учебно-исследовательской работой……...............8 4. Требования по оформлению учебно-исследовательской работы….12 5. Защита (представление) учебно-исследовательской работы………14 6. Критерии оценки учебно-исследовательской работы………………15
Список использованных источников………………………….………..16 Приложения………………………………………………………………17
Приложение 1. Оформление титульного листа
Приложение 2. Тематика УИР
Приложение 3. Требования к созданию презентации TOC \o "1-3" \h \z \u

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по подготовке учебно-исследовательской работы предназначаются для преподавателей и студентов колледжа.
Цель методических рекомендаций – определить общие требования и подходы к подготовке, защите и оценке учебно-исследовательской работы.
Именно учебно – исследовательская работа играет важную роль в формировании общих компетенций специалиста:
Проявлять сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Проявлять сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Методические указания ставят следующие задачи:
1) определить функции, классификацию и структуру УИР;
2) определить основные этапы работы над УИР;
3) сформулировать требования по оформлению, защите и оценке УИР.
Методические указания включают пояснительную записку, основную часть, состоящую из 7 разделов и приложений.
Раздел 1 содержит краткие сведения об УИР, его назначении и функциях. Раздел 2 определяет структуру УИР, раздел 3 характеризует основные этапы работы над УИР, в разделах 4 и 5 рассматриваются требования по оформлению и защите УИР, раздел 6 определяет критерии оценки УИР.
Приложения содержат образец оформления титульного листа УИР, перечень примерных тем по УИР, требования к созданию презентации.
Использование данных методических указаний позволит:
преподавателю: организовать работу обучающихся по подготовке УИР, осуществлять поэтапный контроль процесса подготовки, оценить УИР в соответствии с определенными критериями;
студенту: правильно подготовить УИР в соответствии с требованиями по структуре, содержанию и оформлению реферата, а также подготовить презентацию для защиты.
1. Краткие сведения об учебно-исследовательской работе
Учебно-исследовательская работа студента по литературе – это исследование литературоведческой, филологической проблемы с различных точек зрения с формированием собственных выводов. Содержание УИР, как правило, носит проблемно-тематический характер, содержащий анализ дополнительной литературы.
УИР по литературе может носить межпредметный характер. Например, целесообразно объединение дисциплин «Русский язык и литература» и «История», «Русский язык и литература» и «Музыка».
Целью УИР является сообщение некоторой научной информации, заключенной в 10-15 страницах для приобретения студентом профессиональной подготовки и развития навыков научного поиска. С помощью рефератов студент глубже постигает вопросы изучаемые литературой, анализирует различные точки зрения, явления, факты и события. Основное назначение УИР – подача актуальной научной информации в свернутом виде на основе ее смысловой переработки.
Основными задачами и результатами выполнения УИР являются:
- овладение современными методами научного исследования;
- развитие у студентов практических навыков самостоятельного поиска информации;
- приобретение студентами умения анализировать результаты проведенных исследований, формулировать выводы и рекомендации;
- выработка у студентов способности к самостоятельной, творческой, активной деятельности по непрерывному обновлению и обогащению знаний по предмету.
По своей сути, УИР является одним из этапов подготовки студентов к курсовому и дипломному проектированию.
Требования к языку УИР: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
УИР по дисциплине «Литература» или по дисциплинам «Литература и русский язык» представляет письменную работу в объеме 15-20 печатных страниц и электронную презентацию 6-10 слайдов.
Параметры письменной работы сходны с рефератом. По характеру исходного материала работа должна быть обзорной, по типу свертывания информации – обобщение, по типам ключевого материала во вторичном тексте – конспект.
2. Структура УИР
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1). На титульном листе указываются: наименование учебного заведения, тема реферата, сведения об авторе (ФИО, учебная группа) и руководителе (ФИО).
Содержание, в котором указаны названия всех разделов УИР и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте.
Введение должно содержать описание актуальности темы УИР, цели и задачи исследовательской работы, объем введения составляет 1-2 страницы.
Основная часть УИР может иметь одну или несколько разделов, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на используемые источники. В том случае если цитируется или используется чья-либо мысль, идея, вывод, таблица - обязательна ссылка на автора. Объем основной части реферата составляет 10-15 страниц.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Приложения могут включать иллюстрации, портреты писателей, таблицы.
Список используемых источников - здесь указывается использованная для написания реферата литература и Интернет-ресурсы. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД Учебно- Исследовательской работой
Работу над УИР можно условно подразделить на три этапа:
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования; Изложение результатов изучения в виде связного текста; Устное сообщение по теме УИР.1. Подготовительный этап работыФормулировка темы. Подготовительная работа над УИР начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления). Если тема УИР имеет метапредметный характер, то можно брать сопоставительные темы. Например: «Романсная поэзия XIX века», «Образ Демона в поэзии М.Ю.Лермонтова и живописи М.Врубеля», «Традиции постмодернизма в современной литературе» и др.
Предметами изучения таких тем должна стать информация, относящаяся к дисциплине «Русский язык и литература». Студентам необходимо обратить особое внимание на знания художественно- выразительных средств языка и их роли в художественных текстах.
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр). Конечно, поиск в Интернете тоже очень поможет, поиск можно проводить по ключевым словам
Работа с источниками. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. Если вы работаете на компьютере, сделайте отдельную папку на рабочем столе, в прочитанных статьях сделайте пометки разным цветом
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание студента на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания УИР. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста УИР.
2. Изложение результатов изучения в виде связного текстаОбщие требования к тексту. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте УИР излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.
Текст УИР по литературе должен быть текстом – рассуждением.
В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План УИР. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану – мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.
Требования к введению. Введение – начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата, обоснование актуальности темы, практическая значимость проделанной работы.
Примеры оформления введения.
Тема: «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтов»
Цель: Каким  человеком был М. Ю. Лермонтов? Изучить биографию М. Ю. Лермонтова, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества; составить хронологическую таблицу  «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтов» как результат поисково-исследовательской деятельности.
 Задачи: исследовать  жизнь поэта; научиться работать с дополнительной литературой; собрать иллюстративный материал; создать свою работу.
 Актуальность темы: М. Ю. Лермонтов -  необычный  поэт и прозаик, каких  только рождала Россия. И эта необычность, загадочность наиболее всего интересна мне.
Обоснование выбора темы: Каждый может оценить уникальность творчества этого поэта и писателя, с первых страниц окунувшись  в строки его произведений.  Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества. Моя работа – попытка доказать   уникальность этого человека, надолго запомнить его имя   и  доказать, что его жизнь также интересна, необычна и трагична,  как и его произведения. И самое удивительное для меня то, что,  чем больше пытаешься  познать его жизнь, тем больше для себя загадываешь таинственных загадок и нерешенных вопросов.
Практическая значимость: Полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме доклада и презентации и выступить с ней на научно - практической конференции.
Тема: «Романсная поэзия XIX века»
Объект исследования:
Лирический стих и русский, русский романс
Предмет исследования:
Стихотворения Е.А. Баратынского «Разуверение»
Романс М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды…»
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…»;
Романс А.С. Даргомыжского «И скучно, и грустно…»;
Словари, справочники;
Статьи известных литературоведов по теме.
Цель исследования:
Проведение сравнительного анализа стихотворных текстов и их музыкальных воплощений.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть и проанализировать стихотворения Е.А. Боратынского «Разуверение» и романс М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды…»
Рассмотреть и проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…» и романс А.С. Даргомыжского «И скучно, и грустно…»
Изучить научную литературу и материалы интернет-сайтов
Выявить значение романтической поэзии на развитие русского романса.
Основная часть УИР. Основная часть УИР раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов – компиляции.Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Примеры плана основной части. Тема: «Романсная поэзия XIX века»
I.Сопоставление романсного текста М.И.Глинки и стихотворения Е.А.Баратынского «Разуверение»
II. Вокальная лирика А.С. Даргомыжского и поэзия М.Ю. Лермонтова
Основная информация в основной части может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
Известно, что… Следует отменить, что… Однако… При этом важно, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей…: Ставит вопрос… Считает… Сравнивает… Приводит пример… Перечисляет… Характеризует… Подчеркивает…
Заключение — последняя часть научно-исследовательского текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части – пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы. Заключение дает ответы на вопросы: зачем предпринято данное исследование? что сделано? к каким выводам вы пришли? Для написания данной исследовательской работы мной были изучены… Я пришел(пришла) к следующим выводам…Проанализировав в своей работе многочисленные…Подтвердилась моя гипотеза о том, что…
Практическое значение моего исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при …
Пример заключения по теме ««Романсная поэзия XIX века»
Проанализировав романсные тексты М.И.Глинки и А.С. Даргомыжского, стихотворения Е.А.Баратынского «Разуверение» и поэзию М.Ю. Лермонтова можно утверждать, что оба стихотворения — это монологи-обращения к любимой женщине, полные задушевного тепла и ласки, но лирическая тема лермонтовского «Мне грустно...» переплетается с новыми социальными мотивами. Не корысть, а свою глубокую боль и тревогу за судьбу любимого им, юного, чистого душою существа, обречённого на тяжкие страдания, а может быть, и нравственную гибель при столкновении с бездушным и лицемерным светом высказывает автор: «Слезами и тоской заплатишь ты судьбе». Трагическое мироощущение Лермонтова проникает и в его любовную лирику. Не всегда прочтение композитором стихотворения совпадает с позицией поэта. Порой оставался популярным романс, отодвинув стихотворение на второй план (так случилось с «Разуверением» Боратынского), а иногда стихи и их музыкальная интерпретация существуют на равных, принося одинаковые ощущения при их прочтении или прослушивании. Так произошло и с романсами Даргомыжского.
Искусство слова уступает музыке по силе воздействия на эмоциональный мир человека, но мелодии, созданные композиторами, помогают более глубокому проникновению в лирический мир героев. Взаимовлияние двух искусств обогащает эмоциональный мир читателя.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены:
Рассмотрено бытование романса в культурной жизни России первой половины XIX века.
Сопоставлены стихотворные тексты и их музыкальные воплощения.
Список использованной литературы. УИР обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УИР
Объем реферата составляет от 10-20 страниц. Реферат должен быть выполнен с использованием текстового редактора Microsoft Word.
5.1 Параметры страницы:с левой стороны страницы оставляется поле шириной 30 мм, с правой стороны- 10 мм; вверху – 20 мм и внизу страницы – 20 мм;
нумерация страниц производится арабскими цифрами по порядку вверху страницы по центру, номер на титульном листе не ставится.
5.2 Параметры абзаца:выравнивание по ширине;
отступы слева и справа отсутствуют;
первая строка – отступ 1,25 см;
интервалы перед и после абзаца 0 пт;
межстрочный интервал – полуторный.
5.3 Шрифт – Times New Roman, размер 14пт.5.4 Оформление заголовковЗаголовок первого уровня:
начинается с новой страницы;
выравнивание – по центру;
шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, начертание обычное, видоизменение – все прописные;
список нумерованный 1 уровня.
Заголовок второго уровня:
перед заголовком ставится пустая строка;
выравнивание – по левому краю;
шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, начертание обычное;
список нумерованный 2 уровня.
Заголовок третьего уровня:
выравнивание – по левому краю;
шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, начертание обычное;
список нумерованный 3 уровня.
5.5 Оформление списка использованных источников
Список используемых источников помещают в конце работы под, по алфавиту или в порядке появления ссылок в тексте, нумеруя арабскими цифрами. Ссылки на литературу по тексту указывается в квадратных скобках, в которых записывается номер источника по списку литературы и номер страницы
Для книг указывают фамилии инициалы авторов, название книги, город, издательство, год издания в формате:
№ п/п. Фамилия И.О. Название книги. — Город: Издательство, год издания.
Для статей из журналов или сборников указывают фамилии инициалы авторов статьи, название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер журнала или сборника в формате:
№ п/п. Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала или сборника. Год издания, Номер журнала или сборника.
Для Интернет-ресурсов указывают наименование ресурса и его URL-адрес:
№ п/п. Наименование ресурса: http:// URL-адрес
Печатная версия работы должна быть скреплена в папке-скоросшивателе. Реферат сдается преподавателю в печатном виде, а также на электронном носителе (CD-диск)5. Защита (представление) УИР
Защита (представление) реферата проводится в форме устной презентации. Устное выступление может сопровождаться электронной презентацией, выполненной в Microsoft PowerPoint. Электронная презентация должна иллюстрировать устное выступление и содержать следующие обязательные слайды:
Титульный лист.
Цели, задачи и актуальность исследовательской (учебной) работы.
Важные аргументы
Иллюстрации
Выводы по проделанной работе.
Каждый слайд электронной презентации должен содержать заголовок.
Примерный план публичного выступления
Приветствие
Представление
Цель выступления
Название темы
Актуальность исследования
О поставленных целях и способах достижения
Кратко о новых результатах в ходе исследования
Выводы по результатам  исследования
О дальнейших шагах по теме исследования
Благодарность за внимание
Ответы на вопросы
Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УИР
1. Соответствие заданному типу реферата по объему, форме и содержанию.2. Наличие всех предусмотренных структурных частей.3. Логичность, последовательность изложения.
4. Полнота раскрытия темы.5. Культура письменного изложения материала.6. Техническое оформления материалов работы.7. Соблюдение установленных сроков выполнения работы.8. Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, электронная презентация соответствует заданным требованиям;
оценка «4» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, имеют место несущественные ошибки и незначительные отклонения от заданных требований;
оценка «3» - тема раскрыта не полностью, презентация оформлена в соответствии с требованиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 128с.
2. Методические рекомендации по подготовке учебно-исследовательской
работы. – Тольятти: РИЦ ТСЭК, 2014.
3. И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 160 с.
Приложение 1
Оформление титульного листаГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-экономический колледж»
ТЕМА
учебно-исследовательская работа
по дисциплине «Название дисциплины»
Студент И.О. Фамилия
Руководитель И.О. Фамилия
Тольятти, 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Темы учебно-исследовательских работ по дисциплине «Русский язык и литература»
«Воздух детства и отчего дома».
Литература и кинематограф.
Диалектизмы в лирике С.А. Есенина.
Романсная поэзия XIX века.
Тема сиротства в русской литературе.
Фольклорные истоки в стихотворениях Н.М. Рубцова о Родине («Родная деревня» и «Журавли»)
И.С. Тургенев и Ги де Мопассан: две истории на одну тему («Муму И.С. Тургенева и «Кокотка» Ги де Мопассана)
Интерьер в романах русских писателей XIX века.
Жанр письма в произведениях русской литературы.
Сновидения и грезы Раскольникова.
Современное документальное кино: образ В. Распутина в фильме «Река жизни».
Презентация – размышление над прочитанной книгой.
Дар как ответственность. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет».
«Ересь неслыханной простоты». Художественная этика Бориса Пастернака.
«… И вряд ли мой разборчивый потомок припомнит птичье прозвище мое». Рассказы В. Набокова.
Изображение событий Гражданской войны на страницах русской литературы XX века.
Памятники писателям и литературным героям в Поволжье.
Тема воспитания в русской литературе.
Образ учителя в русской литературе.
Жанр сказа и его воплощение в повестях и рассказах Н.В. Лескова
Изображение природы в поэзии XIX века.
«Стрелялись мы …» Дуэль в русской литературе.
Тема воспитания в русской литературе.
Тема милосердия и сострадания в русской литературе.
Тема Великой Отечественной войны в современной литературе.
Времена года в стихотворениях поэтов XIX века.
Тема семьи в русской литературе
Исследование особенностей высказывания в непосредственном молодежном общении.
Исследование причин появления неологизмов в русском языке.
Анализ современной стихотворной рекламы и русской поэзии.
Анализ языка развлекательных передач.
Исследование роли дискурсивных слов «да» и «нет» в организации диалога.
«Красна речь пословицей». Исследование использования в речи пословиц.
Использование SMS как речевого жанра.
35. Концепты «истина» и «правда» в представлении русского языка и А. Платонова.36.Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.37.Любовью дорожить умейте38. Маскарад в произведениях русской литературы XIX века.39. Метаморфозы эпистолярного жанра в поэтике А.П. Чехова.40. Мир символов, пророчеств и грез в произведениях романтиков.41. Мир фэнтези в современной литературе42. Мотив игры в повести Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
43. Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
44. Цветы в поэзии А.А. Ахматовой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Требования к созданию презентации
1. Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда.
2. Требования к содержанию мультимедийной презентации:
–соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
–соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
–отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
–лаконичность текста на слайде;
–завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
–объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
–сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
–расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
–наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
–информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
3. Требования к визуальному и звуковому ряду:
использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью MicrosoftOfficePictureManager, сжатие с помощью панели настройки изображения MicrosoftOffice);
–соответствие изображений содержанию;
–соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
–качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
–качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
–обоснованность и рациональность использования графических объектов.
4. Требования к тексту:
читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
–кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
–отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
–использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
–длина строки не более 36 знаков;
–расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
–подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
5. Требования к дизайну:
–использование единого стиля оформления;
–соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
–использование для фона слайда психологически комфортного тона;
–фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
–соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
–целесообразность использования анимационных эффектов.
6. Требования к качеству навигации:
–работоспособность элементов навигации;
–качество интерфейса;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
7. Требования к эффективности использования презентации:
–обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
–педагогическая целесообразность использования презентации;
–учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
–адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
8. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
9. Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.
10. На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
11. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд №1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
12. Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.