Статья по литературе на тему : Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).
Когда сейчас люди высказываются по поводу сочинения, они, как правило, вспоминают свое выпускное сочинение. А оно у всех было разным. Были времена, когда из конверта доставали три темы: одну по началу XIX века, другую— по второй половине, третью — про подвиг героев-молодогвардейцев.
Были времена, когда в школу хлынула свобода, и на сочинение давалось штук десять тем: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционно-интересные. Они тоже добывались из закрытого конвертика — известны были только типы тем.
Потом были времена, когда заранее публиковали все триста тем. Тут началась вакханалия, потому что издательства стали выпускать сборники золотых сочинений. Процесс написания обессмыслился — открытые темы сработали в минус.
Потом сочинение отменили. Пришел ЕГЭ.
Новый вид государственной аттестации позволяет чётко, целенаправленно подвести выпускника к необходимому стандарту знаний, умений и навыков, позволяет требовать определённого, оговорённого их уровня, добиваться точных целей и задач.
Придерживаясь общеобразовательного стандарта, учитель русского языка и литературы, работая над написанием сочинения, серьёзно и ответственно нацеливает учащихся на работу по развитию речи, по расширению кругозора, по формированию духовно- нравственных принципов личности, её гражданской позиции.
В значительной мере подготавливают учащихся к написанию творческой экзаменационной работы уроки литературы.
Неумение учащихся выявлять, понимать, анализировать идейное содержание произведения, незнание узловых, ключевых моментов авторских замыслов произведения, растерянность учеников и их нежелание высказываться по содержательной части эпизодов… Кто из нас не сталкивался на своих уроках с этими проблемами (особенно в классах со слабой подготовкой учеников)? Вместе с тем, это важные аспекты не только в процессе познания литературы, но и в формировании духовно- нравственного взгляда на жизнь. По большому счёту, на наших плечах лежит огромная ответственность, во многом от неё зависит то, какой личностью станет выпускник школы…
В связи со сказанным, хочется выделить два важных, на мой взгляд, методических приёма, подхода к анализу литературных произведений: рассмотрение любого произведения с точки зрения пространства и времени и круга основных проблем.
Итоги аналитической работы позволяют сказать, что эти подходы дают возможность ученику рассуждать, думать о назначении человека на земле, о смысле жизни, о добре и зле, о честности, порядочности, верности, истинной и мнимой женской красоте. Причём, мотивировать свои аргументы, размышлять об этих философских понятиях начинают даже скромные и стеснительные ученики (если не устно, то хотя бы письменно).
Так вот, первый метод - рассмотрение автора, его героя сквозь призму пространства и времени - позволяет ученику видеть систему развития литературного процесса в историческом контексте, место писателя - создателя в этом историко-литературном процессе, героя произведения во времени и пространстве.
Главное, на первом, вводном уроке, объясняю ученикам такую философию: человек рождается, живёт и умирает в определённое время, в определённом месте, от рождения и до смерти. Это промежуток - отрезок, который он как бы «вписывает» в историю развития человечества. У каждого человека свой, специфический, жизненный путь, своё предназначение на Земле: кто-то вырастил хороших детей, другой сделал великие открытия, третий посадил дерево, четвёртый был просто добрым человеком…- каждый реализовал себя в определённый исторический момент и в определённом месте - по – своему. В жизни каждого человека есть светлая полоса, чёрная, чёрно – белая. Родись человек в другое время и в другом месте, это была бы уже, возможно, совсем другая жизнь и другая история.
Это философское размышление для учащихся можно даже изобразить схематически: время - это вектор, пространство - круг. На векторе можно расположить исторические события: 1812 год, 1825 год, 1961 год и т.д.- и потом отмечать на линии - векторе жизненный отрезок писателя, его героев. Визуальная опора позволяет наглядно представлять и надолго запоминать объяснение учителя.
Затем задача ученика состоит в том, чтобы понять, в каком месте, в какой момент жизни оказался тот, о ком идёт речь: писатель, герой. Как правило, это оказываются переломные моменты истории, ситуации, когда кто-либо стоит перед важным выбором, и от его поведения, поступков, проявлений характера и совести зависит понимание чего- то важного для людей, для самого героя.
Возьмём обычный на первый взгляд рассказ И. Бунина «Лапти». Попробуем разобраться в пространстве: это Россия, степной хутор, дом, где смертельно болен ребёнок и где отец в отъезде (ученики это очень легко вычленяют из текста). Время - эпоха крепостного права, точнее - суровая зима, вьюжная ночь и утро. Пересмотрев всех героев, приходим к выводу, что «подводное течение» рассказа, идея приводит не к убитой горем матери - нет никакого её поступка, не к ребёнку - автор не называет даже его имени, а, заявив в завязке о том, что он заболел, в развязке не сообщает о судьбе больного. Здесь главным героем повествования является Нефёд, носитель основной идеи произведения, он настоящий герой в прямом и переносном смысле. Этот подневольный крестьянин, пожертвовав своей жизнью, пошёл в лютую непогоду за лаптями, зная, что эта бессмысленная просьба умирающего не лекарство, что они не особо и помогут ребёнку, но, имея доброе сердце, он стремился хоть немного облегчить страдания больного. Безусловно, яркий, красивый бескорыстный поступок.
Если рассматривать его с точки зрения времени и пространства то, как реализовал себя в жизни Нефёд, можно сказать, что линия жизни этого героя оборвалась неожиданно - это короткий, но достойный восхищения промежуток жизни. Герой ценит больше не свою жизнь, живёт не для себя, а заботится о других, в нём нет эгоизма, а лишь проявление светлых, добрых начал. Это стоит огромного внимания, уважения, это ценно в человеческой жизни...
Формула «пространства и времени» подойдёт для рассмотрения абсолютно любого литературного произведения. Во многих случаях идея времени и пространства прослеживается в названиях произведений. А.И. Солженицын заглавием рассказа «Матрёнин двор» ограничивает пространство, в котором живёт главная героиня - это в не область, не город, а всего лишь двор - таких добрых, душевных людей, как Матрёна. Таких, как она, немного, но они ещё есть в нутряной России. А «Один день Ивана Денисовича» это всего лишь день длинный и трудный в жизни заключённого сталинских лагерей, такой же, как и весь его лагерный срок, но ведь он сумел в таких нечеловеческих условиях остаться человеком….
Согласитесь, зная этот подход, можно составлять целостное представление о русских литературных традициях и творческих методах.
Второй важный, как мне представляется, подход к анализу идейного содержания - рассмотрение каждого изучаемого произведения на предмет поиска проблем: дом, семья, идеал женщины, отношение к Богу, Родине. Сначала необходимо оговорить с учениками каждое понятие, помочь им разобраться в этих нравственных категориях, поспорить, прийти к определённым выводам, а затем перейти к поиску данных проблем в изучаемом конкретном произведении. На своих уроках довольно часто ученики получают задание написать небольшие письменные работы по выявлению значимости эпизода, идейного содержания, смыслового значения заглавия и т.д., что, собственно, является одним из критериев работы над текстом на экзамене. Тут- то и приходится ученикам доказывать, что какая- либо проблема содержится в произведении, находить доказательства и аргументы для подтверждения своих мыслей.
Попробуем рассмотреть это на конкретном произведении и проблеме. Представим, что нам необходимо пояснить ученикам, что значит дом, семья в широком смысле этого слова. «Дом, семья,- говорим мы детям, - это не количество членов семьи, не материальный достаток, а те невидимые нити, которые связывают людей - членов семьи друг с другом, это желание людей помогать друг другу в трудную минуту, поддерживать и помогать, не расстраивать, приносить радость, тепло в отношения». А теперь возьмём повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Можно ли, используя сказанное, назвать семью Дубровских семьёй в широком смысле этого слова? (Да, потому что здесь Владимир, узнав о болезни отца, по первому сигналу спешит домой, здесь даже крепостные люди проявляют заботу о помещиках Дубровских, а сам Владимир долго разглядывает семейные архивы, ему дорого всё, что связано с домом, миром его детства). Можно ли с этих позиций назвать семью Троекуровых семьёй? (Нет, потому что отец Марии Троекуровой, выдавая замуж дочь, не думает о её счастье).
Можно, анализируя поступки героев, пробовать найти отражение той или иной проблемы в этом произведении. К примеру, жестокость и доброта могут уживаться в одном из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» - Архипе. С одной стороны он виновник гибели приказчика и его людей - он подпёр дверь, чтобы люди не выбежали из пылающего дома. С другой стороны автор показывает, что перед нами никакой не душегубец и злодей, а человек, который, увидев на горящем сарае кошку, говорит смеющимся детям: «Ну что вы смеётесь, видите, божья тварь мучается…», - и спасает бедное животное. Как объяснить такое поведение? Верующий человек, знающий заповедь «Не убий!», нарушает её. Что привело его к этому? Безусловно, он доведён до отчаяния беззаконием, который творится вокруг. Другое дело, необходимо сказать ученикам, что нет такой причины, по которой можно лишить жизни человека.
Уроки литературы, о которых было сказано выше, я обычно провожу в качестве вводных и заключительных. Занятия запоминаются, потому что и ученикам, и учителю есть о чём поговорить, что обсудить, им интересно. Постепенно ученик, вписывая автора , его героя, даже реальных людей, современников, в пространство и время, взвешивая проблемы, связанные с ними, поведение, привыкает самостоятельно оценивать описанное и происходящее в реальной жизни, задумывается о смысле человеческого бытия... А разве это не главная задача нашей работы при подготовке к написанию сочинения?
Главное правило, которое всегда напоминаю ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.