Сборник педагогических находок для классных руководителей
СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
№11
·
·
· МЕТОДИЧЕСКИЙ
ДАЙДЖЕСТ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ
2013-2014 учебный год
Мастерская “ Общение в семье как условие успеха в воспитании или Почему возникают конфликты?”
Е.А.Марченко
классный руководитель 5-Б класса
Цель: - обсуждение проблемы воспитания в подростковом возрасте;
- выявление причин возникновения конфликтов в семье;
- формирование понимания, что условием успеха в воспитании является общение родителей и ребенка.
«Воспитание – систематическое воздействие на развитие ребенка»- такое определение дается в словаре Д. Н. Ушакова... Кажется, все знают, как надо воспитывать ребенка, да и не только своего, но и чужого. А зачастую родители не видят собственных ошибок в воспитании своего чада, или не хотят видеть, раздражаясь от навязчивых, всем известных прописных истин, изрекаемых педагогом. Как помочь такому родителю, не унизив, заставить задуматься над причинами конфликтов в семье, заставить понять, что воспитывать - значит систематически развивать ребенка, а не только обеспечивать его физиологические потребности.
Так родилась идея создания мастерской с родителями, индуктором которой стала необычная просьба вспомнить каждого слова, которые просто запомнились, поддержали и даже нанесли обиду на протяжении жизни.
Данная мастерская, проведенная с родителями 5-тиклассников в марте 2014 года, обусловлена назревшей проблемой непонимания между родителями и детьми, возникновением конфликтов, иногда на пустом месте. Думаю, что это связано с наступлением подросткового возраста (современные дети взрослеют быстро). Такая форма родительского собрания (мастерская) выбрана не случайно. Хотелось не только напомнить родителям причины плохого поведения и дать готовый рецепт, но и заставить вспомнить самих себя в детстве, свои обиды и успехи, задуматься, а так ли они правы.
Мастерская развивает самоанализ, коммуникативную культуру, включает в работу эмоциональную сферу взрослого, будит его личную заинтересованность в изучении
Цикл «Генеалогическое древо семьи»
Н.С.Лютник
классный руководитель 8-Б класса
"Человеку важно знать свои корни отдельному человеку, семье,
народу тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взраставшая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни."
Василий Песков.
Задачи:
воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам;
развитие исследовательских способностей учащихся;
развитие сотрудничества в семье.
Этапы :
1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».
2.Собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями и их детьми. На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятия «семья» и «традиции семьи».
3. Квест «История рода известных людей».
4. Классный час с родителями «Семейная гостиная» (защита проектов «Генеалогическое древо семьи»).
СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
№11
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ДАЙДЖЕСТ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ
Данный сборник включает в себя педагогические находки творческих классных руководителей школы №11 и имеет целью распространение передового педагогического опыта в воспитательной работе
2013-2014 учебный год
ЖУРНАЛ-ЭСТАФЕТА
И.В Шелехова.
классный руководитель 8-А класса
Познавательное и организаторское дело-обозрение. Представляет собой рукописный сборник, над всеми частями которого по очереди работают все члены коллектива или нескольких коллективов.
Журнал-эстафета выпускается с целью обмена опытом, впечатлениями, мнениями, предложениями внутри коллектива или между коллективами, а также для близких и далеких друзей. Может создаваться как по итогам целого периода жизни коллектива (например, к празднику Великого Октября, под Новый год, к дню рождения коллектива или его героя), так и после какого-то большого события (трудовой операции, похода, слета и др.).
Журнал-эстафета живая, яркая форма коллективной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагогическом руководстве становится действенным средством развития логического мышления, находчивости, творческого воображения, письменной речи, расширения кругозора, эстетического воспитания, формирования умения работать сообща, укрепления товарищеских отношений в коллективе и между коллективами, между младшими и старшими, между ребятами и взрослыми.
Работа над журналом-эстафетой должна строиться как творческая забота каждого о своем коллективе, об успехе общего дела; как взаимная забота коллективов; как общая забота о своем классе, о близких и далеких людях.
Классный час «Интернет-увлечение или зависимость» Н.А. Хлобуст
классный руководитель 10-А класса
Идея проведения данного классного часа возникла в ходе работы с учащимися по воспитанию коммуникативной компетенции.
Цели и задачи мероприятия:
1.Формировать культуру дискуссии, умения высказывать свою позицию.
2.Показать положительные и отрицательные стороны при работе в интернете.
3.Научить правильно общаться в интернете.
4.Развивать интерес к познавательной и аналитической деятельности.
В ходе мероприятия были использованы различные методы и приемы.
Накануне классного часа была проведена с учащимися анкета , в которой дети указали сколько времени они проводят за компьютером и считают ли они, что интернет отрицательно влияет на развитие интеллекта человека.
Так же была проведена познавательная словарная работа. Интерактивная часть включала в себя игру «Я так считаю», «мозговой штурм», «паутина дискуссии» и метод незаконченного предложения, в ходе которого учащиеся активно высказывали свою точку зрения по поводу общения в интернете и полезности (опасности) интернета.
Во время «мозгового штурма» учащиеся высказывали свои мысли, комментировали, опровергали или подтверждали фразу: «Если кто-то утверждает, что он счастливый благодаря интернету, то понятно, что этот человек несчастен» .
Активно прошла групповая работа - «паутина дискуссии», в которой группы раскрыли тему по заданной схеме.
В ходе мероприятия все учащиеся принимали активное участие в дискуссии, корректно и открыто высказывали свое мнение, придерживались позитивных идей, не критиковали друг друга, и на практике продемонстрировали правила проведения дискуссии, которые оговорились в начале мероприятия.
Классный час «Семья - глаза в глаза».
Л.И.Бобнева
классный руководитель 7-В класса
Идея проведения данного классного часа возникла в ходе работы с учащимися и их родителями в течение двух с половиной лет. У меня возникло ощущение, что родители уделяют не достаточно внимания воспитанию своих детей. Хотелось поспособствовать укреплению взаимодействия семьи и школы, стимулировать полноценное общение родителей с их детьми, побудить родителей и детей к совместному проведению досуга.
За месяц до проведения мероприятия учащиеся знакомятся с особенностями предстоящего события, обсуждают и выбирают примерный план « Паспорта семьи». Обговаривается свободная форма « Паспорта» . Дальнейшая работа выполняется в домашних условиях при поддержке всех членов семьи. На классный час приглашаются родители, бабушки и дедушки.
Ход классного часа :
1. Вступительное слово классного руководителя. Раздача смайликов для выбора самого интересного и содержательного «паспорта».
2. Защита паспортов. Каждому отводится по 3-5 минут.
3. Определяется победитель. Победителя определяют учащиеся, приклеив свой смайлик на уголок понравившегося паспорта.
4. Подводятся итоги встречи, награждается семья-победитель. Учащиеся и родители высказывают мнение об увиденном, делятся впечатлениями о процессах создания «паспортов», объясняют свой выбор лучшей работы.
Проведением этого классного часа хотелось показать, что мир и согласие в семье -главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи; побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье; стимулировать полноценное общение родителей с их детьми; дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность; показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.
«Честь имею быть севастопольцем».
В.П.Панченкова
классный руководитель 9-Б класса
1. Мы живём в славном городе, необычном, богатом историей, исторически важными событиями для севастопольцев, для страны, для мирового сообщества. Есть чем гордиться. Поэтому важно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Серия мероприятий в течение года или всех лет обучения может проводиться под общим названием «Честь имею быть севастопольцем».
2. Среди мероприятий были
- классные часы «Партизанское движение во время ВОВ», «Достойные поклонения», совместный классный час с учащимися начальной школы, посвящённый Дню Победы;
- участие в общешкольных мероприятиях «Визитка класса», инсценировка «Песни патриотов», агитпроект «Наш Севастополь»;
- экскурсия на севастопольский морзавод;
- участие в городских мероприятиях: шествие по городу (осенью), открытие памятников Екатерине Второй и Потёмкину на въезде в город с участием народного артиста В.Ланового.
3. Результат – дети не просто любят свой город, а гордятся тем, что они СЕВАСТОПОЛЬЦЫ.
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию
О.И.Сидорчук
классный руководитель 6-Б класса
Основным направлением воспитательной работы в 2013-2014 учебном году (6 класс) было патриотическое воспитание. Идея классного руководителя заключалась в воспитании и всестороннем развитии патриотизма в детях в течение года, что требовало создания комплекса мероприятий. Разработанный комплекс включает в себя краеведческую деятельность, культурно-массовую работу и мероприятия военно-патриотического направления.
В сентябре с учащимися был проведён классный час «Любить Родину». Его целью было уточнение и расширение таких понятий, как «Родина», «патриот» и «патриотизм», а также воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В октябре в продолжение темы, для закрепления и углубления знаний и убеждений учащихся была проведена игра «Патриот». В ходе игры ученики отвечали на вопросы, касающиеся родного края, города, известных людей, проживающих в Севастополе и трудившихся на его благо. Детям было предложено творческое домашнее задание – написать эссе, рассказ или стихотворение о красоте родных мест. На следующем классном часе работы были зачитаны. Некоторые ученики проиллюстрировали свои работы.
Следующим этапом стал круглый стол «Как сохранить прошлое своей страны». Цель – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Дальнейшее мероприятие – это посещение Музея Черноморского флота.
Перед праздником Великой Победы был проведён классный час «Герои для нас, как пример».
Культурным мероприятием военно-патриотического направления стал конкурс чтецов на тему «Великая Отечественная война в творчестве поэтов-фронтовиков».
9 мая ребята были рады принять участие в общешкольной акции «С добрым утром, ветераны!» - поздравить ветеранов с Праздником Победы.
Завершит этот комплекс мероприятий летняя экскурсия в музейный комплекс «35-я береговая батарея».
Цели, стоявшие перед классным руководителем, были достигнуты: раскрыто понимание истинного патриотизма, повышены патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры детей, сделан ещё один серьёзный шаг в формировании стойкой патриотической позиции ребят.
Программа «Милосердие»
Н.Н.Тиунова
классный руководитель 9-А класса
В воспитательный план включаются уроки нравственности. Акцент делается на воспитание таких качеств, как умение владеть собой, чувство сдержанности, заботливость, милосердие, доброта и чуткость, отзывчивость.
Вот такие темы вместе с учениками изучаются с целью воспитания заботливости и милосердия:
- Вежливость, милосердие, уважительное отношение к родителям, одноклассникам, учителям.
- Ваши мысли о том, как дома, в школе, в классе должен вести себя вежливый человек.
- Родственные отношения, дружба между членами семьи.
- Как ты понимаешь человечность, искренность?
- Семейные традиции и праздники.
- Как вы понимаете милосердие и заботливость по отношению к окружающим людям?
- Взаимопомощь в семье, классе.
- Что такое дружба?
- Взаимопонимание, согласие между народами.
- Нормы литературной речи.
- О традициях и обычаях разных народов. Межличностные отношения с народами других наций и народностей.
- Терпимость и уважение ко всем народам и их культуре.
- Каким человеком ты хотел бы стать?
- Правила общения с незнакомыми людьми.
- Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
- Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких можно исправить?
Классный час в 7-А классе: «Севастополь – город бастионов»
Е.А. Рома
классный руководитель 7-А класса
Севастополь город удивительной судьбы и неповторимой истории. Основанный в 1783 г. как военно-морская крепость на южных берегах Российской империи, Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. он получил название Севастополь, что в переводе с древнегреческого означает “город высокий, священный, достойный поклонения”.
Сегодня на месте былых бастионов открыты музеи и сооружены монументы, шумят листвою парки и скверы. У подножия седых курганов, на которых стояли насмерть воины в двух оборонах, выросли прекрасные улицы и площади белокаменного города. Как нигде, здесь перекликаются события двух веков, ощущаются связь времен и преемственность поколений.
Любой, кто хоть раз побывал в Севастополе, никогда не забудет великолепие этого города. Здесь, в Севастополе, история это не заумные цитаты из учебников, история - рядом с нами. Каждая пядь этой земли обильно полита кровью наших предков. И поэтому Севастополь – это не просто город. Севастополь – это слава, честь и доблесть. Севастополь – это гордость России.
Очень важно, чтобы память о его героическом прошлом была жива в сердцах наших детей.
В прошлом году наш класс посетил музей 35 Береговой батареи.
В пятом классе мы ездили на экскурсию в Панораму.
В этом году исполнилось 70 лет со дня освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. В апреле и мае я провела последовательно два тематических классных часа о героях нашего города. Первый был посвящен героям Первой обороны, второй – героям Второй обороны.
В шестом классе -героям наших дней.
Каждый из этих классных часов сопровождался презентацией.
Майский классный час – видеороликом военной хроники Севастополя, сопровождавшимся песней « О героях былых времен».
Вывод, который сделали дети:
Севастополь - это город русской славы!
Мы отстояли его в двух оборонах!
Наши потомки не забудут об этом!
Внеклассное мероприятие «Русские традиции. Рождество»
Т.В.Кузнецова классный руководитель 6-В класса
Цель:
* познакомить учащихся с традициями празднования Рождества;
* раскрыть духовное богатство русского народа;
* приобщить учащихся к истокам русской народной культуры;
* прививать любовь к старине, к родным корням;
* воспитание толерантности у учащихся.
Форма занятия: устный журнал.
Оборудование:
* вертеп;
* стол, усыпанный сеном и застланный скатертью;
* открытки, изготовленные учениками;
* маски для инсценирования;
* мультимедийный проектор
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе: Внеклассное мероприятие «Русские традиции. Рождество» - одно из мероприятий цикла «Традиции народов России» Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 6 класса. Это возраст, когда дети считают себя уже достаточно взрослыми и стремятся копировать их поведение. Меняются ценностные ориентиры. На первое место выходят материальные блага. В этот период важно продолжить формирование у учащихся духовных ценностей. Этому способствует обращение учеников к традициям, обычаям народа, т. е обращение к своим истокам. Решить эту задачу поможет наше мероприятие. В процессе подготовки к мероприятию учащимися была проведена огромная работа. Внеклассное занятие проводится в форме устного журнала.
Предварительная работа.
До мероприятия ученики изготавливают вертеп, создают рождественские открытки, разучивают колядки, стихи о Рождестве. Родители или учителя технологии помогают детям приготовить праздничные блюда.