Программа воспитания активной социально зрелой личности выпускника
Автор: Кушнарь Евгения Генриховна
классный руководитель 9 «В» класса
МОАУ гимназии № 1
Благовещенск Амурская область
Программа
воспитания активной социально зрелой личности выпускника
Описание материала: Материал состоит из Программы воспитания активной социальной личности учащихся. В нем представлены концептуальные основы проекта, цель Программы, задачи, содержание и структура проекта. Содержится модель выпускника, где дается перечень качеств социально зрелой активной личности. Программа рассчитана на несколько лет. Возможна корректировка с учетом особенностей классного коллектива. В соответствии с Программой перечислены задачи классного руководителя. Целевой аудиторией являются учащиеся с 5 по 9 класс. Программа должна быть дополнена в 10-11 классах с учетом возрастных особенностей. Материал дополнен удобной анкетой для учащихся «Мои ценности». Предлагается для работы классных руководителей в общеобразовательных школах.
Концептуальные основы
содержания и обоснования актуальности Проекта
Развитие личности в школьном коллективе предполагает формирование ее гражданской позиции, а также ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству в целом. Поэтому необходимо создать такую развивающую среду, которая содействует готовности воспитуемых к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала. Среду, где царит дух взаимного уважения, творческой поддержки, понимания личностных проблем.
Программа призвана содействовать созданию подобной среды.
Цель Программы
Осуществление систематической и целенаправленной деятельности по формированию творческой социально значимой личности, уважающей себя, осознающей свою ценность, признающей ценность другой личности, способной быть самостоятельной в принятии решений, несущей ответственность перед собой и обществом.
Задачи Программы
- повышение социальной активности воспитуемых в совместной деятельности
- снятие агрессивности и приобретение навыков бесконфликтного общения
- развитие позитивных личностных качеств каждого в классном коллективе
- создание, сохранение и передача традиций в процессе развития коллектива
Содержание и структура Программы
Содержание Программы основывается на принципах КТД (коллективное творческое дело). По признаку включенности в реальные социально значимые отношения КТД имеют три направления:
Социально-значимые дела – это те дела, при которых достигается определенный результат, полезный как для самих участников, так и для окружающих (акции, конкурсы газет, плакатов).
Школа формирования личности – это то, что способствует формированию личностно значимых качеств (беседы, деловые игры, диагностики).
Досуговые дела – это то, что способствует раскрытию творческих способностей каждого члена подросткового коллектива (праздники, развлекательные игры, классные часы)
Средства реализации Программы
Изучение условий развития данной личности.
Выявление личностных психологических трудностей.
Проведение диагностических методик.
Индивидуально-психологическое консультирование.
Разработка аналитических материалов.
Организация коллективных творческих дел (КТД).
Работа творческой лаборатории полезных дел в классе.
Организация деятельности творческих малых групп.
Развитие системы самоуправления ученического коллектива на основе бригадного принципа.
Участие в АКС (анализ конкретных ситуаций).
Представление Панорамы творческих успехов каждого члена коллектива.
Организация деловых и ролевых игр, направленных на разрешение конфликтных ситуаций.
Деятельность Центра «Познай себя».
Цель деятельности классного руководителя 9 «В»:
Создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитуемого
Задачи классного руководителя:
Формирование классного коллектива в условиях переходного подросткового возраста.
Организация системной работы с учащимися в классе.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого подростка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Организация системы отношений подростков через разнообразные формы воспитывающей деятельности классного коллектива.
Гуманизация отношений между подростками.
Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров подростков.
Организация социально значимой творческой деятельности подростков.
Модель ученика 9 «В»
как активной гражданской личности
Осмысленность личной жизни, целеустремленность.
сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;
наличие жизненных планов;
активная профессиональная подготовка;
стремление к материальному благополучию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью.
Мировоззрение и мироощущение:
знание современной научной картины мира;
мировоззренческая терпимость;
понимание и принятие философии прав и свобод человека;
патриотизм;
правовая и политическая культура;
социальный оптимизм;
способность сделать правильный, нравственный,
социальный выбор.
Интеллектуальное развитие:
информационный кругозор;
потребность применять знания на практике;
умение обобщать, анализировать, делать выводы;
критичность сознания;
гибкое мышление, свободное от догматизма;
стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
навыки самоорганизации;
навыки самообразования.
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
добросовестность;
старательность;
настойчивость;
предприимчивость;
самостоятельность;
творческий подход к работе;
конкурентно способный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
Черты характера:
сознательная дисциплинированность, обязательность;
внутренняя свобода, независимость;
стойкость, умение переносить трудности;
решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность и страх;
порядочность;
честность, правдивость;
раскованность;
развитое чувство достоинства (самоуважение);
социально закаленный, стойкий к негативным воздействиям социальной среды;
устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, преодолению собственной ограниченности.
Отношение к окружающим:
гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
альтруистическая жизненная позиция – бескорыстная забота о других;
интерес к людям, общительность;
доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
терпимость, уступчивость;
умение постоять за себя.
Культура общения:
сдержанность;
тактичность;
знание психологических основ общения;
чувство меры в общении;
умение соблюдать дистанцию в общении;
владение культурой речи.
Здоровье и здоровый образ жизни:
отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знание механизмов и способов поддержания здоровья;
физическое развитие;
стремление к физическому совершенствованию;
отсутствие вредных привычек;
знание и владение приемами способами оздоровления своего организма.
Отношение к семье, браку, семье:
отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору;
уважительное отношение к женщине, девушке;
знание основ сексуальных отношений;
осознание ответственности за воспитание своих детей.
Эстетическая культура:
эстетический кругозор и эстетический вкус;
умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении;
развитое творческое начало;
умение рисовать, петь, танцевать;
умение одеваться со вкусом, со вкусом организовывать свой быт.
Отношение к природе:
Сформированная экологическая культура со следующими составляющими:
рациональное использование природных ресурсов;
готовность охранять и защищать флору и фауну;
осознание долга заниматься восстановлением природы и воплощение его в своей жизни.
Анкета для учащихся «Мои ценности» (на основе метода опроса М.Рокича)
ФИО ученика 9 «В» _____________________________________________
Твоему вниманию предложены вопросы, касающиеся разных сфер твоей жизнедеятельности. Ответы лучше давать быстро, особенно не раздумывая. Будь искренним.
Перед тобой два списка ценностей. Для разных людей разные ценности имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – иметь уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.
Подумай, насколько значима каждая из ценностей для тебя сейчас, и обозначь это соответствующими знаками:
Х - не имеет никакого значения V - иногда имеет некоторое значение - иногда имеет большое значение
- имеет значение для всей жизни - имеет большое значение для всей жизни Ценности-цели Твоя оценка
Активная и деятельная жизнь Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) Здоровье (физическое и психическое здоровье) Интересная работа Красота природы и искусства Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) Наличие хороших и верных друзей Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе или работе) Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры; интеллектуальное развитие) Свобода как независимость в поступках, действиях, суждениях и оценках Счастливая семейная жизнь Творчество (возможность творческой деятельности) Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) Развлечения (удовольствие, приятное проведение времени) Развитие (собственное изменение, совершенствование) Продуктивная жизнь (полезная жизнь) Счастье других Чудо (нечто удивляющее человека своей необычностью, совершенством, идеальностью)
Ценности-средства Твоя оценка
Аккуратность, чистоплотность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность Ответственность Рационализм (рассудочное отношение к жизни, не чувственное) Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Честность Широта взглядов Эффективность в делах Вера (в людей, в Бога, в победу, в себя и пр.) Чуткость Спасибо за работу!