Конспект урока по русскому языку по теме «Понятие о местоимении. Личные местоимения» 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Курская область Курский район





Разработка урока по русскому языку
в 3 классе
на тему «Понятие о местоимении. Личные местоимения»





Учителя начальных классов Шумской Анны Игоревны





УМК «Перспектива»
Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Предмет: русский язык
Класс: 3 Б
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок проведен с применением технологии развивающего обучения.
Дидактическая цель урока: знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
На уроке применяется ряд методов: беседа, рассказ, практическая работа, частично-поисковый, проблемный, связь теоретических знаний и умений и их применение на практике, сравнение.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметный УУД:
знают: самостоятельные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и служебные части речи (предлог, союз);
умеют: задавать вопросы, различать и обозначать изученные части речи;
Должны узнать: о местоимении, как о части речи, дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.
Должны научиться: узнавать местоимения и различать среди других частей речи.
Метапредметный (УУД):
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении местоимения;
познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке;
коммуникативные- доносить информацию до участников образовательного процесса- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;
Личностный - формировать положительное отношение к процессу получения знаний;
Межпредметные связи на уроке способствуют и побуждают обучающихся к усвоению знаний и созданию ситуации успеха.
Обеспечение урока:
Оборудование: карточки с заданиями, использование ИКТ, доска.
Литература:
Учебник. Русский язык - 3 класс (в 2 ч.). Автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина М.Просвещение, 2012.
Методические рекомендации для учителя по русскому языку. 3 класс. Автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М., Просвещение, 2012.
Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. ФГОС: М., ВАКО – 2013.
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина: Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. ФГОС. М., Просвещение, 2012.
Русский язык. 3 класс. Универсальный мультимедийный тренажер. ФГОС (CDpc). М., Экзамен, 2013.



Дидактическая структура (этапы урока), время.
Деятельность учителя

Деятельность детей
Планируемый результат

1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок) 3 мин
Цель: организация класса
Задачи:
- создание положительных эмоций на работу;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.






Пальчиковая гимнастика

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать
И друг другу помогать.
Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка и предлагаю вам стать исследователями.
А кто такие исследователи, чем они занимаются?

А что можно исследовать на уроках русского языка?

Запишем в тетради число, классная работа.
– Начнем наше исследование с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики.


(массаж кисти рук с помощью ручки)
1.Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

2. Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу)
Дождик: кап, кап, кап. (постукивание по столу)
Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши)
Вырос гриб, гриб, гриб. (поднимают руки над столом)
Кто нашёл его, друзья, а? (разгибают пальчики из кулачков)
Это я, я, я, я! (загибают пальчики от мизинцев)

СЛАЙД








Исследователи люди, способствующие получению новых знаний.
Правила письма, орфограммы
Записывают число, месяц, классная работа.

Личностные результаты
воспитывать интерес к русскому языку;
формировать чувство языка;
воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
формировать готовность к саморазвитию и к самообучению, к самоконтролю и самооценке;
формировать умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ёё участниками
формировать бережное отношение к природе;


2.
Чистописание. 3мин
Цель: Закрепление навыка начертания букв.
Задачи:
- учить детей аккуратно делать записи в тетради
Внимательно исследуйте строчку букв, что вы заметили?
Запишите, в тетради только те буквы, которые не повторяются дважды, а писать мы будем под девизом: «Пишу правильно, красиво, чисто, аккуратно».
яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)
2. СЛАЙД
Какое слово у вас получилось?





МЕСТОИМЕНИЕ
3.СЛАЙД

Регулятивные результаты
развивать умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;










3.























































4.












5.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. Изучение нового учебного материала (первая часть). 10мин
Цель:
-учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и цель урока.
-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.
-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации.
Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи.
Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Задачи:
- возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
- умение говорить правильной речью.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
- межпредметная связь;
- своеобразное и правильное выполнение заданий;
- доступность учебного материала;
- эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:
- похвала;
- создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

Постановка и решение проблемной ситуации.











Открытие нового знания
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?
Краткие сведения о местоимении:
Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.
Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Итак, начнем наше исследование.




РАБОТА В ГРУППАХ (4группы)
ИГРА «СУЕТА»

Задание на карточках
Распределить слова по группам


1группа
2группа

ДЕВОЧКА
АВТОБУС

КРАСИВЫЙ
НОВЫЙ

ЧИТАЕТ
СТОИТ

Я
ТЫ

МЫ
ВЫ




3группа
4группа

БЕРЁЗА
СОБАКА

ИНТЕРЕСНЫЙ
УМНЫЙ

ДУМАЕТ
РАБОТАЕТ

ОН, ОНО
ОНА, ОНИ


А что это такое сущ, прил., гл.?
Все ли слова вы прикрепили на доску?
Назовите, какие слова у вас остались?






Может, кто- то уже знает, что это за слова?

Запишите их тетради в строчку. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Предлагаю вам побывать на уроке у Татьяны Викторовны.

ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?
Давайте запишем это в исследовательскую карточку


Продолжаем наше исследование.
Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84
Давайте прочитаем текст. О ком этот текст?
Подумайте над лексическим значением слова.
Собака – это животное.
- Давайте назовём грамматические признаки слова собака.
Запись на доске: Собака (кто?) – сущ., одуш., Ж.р., ед. ч.
Вам он понравился?

Какой недостаток вы в нём заметили?


- Как можно исправить этот недостаток?


Давайте отредактируем его, заменив в предложениях слово, собака другими словами.
- Запишите текст в исправленном виде, подчеркните местоимения.

- Вместо какой части речи, вы употребили слова она, с ней?
Эти слова заняли место имени существительного.
Какое название дали этим словам?

– О себе местоимение говорит так:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!


Краткая историческая справка.
Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вм
·есто» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение.
Отгадайте, о чем идет речь.

Он нужен учителю и ученикам.
Он есть у нас в кабинете.
О чем идет речь?
-А я загадала мел.
-То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его.
- Какую роль выполняет местоимение?
Запишем в исследовательскую карточку.

Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?



Местоимение - это часть речи..







Исследовательская карточка

1.Местоимение – это

2.Употребляется вместо

3.Личные местоимения

4.Не называют предмет, а


ЧАСТИ РЕЧИ
Сущ. Прил. Гл. местоимение
















ЧАСТИ РЕЧИ
НЕТ
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ






Местоимения





МУЛЬТФИЛЬМ



ЧАСТЬ РЕЧИ
МЕСТОИМЕНИЕ - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.




О собаке.




В каждом предложении повторяется слово – собака.

Слово собака надо заменить другими словами





Вместо имени существительного.
Местоимение

Ответы детей.











указывает на предмет




Местоимение – не называет предмет, а указывает на него.

Регулятивные
результаты
способность к организации и планированию различных видов действия.




























































Познавательные результаты
формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, структурировать полученные знания.



Коммуникативные результаты

формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовать совместную деятельность, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать связную речь.

6.
ФИЗМИНУТКА
Я иду и ты идёшь                (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 Я пою и ты поёшь              (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 Мы идём и мы поём            (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 Очень дружно мы живём  (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Личностные результаты
воспитывать интерес к русскому языку; формировать чувство языка;
воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
формировать готовность к саморазвитию и к самообучению, к самоконтролю и самооценке;
формировать умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ёё участниками
формировать бережное отношение к природе;













Познавательные результаты
формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, структурировать полученные знания.

7.
Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала
( вторая часть).
Цель:
- помочь сформировать представление о местоимении;

-продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию.


Предлагаю продолжить наше исследование.
С помощью какого местоимения человек указывает на себя?
А когда вас много?
С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?
С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?
Итак, местоимения имеют лица. Поэтому они называются личными.
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
Местоимение Я указывает на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах.
Какие личные местоимения мы узнали?
Запишем в исследовательскую карточку
Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают?
Сравните местоимения второго столбика. На сколько предметов они указывают?
Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множ. числа.
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
 Если я сорву цветок,
 Если ты сорвёшь цветок,
 Если он, и я, и ты -
 Если мы сорвём цветы,
 То окажутся пусты
 И деревья, и кусты.
 И не будет красоты,
 И не будет доброты,
 Если только я и ты -
 Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Запишем в исследовательскую карточку личные местоимения.

Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?

Я, МЫ

Ты, вы

Он, она, оно, они
















На один - единственное число



Много - множественное число






Личные местоимения Я, МЫ
Ты, вы Он, она, оно, они.













8.
Применение новых знаний на практике.
Цель для педагога:
- выявить уровень усвоения учебного материала;
- научить применять полученные знания самостоятельно на практике

- умение обобщать, делать выводы о местоимении;
- умение подбирать нужное местоимение.
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении договариваться при работе в парах
Критерии определения уровня внимания и интереса школьников:
- доступность и наглядность учебного материала;
- правильное выполнение всеми обучающимися заданий;
- эмоциональный настрой обучающихся.
-Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и применить изученный материал. Для этого выполним упражнение 83. Упражнение будем выполнять по вариантам. 1 вариант подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 вариант – местоимением – она, 3 вариант – местоимением – оно, 4 вариант – местоимением они.
( по одному человеку от каждого ряда работают у доски)









9.


















10.
Первичное закрепление учебного материала.

















Подведем итог урока.
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.

Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее.

Игра «Четвёртое лишнее»
Я, он, на, ты (предлог)
Я, яма, ты, вы (имя существительное)
Он, она, они, оно (мн. Число)
Мы, я, вы, они (ед. число)
Они, мы, но, он (союз)



- С какой частью речи познакомились?
– Почему эта части речи получила такое название?
– Что нового для себя узнали?
Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение – «Я, всё своё ношу с собой».
- Как вы понимаете это выражение?
(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. На что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
- Давайте запишем это предложение и обозначим части речи. (Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл).

- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке. Вы были активны, внимательны, старались, были настоящими исследователями. Итак, прочитаем нашу исследовательскую карточку. Что у вас получилось?
- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение мы.


Познавательные результаты
формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, структурировать полученные знания.



Регулятивные результаты
развивать умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; способность к организации и планированию различных видов действия.


11.
Рефлексия в конце урока
Цель для обучающихся:
Показать свое отношение к изученному материалу на уроке
Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий.
Задачи:
- создание положительных эмоций;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Самооценка обучающихся.
(самооценка проводится для учителя с целью самоанализа построения урока и передачи знаний учащимся, а для учеников с целью оценить усвоение нового материала)

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов
Я понял, что такое местоимения,
и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое местоимения,
но не уверен, что объясню другому.
Я не совсем понял, что такое местоимения




12.
Задание на дом.
Цель для обучающегося:
- стимулирование к личным достижениям;
- воспитывать нравственное отношение к труду.

Учить правило стр.50. Выполнить упр. 87 (учебник)






Рисунок 1Рисунок 315