Проект урока по русскому языку. Тема: Приставки про-и пра-, по- и па-, их правописание. По учебнику Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева
Проект урока русского языка
3 класс
По учебнику Р.Н. Бунеев и Е.В.БунееваТема: Приставки про-и пра-, по- и па-, их правописание
Цель: овладение умением извлекать информацию и использовать ее для решения практических заданий., на основе наблюдений устанавливать сходные и различные факты.
Задачи:
- познакомиться с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;
- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;
- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Актуализация знаний.
- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пожелайте своему соседу удачной работы на уроке.
(дети желают друг другу удачной работы)
- Расположите полученную тетрадь на столе правильно. Отступим 2 строчки вниз и запишем дату. (Дети записывают число и классная работа).
-Начать сегодняшний урок мне хочется с загадки:
С корнем я дружу, друзья,
Перед ним стою всегда.
А работа такова:
Образовывать новые слова.
– О чём речь? (О приставках)
- Что вы знаете о приставках? (Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Со словом приставка пишется слитно).Чистописание.
- Посмотрите на доску, какие буквы у меня записаны? (о,а)
- Запишите их.
- Какие приставки с буквой «о» вы знаете? (Дети называют и записываю приставки) СЛАЙД 2
- В каких приставках пишется буква «а»? (Дети называют и записываю приставки) СЛАЙД 3
- Давайте запишем несколько слов с приставками.
3. Формирование проблемы, планирование деятельности.
- Прочитайте слова: СЛАЙД 4
Проводник поплясал
Прабабушка паводок
- Объясните лексическое значение слов .Проводник – многозначное слово
1.провожатый, указывающий путь;
2.железнодорожный служащий, сопровождающий вагон;
3.специалист, работающий со служебной собакой;
4.вещество, не оказывающее сопротивление электрическому току или хорошо пропускающее через себя звук, тепло.
Прабабушка – мама дедушки или бабушки.
Паводок-поднятие уровня воды в реках, водоёмах из-за быстрого таяния снега, от ливней.
-Кто заметил противоречие в выделенных приставках? (В слове проводник приставка про-, а в слове прабабушка приставка пра-, в слове поплясал приставка по- , а в слове паводок приставка па-. Непонятно, когда надо писать про-, а когда пра-, когда по-, а когда па-.)
- Чем же будем заниматься сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 5 ( Правописание приставок про- и пра-, по- и па-. )
- Какую цель поставите перед собой. (Научиться различать, когда писать приставки по – и про-, а когда писать приставки пра- и па- ) СЛАЙД 6
-Приставки па- и пра- встречаются в словах редко, однако их нельзя путать с приставками по- и про-. Как различить, когда писать приставку про-, а когда пра-, по- или па-? Ответ на этот вопрос попробуем дать в ходе урока.
- Откроем учебник с. 126 № 154
- Прочитайте слова.
- Слова разбиты на 3 группы. Найдите слова ПРОБЕЖКА и ПРАБАБУШКА .- В каких группах они встречаются? (Пробежка – во 2-й, прабабушка – в 3-й)
- А почему слова с приставкой про- находятся в двух группах? (1 гр. – о находится под ударением, а во 2-й – без ударения).
- Какое общее значение есть во всех словах 3 гр.? (Названия родственных отношений со значением «старый, древний» )-Попробуйте сформулировать правило, когда же пишется приставка пра-, а когда про? (Приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи, во всех остальных случаях пишется приставка про-.)
- Молодцы! -Да, ребята, приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи или указывают на степень родства, в остальных случаях пишется приставка про-.
- А теперь спишите эти слова и выделите приставки.
-На какой вопрос урока нам предстоит ещё ответить?
- (Когда пишутся приставки по-, а когда па-.)
- Учебник с. 126 № 155
- Спишите слова в два столбика: 1 – с приставкой по- , 2 – с приставкой па-
- Прочитайте слова первого и второго столбика.
Побег пасынок
Побежал падчерица
Поговорить
Подумать
_ В каких словах встречается приставка па-? (пасынок, падчерица)
- Какое она имеет значение ? (неродной)
- Подумайте, когда пишется приставка по, а когда приставка па-? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, нужно поставить в словах ударение)
-Вывод: приставка па всегда ударная, приставка про- всегда безударная.
- Вы правы, приставка па- пишется всегда под ударением, а по- без ударения, таких слов очень мало в русском языке, но они всё-таки есть.
4. Вывод(учитель подводит итог наблюдений учащихся)
-Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-.
-Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения.
5. Развитие умения применять знания.
- СЛАЙД 7. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. (Дети списывают слов в тетрадь).
-Проверим вашу запись. СЛАЙД 8.
- Не огорчайтесь, кто допустил ошибки.
- Работа с текстом.
Прочитайте текст. Спишите его.
Летающая прабабушка.
Этой жизнелюбивой прабабушке девяносто лет. У неё двое правнуков.
Прабабушка увлекается спортом – летает на дельтаплане уже пять лет. Прадедушка считает, что именно спорт помогает ей сохранить форму и укрепить здоровье.
- Какие слова с редкой приставкой здесь есть? (прабабушка, прадедушка, правнуки)
- С какой приставкой пишутся эти слова? (Эти слова пишутся с приставкой пра-.)-Что такое дельтаплан?
-Дельтаплан- это летательный аппарат с гибким крылом, каркас которого выполнен из металлических труб, обтянутых тканью, пилот которого стартует с ног и на них же приземляется
-Как вы думаете, является ли слово дельтаплан сложным словом? (Слово дельтаплан сложное слово, состоит из двух слов: дельта и план.)
6. Рефлексия.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
-Какая была тема урока? Какая была цель?
- Достигли ли цели урока?
-А зачем мы этим занимались?
7. Домашнее задание.
С. 125 № 153